Этапы формирования и развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью мной ставятся следующие задачи:
1. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3. Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Оглавление

Введение 4
Глава1. Становление и развитие менеджмента 6
1.1 Исторический подход к изучению менеджмента 6
1.2.Эволюция управленческой мысли 6
1.3 Возникновение и эволюция менеджмента 10
1.4.Этапы развития менеджмента в мире 14
Глава2. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте 20
2.1 Промышленный переворот и новые подходы к управлению 20
2.2. Возникновение, формирование и содержание различных 24
школ управления
2.3.Современные проблемы управления 31
Глава 3. Разнообразие моделей менеджмента 34
3.1. Особенности американской модели 34
3.2. Характеристика японской модели 36
3.3 Западноевропейская модель менеджмента 37
Заключение 40
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 79.28 Кб (Скачать)

Одно открытие, однако, должно было затмить все другие по своей важности для истории управления. Оно называлось свободой получения прибыли и получило крещение в 1766 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Новая нация созрела для развития новой деловой личности. Промышленные капиталисты верили в специализацию, рационализацию и делегирование задач.

Дальновидным промышленниками стало ясно, что посредством простого увеличения численности рабочих нельзя решить проблемы повышения эффективности производства. Производительность в широком масштабе стала необходимостью, и это привело к строительству более крупных заводов.

Завод, массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в управляющих (менеджерах), которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Так зародился менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. Главной целью менеджмента являлась максимизация прибыли на основе снижения издержек, в том числе и за счет эксплуатации рабочей силы.

С развитием разделения и специализации труда, увеличением масштабов производства и насыщением рынков менеджмент постепенно становился научной дисциплиной. [4, с.29]

Менеджмент как наука был принят в 1911 году, когда впервые опубликовали большой научный труд, автором которого являлся Ф.Тейлор. До этого периода менеджмент прошел четыре революции. Ученые выделяют первые 3 революции в эпоху древнего мира, Древний Египет, Рим. В современной науки к менеджменту эти 3 революции прямого отношения не имеют.

Наибольший интерес с точки зрения становления менеджмента как науки представляет 4 революция. Это эпоха технического переворота развития буржуазии, Эпоха перехода от чистого капитализма к монополистическому, появление крупных предприятий. В период четвертой управленческой революции менеджмент носил локальный характер и трактовался как организация производства и труда. В эпоху четвертой революции эксперименты в области научной организации производства и труда преимущественно ставились на предприятиях России и Англии. Поэтому центрами научного менеджмента считались: Москва, Лондон, Париж. Эксперименты носили локальный характер, то есть не было обмена результатами экспериментов, отсутствовала государственная поддержка.

В России и в Англии на общественных началах создавались кружки из промышленников для обсуждения вопросов научной организации производства и труда.

Чистый капитализм – это такое устройство экономической системы, при котором экономическая система представлена множеством мелких и средних предприятий. Факторы производства находятся в частной собственности, а деятельность экономической системы регулируется рынком при минимальном вмешательстве в экономику государства.

В XIXвеке в Америке господствовал чистый капитализм в совокупности с рынком товаропроизводителя. Рынок товаропроизводителя характеризуется превышением спроса над предложением. В этих условиях товаропроизводитель господствует над рынком и диктует свои интересы.

1.В  условиях рынка у товаропроизводителя  главным инструментом конкурентной борьбы является наращивание объемов производства быстрее, чем это сделает конкурент (чем больше товаропроизводитель произведет, тем больше он сможет продать на рынке и завоевать его).Для того, чтобы увеличивать объемы производства необходимо было внедрять результаты НТП в практику промышленных предприятий, модернизировать, совершенствовать технологии, заменять по возможности ручной труд машинным.

2.Внедрение результатов НТП требует  инвестиций. Инвестиции промышленности носили высокорискованый характер, так как скорость оборота капитала в промышленности в несколько раз ниже скорости его оборотов в торговле или в мелком бизнесе. Кроме того практика показывала, что не всегда приобретение нового оборудования и автоматизация давало ожидаемый экономический эффект. Поэтому инвесторы не готовы были предоставить свой капитал на развитие предприятий, с другой стороны развитие производства способствует развитию торговли и при определенных условиях инвестиции производств дают более высокие доходы, нежели инвестиции в торговле, следовательно, существует точка пересечения экономических интересов инвесторов и промышленных капиталов.

3.Для  привлечения инвестиций в промышленность  используют акционерный капитал. Инвесторы становятся совладельцами, акционерами, происходит отделение собственника от прямого участия во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятий.

4.Для того, чтобы акционерный капитал работал и приносил прибыль необходимо на профессиональном уровне заниматься вопросами организаций производства, технического процесса и сбыта, управления персоналом и финансами. Возникает потребность в специалистах. Эти специалисты стали прообразами современных менеджеров.

Поскольку результаты НТП внедрялись в производственную практику и способствовали развитию средств труда и предметов труда, а инвестиции в развитии рабочей силы отсутствовали, то возник кризис между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Кризис проявился в том, что уровень развития рабочей силы отставал от уровня развития средств труда. В результате производственные отношения оставались на низком уровне развития, что отражалось на эффективности управления трудовыми ресурсами. В эту эпоху для американской экономики характерно то, что развитие производства сдерживалось перегрузкой заводов, новым оборудованием, автоматизированными производительными линиями в то время как рабочая сила не была подготовлена к работе в новых условиях. Это является сдерживающим фактором в процессе окупаемости инвестиций, поэтому акционеры были заинтересованы в повышении эффективности рабочей силы, но без инвестиций в её развитие. На практике для решения этой проблемы акционеры нанимали специалиста в области управления персоналом. Они стали первыми прародителями менеджеров в области кадрового менеджмента.

Менеджмент зародился в малых предприятиях, но свое развитие получил в крупных корпорациях. Друккер писал «крупные корпорации в Америке составляют такое меньшинство, которое задает структуру общества, определяет качество жизни общества, а менеджер – это лидер или идеал, к которому стремится общество». В 1880 году образуется общество инженеров-механиков: Г. Таун, Ф. Хелси, Л. Брендис, Ф.Тейлор. Таун и Хелси в своей статье «Инженер как экономист» предложил рассматривать менеджера как организатора производства, ставившего во главу своей деятельности экономику. Брендис предложил употреблять термин научный менеджмент. Возникновение общества инженеров-механиков доказывает массовое признание менеджмента как науки. В университетах открываются новые специализации в области менеджмента, начинается пятая управленческая революция, которая включает в себя развитие менеджмента по школам:

1) Школа научного менеджмента (Ф.Тейлор)

2) Административная школа (А.Файоль)

3) Школа человеческих отношений (Маслоу)

4) Школа науки о поведении (МакГрегор) [2,c.84]

1.4.Этапы развития менеджмента в мире.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги  "Принципы  научного управления", в которой он впервые  рассмотрел  научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему  управления,  разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость  и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ  предложенной   Ф.Тейлором модели управления  показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами  и их руководителями.

 Именно  под воздействием учения Тейлора  чуть  позже  появляются  научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми  подходами  в  развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально  новыми подходами. Появится и апробируется на практике так  называемая  классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали  А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль  впервые  предоложили  новую теорию менеджмента,  раскрывающую его функции, принципы и необходимостьбтеоретического изучения.

Третий этап  развития  менеджмента  стал  называться  "неоклассическим",нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений",  развитие которой связано с именами ученых  А.Файоля,  Д.Муни,  П.Слоуна,  Э.Мейо.  На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960  гг.В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая  направлена  наразвитие   теории   организации    менеджмента    на    основе    достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от  всех  предыдущих тем, что происходит  становление современных количественных   методов обоснования управленческих решений под воздействием  широкого  использования в практике экономико-математических  методов  и  электронно-вычислительной техники. Этот  процесс успешно  развивается  по  настоящее   время.   Так, Д.Макгрегор  впервые обосновал  свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным  существенно  влияет  на  их  поведение  и  на рабочий  климат  в  организации.  В  теории  "X"  -  утверждение  приоритета контролирующего  менеджера, в  теории  "У"   -   принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.).

 Шестой  этап развития менеджмента можно  отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными –  управленцами  вырабатываются  новые  подходы  в  развитии  теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация  –  это открытая  система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации)  нужно  искать во  внешней  среде.  Исходя  из  такого   посыла   происходили   установления взаимосвязей между типами сред и различными  моделями  управления.  К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента"  И.Ансоффа,  "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика,  "конкретной  стратегии, конкурентоспособности,  потребительских  качеств  продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м  гг.,  которые  ознаменовались  появлением новых   подвидов   в   управлений,   неожиданным   для   многих    открытием "организационной  структуры"  как  мощного  механизма  управления,  особенно успешно использованного Японией и другими странами,  с  важнейшими  по  силе воздействия управленческими методами.

 Восьмой этап развития  менеджмента относится к 90-м  гг.  На  этом  этапе просматриваются три основные тенденции:

    • возврат к прошлому - осознание  значения  материальной,  технической  базы современного производства;
    • создание социальных поведенческих элементов -  это  усиление  внимания  не только к организационной культуре, но и к различным формам  демократизации управления,  участие  рядовых  работников  в  прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
    • усиление международного  характера  управления.  Переход  многих  стран  к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

 По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем  управления человечество  выработало  всего  три  принципиально  различных   инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия  отношения власть – подчинение, давление на  человека  сверху  с  помощью  принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура, т.е.  вырабатываемые  и  признаваемые  обществом  организации, групповые  ценности,  социальные  нормы,   установки,   шаблоны   поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок,  т.е.  наличие  сети  равноправных  отношений   по   горизонтали,основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях  собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.[7,c.53]

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны  методы и принципы их формирования.

I. Школа научного управления.                                           

1. Использование научного  анализа для определения лучших  способов       

выполнения задачи.                                                      

2. Отбор работников, лучше  всего подходящих для выполнения задач, и их   обучение.                                                               

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач.                                                    

4. Систематическое и правильное  использование материального  стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы.                

II. Классическая школа  управления.                                      

1. Развитие принципов управления.                                       

2. Описание функций управления.                                         

3. Систематизированный подход  к управлению всей организации.            

III. Школа человеческих  отношений и школа поведенческих  наук.           

1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для  повышения |степени удовлетворенности и производительности.                         

2. Применение наук о  человеческом поведении к управлению  и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.                           

Информация о работе Этапы формирования и развития менеджмента