Экономическое обоснование управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование вопросов обоснования управленческих решений, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.

На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию управленческое решение.
Выделить основные группы методов обоснования управленческих решений.
Выявит факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений.
Рассмотреть методы обоснования управленческих решений конкретного предприятия, провести анализ внешней и внутренней среды организации и сделать выводы.

Оглавление

Введение……………………………………………………...............…………3

1.Теоретические основы управленческих решений……………………....….5

1.1.Понятие управленческих решений и их классификация………………...5

1.2.Сущность и характерные особенности управленческих решений……...9

1.3.Факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений……………………………………………………………….……….13

2.Методические аспекты разработки и принятие управленческих решений………………………………………………………………………..17

2.1.Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений………………………………………………………………………..17

2.2. Роль руководителя в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………………………..20

2.3.Методы принятия управленческих решений………………………...….23

3.Экономическое обоснование управленческих решений

(на примере ОАО «НВА»)…………………………………………………....26

3.1.Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «НВА»………………………………………………………………………….26

3.2.SWOT-анализ ОАО «НВА»……………………………………………….30

3.3.PEST-анализ ОАО «НВА»…………………………………...…………...35

Заключение……………………………………………………...……………..39

Список использованной литературы………………………..……………….42

Список используемых электронных ресурсов……………………...……….44

Приложение 1

Приложение 2

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

      Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

      Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения [19, c.79].

      Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

      Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.

3.Экономическое обоснование управленческих решений

(на  примере ОАО «НВА»)

3.1. Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «НВА»

      Открытое  акционерное общество «Кореневский завод низковольтной аппаратуры»  имеет шестидесятилетний опыт в  производстве низковольтной аппаратуры распределения и управления, предназначенной для применения в промышленных и энергетических системах.

      Место нахождения: 307410, Россия, Курская область, пгт. Коренево, ул. Октябрьская, 40.

      Основными видами деятельности общества являются:

  • производство и реализация низковольтной электрической аппаратуры и товаров народного потребления;
  • изготовление специального технологического оборудования, оснастки и инструмента;
  • проведение ремонтных, строительных, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;
  • осуществление научно-технической деятельности, разработка и внедрение новой продукции, технологий, оборудования, средств механизации и автоматизации;
  • проведение маркетинга и оказание маркетинговых услуг, приобретение и продажа патентов, лицензий, «ноу-хау»;
  • осуществление торговых, торгово-посреднических, торгово-закупочных и других операций, включая экспортно-импортные, в том числе в иностранной валюте на внешнем рынке;
  • оказание различного рода услуг предприятиям, организациям, гражданам;
  • благотворительная деятельность [2].

      Стратегия взаимовыгодного сотрудничества определяет производственную политику предприятия  – планомерное увеличение объема конкурентных, отвечающих современным  техническим требованиям изделий  и расширение номенклатуры выпускаемой  продукции.

      Организационная структура  управления ОАО «НВА» (см. Приложение 1), утвержденная генеральным директором, представляет собой линейно-функциональную систему управления, сочетая в себе линейную и программно-целевую, являясь на данный момент времени наиболее распространенной, модифицированной и функционально востребованной [1]. Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

      Оценка  основных финансово-хозяйственных  показателей деятельности организации  является первостепенной задачей любого экономического анализа предприятий. Содержанием экономического анализа  является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов.

      Таблица 1 - Показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «НВА» за 2008-2010 гг.

      № №п./п.  
Наименование  показателей тыс. руб.
 
 
2008
 
 
2009
 
 
2010
Абсолютное  значение, в тыс. руб. Относительное значение, в %
2009к

2008

2010к

2009

2009к

2008

2010к

2009

1 Основные средства 51075 52349 39354 1274 -12995 102,5 75,2

      Продолжение таблицы 1.

2 Дебиторская задолженность 25190 27874 42846 2684 14972 110,6 153,7
3 Кредиторская  задолженность 30363 26364 45373 -3999 19009 86,8 172,1
4 Выручка 458442 303054 428838 -155388 125784 66,1 141,5
5 Себестоимость проданных товаров 417986 272574 397732 -145412 125158 65,2 145,9
6 Прибыль 34939 27021 27277 -7918 256 60,2 100,9
7 Чистая прибыль 26000 21479 21875 -4521 396 82,6 101,8

      * Источник: рассчитано на основании данных, представленных в приложении 2.

      В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности можно сделать следующие выводы:

  • Основные средства в 2009г по сравнению с 2008г увеличились на 1274 тыс. руб. (или на 2,5%), отсюда мы видим, существенных изменений не произошло, но зато в 2010г по сравнению с 2009г уменьшились на 12995 тыс. руб. (или на 24,8%), что можно оценить как негативную тенденцию.
  • Сумма дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2008г составляет 25190 тыс. руб., а на 31.12.2009г. 27874 тыс. руб., отсюда мы видим, что существенных изменений в текущем периоде не происходило и составляет всего 2684 (или 10,6%), но на конец 2010г сумма дебиторской задолженности составляет 42846 тыс. руб. и это на 14972 тыс. руб. (или на 53,7%) чем в прошлом году.
  • Из данных по кредиторской задолженности за 2009г видно, что предприятие имеет на 3999 тыс. руб. (или на 13,2%) меньше по сравнению с 2008г., но зато в 2010г. по сравнению с 2009г кредиторская задолженность увеличилась на 19009 тыс. руб. (или на 72,1%) и всего составляет 45373 тыс. руб., это с тем, что предприятие задолжало поставщикам и подрядчикам.

      Проведенный анализ показал, что в целом прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 7918 тыс. руб., за счет следующих факторов:

  • уменьшение выручки в 2009 году на 33,9% привело к уменьшению прибыли на;
  • уменьшение себестоимости на 145412 тыс. руб. уменьшило прибыль.

Анализ  изменения прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом показал, что прибыль за данный период увеличилась на 256 руб. и на это повлияли следующие факторы:

  • увеличение выручки на 41,5% увеличило прибыль по сравнению с 2009 годом на 125784 тыс. руб.
  • увеличение себестоимости на 45,9% уменьшило прибыль на 125158 тыс. руб.

     Отразим динамику изменения прибыли за 2008-2010год на рисунке 3.

      

      Рисунок 2 –Динамика изменения прибыли

      Исследуя  финансово-хозяйственную деятельность можно сделать вывод о том, что предприятие в 2009 году несло убытки, что скорее всего, связанно с экономическим кризисов в стране.

      3.2. SWOT-анализ ОАО «НВА»

      Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

      SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

      Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития;
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия);
  • Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа.

      Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью.

      На  основе SWOT-анализа предприятия можно  определить приоритетное направление  развития предприятия в целом  или его отдельных подразделений, отделов или продуктовых линеек. Залогом успеха является в этом плане тщательно проведенная оценка выявленных факторов.

      Данные, полученные при исследовании, используются в дальнейшем при разработке стратегии.

      Построим  матрицу SWOT, обобщающую как сильные и слабые стороны организации, так и возможности, и угрозы.

      Таблица 2 - SWOT-анализ ОАО «НВА»

              Положительное влияние       Отрицательное влияние
              Strengths (сильные стороны)       Weaknesses (слабые стороны)
      Внутренняя  среда
  1. Опыт работы компании – более 60 лет;
  2. Большой ассортимент продукции;
  3. Высокое качество продукции (Система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р. ИСО 9001-2001 (МС ИСО 9001-2000));
  4. Разработанная система обучения новых сотрудников;
  5. Высокий уровень компетентности специалистов и их квалификация;
  6. Наличие устойчивых связей с поставщиками;
  7. Налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях;
    1. Неустойчивое финансовое положение предприятия;
    2. Низкий уровень подержания баз данных компании, отсутствие их анализа;
    3. Недостаточное финансирование маркетинга, включая рекламу, снижает возможности привлечения новых покупателей, и как следствие, товарооборот;
    4. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия;
    5. Недоверие со стороны клиентов и партнеров в первое время по причине осторожности;
    6. Слабая реализация стратегии;
    7. Текучесть кадров;
              Opportunities (возможности)       Threats (угрозы)
      Внешняя среда
  1. Выход на новые рынки;
  2. Успешное самостоятельное привлечение на зарубежных рынках;
  3. Признание на рынке;
  4. Вытеснение конкурентов;
  1. Конкурентность;
  2. Попытки вытеснения с  рынка;
  3. Рост темпов инфляции;
  4. Неблагоприятное изменение конъюнктуры сырьевых рынков;
  5. Изменение таможенных правил.

      На  основании сделанного SWOT-анализа  были составлены матрицы угроз и возможностей для компании, приведенные в таблицах 3 и 4. 

      Таблица 3 - Анализ угроз со стороны конкурентных сил

Вероятность реализации угроз Последствия угроз
Разрушительные (Р) Тяжелые

(Т)

Легкие

(Л)

Высокая (В) ВР

Изменение таможенных правил

ВТ

Конкуренты

  ВЛ

  Влияние поставщиков

Средняя (С) СР СТ

Новые законодательные  акты

СЛ
Низкая (Н) НР НТ СТ

      В поле немедленного реагирования попадают угрозы изменения таможенных правил и привлекательность рынка для конкурентов.

      Угрозу  в отрасли конкурентов компания может уменьшить путем увеличения своей доли рынка и развития бренда, что требует большего внимания к развитию маркетинга и достаточному его финансированию. Угроза повышения таможенных пошлин и изменения правил ввоза товаров может быть частично снижена путем применения стратегии диверсификации.

      Матрица возможностей, показала, что на поля наиболее благоприятных возможностей попадает возможности роста рынка, большой ассортимент качественной продукции.

      Преимущества  самостоятельного выхода на новые зарубежные рынки, существенно важны при развитии компании, но их использование осуществимо только при наличии или развитии соответствующего уровня личных связей и выделении сотрудника отвечающего за данное направление в компании.

      Таблица 4 - Анализ возможностей, предоставляемых рынком

Вероятность использования возможностей Влияние возможностей
Сильное (С) Умеренное (У) Малое (М)
Высокая (В)   ВС

  Выход на новые рынки

ВУ

Большой ассортимент качественной продукции

ВМ
Средняя (С) СС

Успешное  самостоятельное привлечение на зарубежных рынках

СУ СМ
Низкая (Н) НС НУ НМ

Информация о работе Экономическое обоснование управленческих решений