Этапы формирования и развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью мной ставятся следующие задачи:
1. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3. Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Оглавление

Введение 4
Глава1. Становление и развитие менеджмента 6
1.1 Исторический подход к изучению менеджмента 6
1.2.Эволюция управленческой мысли 6
1.3 Возникновение и эволюция менеджмента 10
1.4.Этапы развития менеджмента в мире 14
Глава2. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте 20
2.1 Промышленный переворот и новые подходы к управлению 20
2.2. Возникновение, формирование и содержание различных 24
школ управления
2.3.Современные проблемы управления 31
Глава 3. Разнообразие моделей менеджмента 34
3.1. Особенности американской модели 34
3.2. Характеристика японской модели 36
3.3 Западноевропейская модель менеджмента 37
Заключение 40
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 79.28 Кб (Скачать)

IV. Школа науки управления.                                             

1. Углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря  разработке и применению  моделей.                                        

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.      

В число основных направлений  развития  научных  школ  управления  можно отнести такие подходы:

    • научного направления;
    • административный;
    • с точки зрения человеческих отношений;
    • с точки зрения науки о поведении;
    • с точки зрения количественных методов;
    • к управлению как к процессу;
    • системный;
    • ситуационный.

    Адекватно соответствующим  этапам происходит процесс формирования  научных школ, но менялась организация управления от  простых  методов  управления  к сложным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте

2.1 Промышленный  переворот и новые подходы  к управлению

Переход от ручного труда к использованию машин в промышленности произошел в последней четверти XVIII столетия. В Англии были изобретены ткацкий станок и прядильная машина. На первых текстильных фабриках эти станки и машины приводились в движение при помощи силы падающей воды. С изобретением паровой машины появилась возможность значительно расширить территории размещения предприятий, а не только вблизи рек.

Паровые машины стали быстро распространяться как в Англии, как и в странах Европы и США. Изготовление машины – двигателя, передаточных устройств и самой рабочей части – потребовали новых видов материалов, сырья и вызвали к жизни новые отрасли промышленности. В английском законодательстве начала XIX в. имеются упоминания таких видов производств, как доменные печи, железоделательные, медеплавильные, литейные и машиностроительные заводы, металлические мастерские, фабрики по изготовлению гуттаперчи, бумаги. Стекла, табака, печатные и переплетные мастерские и т.д.

Промышленный переворот создал необходимые условия для развития тяжелой промышленности, но начался он с развития легкой промышленности, производящей предметы личного потребления: ткани, обувь, одежду и предметы быта. Крупные фабрики и заводы объединяли на одном предприятии тысячи рабочих, управление которыми требовало новых подходов, иной организации, дальнейшего углубления внутрипроизводственного разделения труда. В этот период происходили частые военные столкновения: гражданская война в США, колониальные войны Англии, франко-прусская война, русско-турецкие войны, наполеоновские войны и т.д. Организация и управление войсками, несомненно, повлияли на характер управления и в промышленности. Жестокие войны порождали и жестокие методы управления. Вот один из примеров подхода к управлению – «Дисциплинарный кодекс», авторство которого приписывают Р. Аркрайту (1732-1792) и его сподвижникам. Английский предприниматель, цирюльник, изобретатель прядильной машины сумел осознать, что для управления фабрикой с системой машин-автоматов необходимо заставить людей отказаться от их прежних привычек ремесленников и рабочих мануфактуры самостоятельно решать организацию своего труда и подчинить их действия строгому ритму работы машин. Для этого потребовалась новая дисциплина труда. Управляющие стали предъявлять к рабочим ряд требований:

    • работник должен быть на фабрике, на своем рабочем месте в 5.30 утра;
    • при опоздании на 10 минут рабочего не пускали на фабрику до перерыва на завтрак и он лишался ¼ части дневного заработка;
    • есть, пить, делать перерывы можно было лишь с разрешения управляющего и по его распоряжению;
    • в последующем было введено правило найма на работу и увольнения, по которому рабочий фактически не мог в одностороннем порядке расторгнуть договор о найме.

Умелое размещение машин и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины принесли свои положительные результаты и позволили значительно повысить производительность труда. Были заложены основы управления крупными фабриками и заводами.

Продолжительный рабочий день, доходивший до 14 часов, тяжелые условия труда, штрафы и другие притеснения побуждали рабочих к организованному сопротивлению новым методам управления. Однако в этот период появляются и другие идеи более лояльного отношения к рабочим. Для своего времени эти идеи были утопическими и смогли быть полезными для общества лишь через многие десятки лет. Автором их был Р. Оуэн (1771-1858). Будучи предпринимателем и управляющим крупным текстильным предприятием в Шотландии, он ввел сокращенный рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и образцовую школу, выдвинул идею трудовой коммуны и другие нововведения. Но все это было обречено на провал. Его начинания не выдержали натиска конкурентов. Сокращение рабочего дня фабричным законодательством в Англии, а впоследствии и в других европейских странах с 14 до 10-12 часов, борьба за 8-часовой рабочий день, конфликты на этой почве между рабочими и управляющими привели к необходимости повышения интенсивности труда.

Кроме того, хозяева фабрики и заводов, управляющие и инженеры, мастера и рабочие начали осознавать, что новая техника при хорошем владении ею может показать лучший результат, более высокую производительность труда. Возник и еще один вопрос, касающийся экономии на затраченном капитале, рациональном расходовании материальных ресурсов и денежных средств.

По объективным причинам Россия тогда не являлась опасным конкурентом для промышленности Запада. Ведущие европейские страны интересовались в Росси главным образом дешевым сырьем. Лес, пушнина, уголь, деготь, зерно, хлопок, кожевенное сырье и другие ресурсы охотно вывозились на западные рынки. Но передовые деятели в России, ученые и инженеры понимали, что без развития отечественной промышленности и освобождения от крепостничества страна будет обречена на вечную зависимость, останется сырьевым придатком высокоразвитых государств. В 1861 году было отменено крепостное право, появился рынок наемной рабочей силы. [6,c.23]

Научной и технической основой для промышленного переворота в нашей стране явились многие открытия и изобретения российских ученых и практиков. Все это требовало новых подходов в управлении производством, передовых способов организации производства и новых отношений между управляющими и управляемыми. Особенно рельефно это проявилось в связи с внедрением технических изобретений. Использование новой техники и технологий объективно требовало более квалифицированных рабочих.

Одним из первых научных подходов в этом деле явились работы ученых Московского высшего технического училища. В 60 - 70-х гг. XIX в. были проведены исследования по созданию методики рационализации трудовых движений рабочих.

Так постепенно складывалась структура управления фабриками и заводами. Сформировалось низшее звено управления, в которое вошли мастера цехов, начальники и бригадиры производственных бригад, их помощники, наиболее квалифицированные рабочие – «рабочая аристократия» - с более высокой оплатой. На вершине управленческой структуры находились фабриканты – хозяева предприятий, управляющие заводами и участками, инженеры. Назревала необходимость создания еще одного звена управления – функциональных управляющих, получившего позднее статус среднего звена управления.

Во всех индустриально развитых странах на фабриках и заводах, штатах и рудниках все большее внимание уделялось производственному обучению, поиску эффективных способов и приемов работы, лучшей организации рабочих мест.

Управление предприятиями требовало научного подхода, новых взглядов и свежих идей в области повышения производительности труда и его интенсивности. Повысить интенсивность труда в условиях сложившейся системы управления, жесткой дисциплины и крайне высокой степени напряженности и тяжести труда не удавалось из-за протестов рабочих, стачек и забастовок, перерастающих в политические выступления. Пересмотр норм выработки в сторону увеличения и снижения расценок немедленно вел к возмущению рабочих. Выход из этого положения был найден, но не в России, Англии или странах Европы. Новый подход к управлению впервые в мире сформировался в США, когда-то воспринявших организацию и управление производством у английской промышленности.

Основателем научного менеджмента стал Фредерик Уинслоу Тейлор(1856-1915) [6, с.25]

2.2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления

1.Школа научного управления.

Возникновение современной науки управления относится к началу  XX  в.  и связано с именами Ф.У.Тейлора,  Френка  и  Лилии  Гилбрет  и  Генри  Гантта. Важной заслугой этой  школы  было  положение  о  том,  что  управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и  социальный  эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов  управленческого  процесса  и  их обобщение.

Этот  метод  исследования  впервые  был  применен  к  отдельно   взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором,  которого  следует считать основоположником научного управления производством.

Термин  «научное  управление»  впервые   был   предложен   в   1910   г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее  признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью  Тейлора  было создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся  на основе экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического труда и его организации.

Создавая  свою  систему,  Тейлор  не  ограничивался   только   вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему использованию  производственных  фондов   предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции  осуществления  взаимодействия   элементов   производства   были возложены на плановое или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по  управлению  – это определенная специальность. Основной  задачей  предложенной  им  системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция  так  называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение.  В основе этой концепции лежало утверждение о том,  что  единственным  движущим стимулом людей  являются  их  потребности.  Тейлор  считал, что с помощью соответствующей   системы   оплаты   труда   можно   добиться   максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы  Тейлора  заключался в провозглашении единства  экономических  интересов  рабочих  и  менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в  первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его  ученика.  Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк  Гилбрет  и  его  супруга  Лилиан  Гилбрет  занимались   вопросами рационализации  труда  рабочих  и  исследованием   возможностей   увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора  внес  Г.Эмерсон.  Эмерсон исследовал   принципы   трудовой   деятельности   применительно   к   любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства.  В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд  заменил  ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

2. Классическая (административная) школа в управлении.

Классическая или административная школа в  управлении  занимает  отрезок времени с 1920  по  1950  гг.  Родоначальником  этой  школы  считается  Анри Файоль, французский горный инженер,  выдающийся  менеджер-практик,  один  из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая  занималась  в  основном вопросами рациональной организации труда отдельного  рабочего  и  повышением эффективности  производства,  представители  классической   школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью  классической  школы   было   создание   универсальных   принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций,  поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на  общие,  относящиеся  к  любой  сфере  деятельности,   и   специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения  его доктрины,  являются  Линдал  Урвик,  Л.Гьюлик,  М.  Вебер,  Д.Муни,   Алфред П.Слоун, Г.Черч.

На  основе  разработок  Файоля  и  его   последователей   сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

    • четкое функциональное разделение труда;
    • передача команд и распоряжений сверху вниз;
    • единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного босса»);
    • соблюдение «диапазона контроля»  (осуществление  руководства  ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы  построения  организации  справедливы  и  для настоящего времени, несмотря на то,  что достижения  НТП  наложили  на  них определенный  отпечаток.   Так,   широкое   использование   в   практической деятельности  электронно-вычислительной  техники   упростило   связи между органами (звеньями) управления в организации  за  счет  ускорения  обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента  характерно  игнорирование человека  и  его  потребностей.  За  это  представители  школы  подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Информация о работе Этапы формирования и развития менеджмента