Экономическое обоснование управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование вопросов обоснования управленческих решений, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.

На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию управленческое решение.
Выделить основные группы методов обоснования управленческих решений.
Выявит факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений.
Рассмотреть методы обоснования управленческих решений конкретного предприятия, провести анализ внешней и внутренней среды организации и сделать выводы.

Оглавление

Введение……………………………………………………...............…………3

1.Теоретические основы управленческих решений……………………....….5

1.1.Понятие управленческих решений и их классификация………………...5

1.2.Сущность и характерные особенности управленческих решений……...9

1.3.Факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений……………………………………………………………….……….13

2.Методические аспекты разработки и принятие управленческих решений………………………………………………………………………..17

2.1.Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений………………………………………………………………………..17

2.2. Роль руководителя в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………………………..20

2.3.Методы принятия управленческих решений………………………...….23

3.Экономическое обоснование управленческих решений

(на примере ОАО «НВА»)…………………………………………………....26

3.1.Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «НВА»………………………………………………………………………….26

3.2.SWOT-анализ ОАО «НВА»……………………………………………….30

3.3.PEST-анализ ОАО «НВА»…………………………………...…………...35

Заключение……………………………………………………...……………..39

Список использованной литературы………………………..……………….42

Список используемых электронных ресурсов……………………...……….44

Приложение 1

Приложение 2

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

      С учетом выявленных возможностей и угроз  выделяются основные взаимовлияющие группы «Возможности – сильные/слабые стороны» «Угрозы – сильные/слабые стороны» и составляется матрица.

      Это позволяет сделать стратегические выводы из проделанного анализа, точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед компанией и найти пути их решения с учетом имеющихся и предполагаемых ресурсов. Именно эта фаза SWOT-анализа определяет стратегические цели развития компании. 

      Таблица 5 - Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон

  Описание Сильные стороны Слабые  стороны
Большой ассортимент качественной продукции Опыт работы компании более 60 лет Неустойчивое  финансовое положение предприятия Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
Возможности Выход на новые  рынки Завоевания  новых покупателей   Признаниие  на рынке  
Успешное  самостоятельное привлечение на зарубежных рынках   Признание их опыта  на зарубежных рынках    
       
Угрозы Попытки вытеснения с  рынка       Угроза потери рентабельности
Конкуренты   Менее опасны при  наличии хорошей репутации надежности и качества    
       

      Проведя анализ можно сформулировать стратегию  на основании результатов матриц 3, 4 и 5.

      Благодаря таким возможностям как выход на новые рынки, помогут заводу улучшить свое положение на рынке.

      Наиболее  опасными для ОАО «НВА»  является попытки вытеснения с  рынка и  усиление конкуренции.

      Учитывая, имеющиеся сильные стороны у  организации и возможности рынка организация имеет следующие преимущества:

  • Возможность завоевания новых покупателей за счет имеющейся возможности выхода на новые рынки;
  • Такие преимущества, как качество продукции и сравнительно низкие цены с использованием рекламных технологий могут создать благоприятный образ организации и тем самым завоевать рынок.

      3.3. PEST-анализ ОАО «НВА»

      PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

      Важной  частью при проведении PEST - анализа является требование системности стратегического анализа каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.

      Анализ  внешней среды – это полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблице.

        Таблица 6 - PEST-анализа ОАО «НВА»

      Политические  факторы       Экономические факторы
      Стабильность политической ситуации;

      Изменение законодательства РФ;

      Государственное регулирование;

      
      Скачки  курса валют;

      Рост  налогов и пошлин;

      Рост  темпов инфляции;

      Уровень безработицы;

      Социальные  факторы       Технологические факторы
      Уровень образования;

      Изменение привычек и запросов потребителя;

      Экологические факторы;

      Совершенствование технологии производства;

      Новые патенты;

      Проведение  научно-исследовательских работ в области деятельности предприятия.

      Мы  определили набор факторов внешней  среды для нашего предприятия, оценку рассматриваемых факторов сведем в таблицу.

      Таблица 7 – Анализ профиля внешней среды ОАО «НВА»

Факторы внешней среды Важность для  отросли (от1 до 9) Влияние на организацию (от 0 до 9)  
Направление влияния

(+1 или  -1)

Степень важности (D=A*B*C)
A B C D
  Стабильность  политической ситуации 8 8 +1 64
  Изменение законодательства РФ 7 7 +1 49
  Государственное регулирование 7 8 -1 -56
  Скачки  курса валют 8 8 -1 -64
  Рост  налогов и пошлин 9 8 -1 -72
  Рост  темпов инфляции 9 9 -1 -81
Уровень безработицы 9 9 -1 -81
  Уровень образования 7 5 +1 35
  Изменение привычек и запросов потребителя 9 9 +1 81
Экологический фактор 9 9 +1 81
  Совершенствование технологии производства 7 9 +1 63
  Новые патенты 8 9 +1 72
Проведение  научно-исследовательских работ в области деятельности предприятия 9 9 +1 81

      Проанализировав показатели таблицы, мы можем сказать, что все факторы PEST-анализа оказывают определенное влияние на деятельность предприятия и отрасль. Однако экономические факторы отрицательно воздействуют на развитие предприятия. Но все же общая сумма баллов по всем факторам составляет +172, что говорит в целом о благоприятном влиянии внешней среды на деятельность ОАО «НВА».

      Анализ  прогнозируемого сценария развития применяется для определения  возможных тенденций развития компании и ее конкурентов исходя из исторического анализа.

      Сценарий  будем проводить по объему производства ОАО «НВА».

      Таблица 8 – Объем производства ОАО «НВА»

Период 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Объем производства 45378 46744 29848 35810

      Объем производства предприятия на прогнозный период выбирается предположительно.

      Предположим, что в 2011-2014 гг. предприятие будет  развиваться по двум сценариям, и из этого мы сможем определить тенденцию развития в будущем.

      Таблица 9 - Объем производства ОАО «НВА» за прогнозируемый период

Период 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Сценарий 1 43564 51369 79263 98426
Сценарий 2 42486 49865 55693 63565
Сценарий 3 34265 30863 28365 26536

      Опираясь  на выше перечисленные данные, можно  отобразить выбранные значения объемов производства на графике.

      Рисунок 10 – Сценарий прогнозируемого развития объема производства ОАО «НВА»

      Эти результаты, представленные на рисунке, определяют три варианта развития предприятия: объем производства может существенно  упасть, может возрасти, а так же возможен промежуточный вариант.

      Исходя  из выше сказанного, можно сделать вывод, что анализ данных методов – это очень важный и то же время сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в сфере событий, установление связей между сильными и слабыми сторонами организации, а так же возможностями и угрозами, заключенными во внешней среде.

      Таким образом, анализ методов маркетинга в стратегическом анализе внешней среды ОАО «НВА» необходим для вынесения оценки состояния и перспектив развития предприятия в данной отросли.

      Заключение

      Подводя итог своей работе, можно сделать  следующие выводы:

  • Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы;
  • Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.

      Существует  большое число различных методов  принятие управленческих решений. Применительно  к управлению все решения можно  классифицировать как:

  • общие;
  • организационные;
  • запрограммированные;
  • незапрограммированные;
  • рациональные;
  • нерациональные;
  • вероятностные;
  • решения в условиях неопределенности;
  • интуитивные;
  • на основе компромисса;
  • альтернативные.

      Все эти методы в той или иной мере находят свое отражение в процессе принятия решений в ОАО «НВА».

      В ходе данной курсовой работы был проведен экономический анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия ОАО «НВА»  Информационной базой для анализа  являлись бухгалтерские балансы (форма  №1, форма №2) за 2008-2010 годы. (см. приложение 2).

Информация о работе Экономическое обоснование управленческих решений