Этапы формирования и развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью мной ставятся следующие задачи:
1. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3. Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Оглавление

Введение 4
Глава1. Становление и развитие менеджмента 6
1.1 Исторический подход к изучению менеджмента 6
1.2.Эволюция управленческой мысли 6
1.3 Возникновение и эволюция менеджмента 10
1.4.Этапы развития менеджмента в мире 14
Глава2. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте 20
2.1 Промышленный переворот и новые подходы к управлению 20
2.2. Возникновение, формирование и содержание различных 24
школ управления
2.3.Современные проблемы управления 31
Глава 3. Разнообразие моделей менеджмента 34
3.1. Особенности американской модели 34
3.2. Характеристика японской модели 36
3.3 Западноевропейская модель менеджмента 37
Заключение 40
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 79.28 Кб (Скачать)

3. Школа психологии и человеческих отношений.

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и  значения  человеческого  фактора, который  в  конечном  счете  является   основным   элементом   эффективности организации. Поэтому школу  психологии  и  человеческих  отношений,  которая устранила недостатки  классической  школы,  часто  называют  неоклассической школой.

Первая попытка применить психологический анализ к  практическим  задачам производства была предпринята  профессором Гарвардского университета США  Г.Мюнстербергом.

В 20–30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих  отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение   доктрины «человеческих отношений» обычно  связывают  с  именами  американский  ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Одним из главных  отличий  школы  психологии  и  человеческих  отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений  является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

Представители  школы  «человеческих  отношений»  рекомендовали   уделять серьезное  внимание  изменению  неформальной   структуры   при   перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер  должен стремиться  к тому, чтобы стать и неформальным лидером,  завоевав  «привязанности  людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство».

К недостаткам школы психологии и человеческих  отношений  можно  отнести игнорирование  вопросов   самоуправления   и   самоорганизации   рабочих в производстве, учеными был явно завышен  уровень  воздействия  на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Однако, несмотря на критику, которой  подвергалась  школа  психологии  и человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии  отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе  психологии  и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в  организации.  К числу  исследователей,  уделивших  этим  проблемам  значительное  внимание, следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.

Наиболее   последовательно   концепция    мотивации    развита    видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором  школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором.  Макгрегор  внес значительный вклад  в  развитие  содержания  теории  человеческих  ресурсов, сосредоточив  свое  внимание  на  вопросах  лидерства,  стиля руководства, поведения людей в организациях.

4. Школа науки управления (колическтвенная школа)

Становление школы  науки  управления  связано  с  развитием  математики, статистики, инженерных  наук  и  других  смежных  с  ними  областей  знаний. Наиболее   известными   представителями   этой   школы   являются   Р.Акофф, Л.Берталанфи,   С.Бир,   А.Гольдбергер,   Д.Фосрестер,    Р.Люс,    Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган.

Школа науки управления  сформировалась  в  начале  50-х  гг.  и  успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки  управления  различают  два главных направления:

1)рассмотрение производства  как  «социальной  системы»  с  использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

2)исследование  проблем  управления  на  основе   системного   анализа   и использования кибернетического подхода,  включая  применение  математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что  каждый  из  элементов,  составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на  положении  о  том,  что  все  функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно  связан  с  системным  и  процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается  в определении понятия ситуации, под которой подразумевается  конкретный  набор обстоятельств, переменных, оказывающих  влияние   на организацию в определенное время.

Заслуга школы  науки  управления  заключается  в  том,  что  она  сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы),  влияющие  на организацию.

Второе направление школы науки управления  связано  с  развитием  точных наук и, прежде всего,  математики.  В  современных  условиях  многие  ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877).

Возможность использования математики для решения  экономических  проблем вызвала большой интерес в России.

Ряд  крупных  специалистов,  таких   как   В.К.Дмитриев,   Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад  в  разработку  и  развитие  экономико- математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному  своими  работами  по теории вероятности и математической статистике. В  1915  г.  он  опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета  потребителя»,  которая  оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории.  Через  20  лет эта статья получила мировое признание.

Первая  в  стране  Лаборатория  экономико-математических  методов   была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество  для  развития  экономической  теории  в  связи  со  статистикой  и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты  И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др.  Ассоциация  стала  выпускать журнал  «Эконометрика».  Образование  этой  ассоциации  послужило  отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной  особенностью  науки  управления  является   использование моделей. Модели  приобретают  особенно  важное  значение,  когда  необходимо принимать  решения  в  сложных  ситуациях,   требующих   оценки   нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой  мысли.  На  основе  синтеза  идей,  выдвинутых  в предшествующие периоды,  исследователи  пришли  к  пониманию   необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была  сформулирована  идея  о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

2.3.Современные проблемы управления

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия. На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно пи средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

Современный менеджмент характеризуют следующие положения:

1. Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

2.Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

3.Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь – ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих. [4, с. 38]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разнообразие моделей менеджмента

3.1. Особенности  американской модели

Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

Американский  менеджмент  впитал  в  себя  основы  классической   школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик  и  Линдал Урвик  сделали  много  для  популяризации  основных  положений  классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование  всех других направлений в американской теории управления.

  Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования  в  20–30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось  понимание того, что для выживания  производства  необходимо  изменить  отношение  к положению рабочего на  предприятии,  выработать  новые  методы  мотивации  и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Современный американский менеджмент  в  таком  виде,  какой  сложился  в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации  производства.

3. Корпорация как основная форма  предпринимательства.

Американский  экономист  Роберт  Хейлбронер  указал  на   три   основных исторически сложившихся подхода к распределению  ресурсов  общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет  в  виду  распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от  одного поколения к другому. Командный подход подразумевает  распределение  ресурсов через приказы. Рыночный  подход  предусматривает  распределение  ресурсов  с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход  является наиболее эффективным.

Современная  американская  модель  менеджмента  ориентирована  на  такую организационно-правовую форму частного предпринимательства,  как  корпорация(акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

Американские  корпорации  широко   используют   в   своей   деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60–70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.   

Основой стратегического управления  является  системный  и  ситуационны йанализ  внешней  (макроокружение  и  конкуренты)   и   внутренней   (научные исследования и разработки, кадры и их  потенциал,  финансы,  организационная культура и пр.) среды.

Информация о работе Этапы формирования и развития менеджмента