Экономическое обоснование управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование вопросов обоснования управленческих решений, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.

На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию управленческое решение.
Выделить основные группы методов обоснования управленческих решений.
Выявит факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений.
Рассмотреть методы обоснования управленческих решений конкретного предприятия, провести анализ внешней и внутренней среды организации и сделать выводы.

Оглавление

Введение……………………………………………………...............…………3

1.Теоретические основы управленческих решений……………………....….5

1.1.Понятие управленческих решений и их классификация………………...5

1.2.Сущность и характерные особенности управленческих решений……...9

1.3.Факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений……………………………………………………………….……….13

2.Методические аспекты разработки и принятие управленческих решений………………………………………………………………………..17

2.1.Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений………………………………………………………………………..17

2.2. Роль руководителя в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………………………..20

2.3.Методы принятия управленческих решений………………………...….23

3.Экономическое обоснование управленческих решений

(на примере ОАО «НВА»)…………………………………………………....26

3.1.Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «НВА»………………………………………………………………………….26

3.2.SWOT-анализ ОАО «НВА»……………………………………………….30

3.3.PEST-анализ ОАО «НВА»…………………………………...…………...35

Заключение……………………………………………………...……………..39

Список использованной литературы………………………..……………….42

Список используемых электронных ресурсов……………………...……….44

Приложение 1

Приложение 2

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

      В основе процесса принятия решений по управлению фирмой лежат четыре основных принципа, игнорирование которых (полное или частичное) может привести к  ошибочным решениям и неудовлетворительным результатам. Соблюдение же этих принципов дает возможность принимать качественные решения на всех уровнях организации.

      Первый  принцип - это принцип организационного соответствия. Форма организации должна быть приспособлена к бесперебойному осуществлению связей, что облегчает как процесс принятия решений, так и контроль над их выполнением. Нельзя не учитывать и того факта, что полномочия и ответственность все больше переходят "из рук в руки". Только возлагая на руководителей ответственность за результаты их решений можно подготовить лучшие руководящие кадры.

      Второй  принцип - политика, стратегия и цели должны быть настолько четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего характера, касающихся новых видов деятельности, выходящей за пределы сегодняшних потребностей [21, c.122].

      Третий  принцип - требует иметь достаточное  количество надежных данных об изменяющейся обстановке, необходимых для поддержания эффективных связей между руководителями высшего уровня и более низкими уровнями функционирующих подразделений организации. Чрезвычайно важно производить отбор имеющихся данных таким образом, чтобы руководители высшего уровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом.

      Четвертый принцип - предусматривает гибкость, без которой могут остаться неиспользованными  бесчисленные возможности. При идеальных условиях (наличие точных критериев, ясных целей и полной информации) потребность в менеджерах, принимающих решения, была бы невелика. ЭВМ смогла бы ответить на любой вопрос. К сожалению, мы живем далеко не в идеальном мире и постоянно существует потребность в квалифицированных менеджерах, определяющих оптимальные направления действий организации. По своей природе перечисленные принципы являются универсальными и их необходимо придерживаться в управленческой и предпринимательской деятельности. Совершенствование основных принципов организации принятия управленческих решений [21, c123].

      Вне зависимости от типа модели  и  от того, является решение запрограммированным  или нет, по какой модели руководитель принимает решение, сам процесс  принятия решений в теории принятия решений включает несколько этапов.

  • Первый этап принятия решений - подготовка. Руководитель выявляет проблему и формулирует вопрос так, чтобы каждый подчиненный понял его важность.
  • Второй этап принятия решений - это собственно момент принятия решения.
  • И третий этап принятия решений - исполнение.

      Принятое  решение реализуется, что-то попутно уточняя и корректируя. В этот момент не все руководители готовы пересматривать свои выводы, но они почти всегда могут изменить курс, если только готовы выслушивать других и хотят довести дело до конца.

      Правда, если на подготовительном этапе подчиненные почему-то оказывают сопротивление изменениям  и Вашим попыткам направить их энергию на решение поставленной задачи, то, скорее всего это неправильно сформулированная задача, или просто не те люди у Вас в подчинении. Значит, нужно найти новые слова или как уже становиться понятно новых исполнителей.

      Если  вынесение вердикта вы понимаете  как процесс, то можете в зависимости  от реакции окружающих поставить  вопрос несколько иначе и тем  самым сократить путь к цели. Если же - как одномоментное действие, то на стадии реализации вас наверняка настигнет неудача, ведь вы не укрепили свои тылы.

      Надо  всегда помнить - решение, которое не удалось реализовать – ошибочно [30].

      2.2. Роль руководителя в процессе принятия управленчиских решений

      В процессе решения можно выделить следующие основные функции руководителя.

      Во-первых, руководитель должен управлять процессом  выработки решения.

      Во-вторых, руководитель выдвигает задачу для  решения, участвует в ее конкретизации  и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы.

      В-третьих, он выполняет сложную работу по самому принятию решения.

      В-четвертых, руководитель организует выполнение решения, возглавляя работы на этапе реализации принятого решения.

      В процессе подготовки и принятия решения  участвуют два основных типа работников: системные аналитики и собственно руководители (для решения отдельных  вопросов привлекаются также эксперты по определенным проблемам) [25, c.281].

      Системные аналитики должны владеть в полном объеме современными методами анализа; руководители должны владеть системным  подходом к принятию решений и  иметь общее представление о  методах и средствах используемых в процессе подготовки и принятия решения. Опыт учит, что руководитель, не понимающий в общих чертах логику исследования, не верит рекомендациям системных аналитиков. Сущность и характерные особенности управленческих решений [5,с.96].

      Выработка решения осуществляется совместно  руководителем и системными аналитиками. Одна из важнейших задач системных  аналитиков состоит в оказании помощи руководителю при выявлении цели его деятельности по принятию решения - каковы они есть или какими должны быть.

      Процесс выявления целей может носить итеративный характер. Системный  аналитик, исходя из имеющихся директивных  материалов, данных прогнозов, мнении отдельных специалистов и др., составляет список всех возможных целей, которые  первоначально не обязательно должны быть точными и полными, и проводит их систематизацию.

      Затем представляет эти данные руководителю. При этом может оказаться, что  предложения системного аналитика  руководителя не устраивают. Обмен  мнениями помогает уточнить старые и  выявить новые цели. Системные аналитики помогают правильно наметить подходы к определению цели, более качественно провести процесс их выявления, применяя определенные логические принципы, вводя, где это возможно, количественные методы оценки.

      Системными  аналитиками выявляются и первоначально оцениваются альтернативы решений проблемы. Они расчленяют проблему таким образом, чтобы были видны все причинно-следственные связи, определяют тенденции в изменении поведения экономических объектов в будущем, осуществляют выбор альтернатив и критериев, проводят необходимые расчеты и т.д.

      Крайне  важно, чтобы проблемы, подлежащие решению, выявлялись при участии лиц, заинтересованных в их решении, т.е. самих руководителей. Когда же в постановке проблем  и выборе способов их решения принимают участие только системные аналитики, то результаты их работы  часто не находят признания у руководителей.

      Большинство руководителей в процессе совместной работы с системными аналитиками  над постановкой задачи обнаруживают такие проблемы и возможности, о существовании которых им ранее не было известно и которые стали очевидными только в процессе этой работы    [15, c.344].

      Вовлечение  руководителей в аналитическое  исследование проблем является важным фактором успеха. Участие руководителя в формировании критериев, определении и ранжировании целей решающим образом сказывается на внедрении результатов. В 80% случаев разработки, выполненные с привлечением руководителя, находят практическое применение. Это в два раза превышает значение показателя внедрения разработок без их участия.

      Такая форма сотрудничества несет в  себе выигрыш двоякого рода. С одной  стороны, проблемы ставятся в адекватном для нужд управления виде, с другой - руководитель, принимая участие в  формализации конкретной управленческой ситуации, имеет ясное представление о границах выводов системных аналитиков и о том, как полученные результаты помогут ему более обоснованно принять решение.

      Руководитель  должен принимать решение, опираясь на точные, проверенные данные, на детально проработанные системными аналитиками вариантами, в многообразии которых оптимальный вариант редко можно обнаружить с первого взгляда. А интуиция руководителя используется лишь в дополнение, но не как замена результатов, подготовленных системными аналитиками.

      Решение является непосредственным продуктом  труда руководителя любого уровня и  ранга. Функции подготовки, принятия и реализации решений лежат в  основе многих организационно-процедурных  схем, положений, определяющих содержание деятельности отдельных элементов народнохозяйственной системы [29].

      В современных условиях у руководителей  значительно расширяются самостоятельность  и возможности поиска эффективных  решений, но и повышается ответственность  за конечный результат принятых решений.

      2.3.Методы  принятия управленческих решений

      Следует помнить, что почти все каждодневные решения мы принимаем без систематического продумывания, другие решения, например, куда отправиться жить после окончания  университета, или какой стиль  жизни удовлетворил бы нас - после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания отдельным решениям [3, c.98].

      Ответственность за принятие важных организационных  решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках [4, c.113].

      Поэтому руководитель, как правило, не может  принимать непродуманных решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более рационально, и систематизировано, необходимо подробнее ознакомиться с всеобщностью принятия решений, его органической связью с процессом управления и некоторыми характеристиками организационных решений.

      Методы  разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

      Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

      Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

      Качество  управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность [19, c.41].

      Объект  принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

      Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Информация о работе Экономическое обоснование управленческих решений