Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 13:52, реферат
Возрастающая озабоченность относительно качества среды обитания заострила внимание предприятий к возможным экологическим последствиям деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью устранять их негативный результат.
Для чего необходимо, с одной стороны, создать на предприятии соответствующую базу для обоснования и разработки экологической стратегии, а с другой — обеспечить заинтересованность персонала предприятия в успешной реализации данной стратегии.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»
Реферат
на тему
Экологическая стратегия предприятия
(дисциплина «Стратегический менеджмент»)
Выпонила:
Ерогова.А.А
Гр.1134
Санкт-Петербург 2015
Возрастающая озабоченность относительно качества среды обитания заострила внимание предприятий к возможным экологическим последствиям деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью устранять их негативный результат.
Для чего необходимо, с одной стороны, создать на предприятии соответствующую базу для обоснования и разработки экологической стратегии, а с другой — обеспечить заинтересованность персонала предприятия в успешной реализации данной стратегии.
Экологическая
стратегия призвана
Рис.1 Экологические стратегии предпрития
При выборе экологической стратегии необходимо учитывать ряд факторов, а именно: внешние и внутренние экологические шансы и риски предприятия; общую корпоративную стратегию; ценностные ориентации и предпочтения высшего менеджмента; наличие и возможность привлечения финансовых ресурсов; подготовленность персонала предприятия к предстоящим изменениям; сохранившиеся с давних лет данные предприятием обязательства. Выбор одного из нескольких вариантов экологической стратегии, а значит, и определение ожидаемого уровня экологической устойчивости предприятия могут осуществляться на основании расчета их сравнительной экономической эффективности, учитывающей влияние факторов внутренней и внешней среды предприятия. Выбор должен делаться в пользу стратегии с высокой сравнительной экономической эффективностью; при этом с течением времени ранжирование стратегий по принципу их экономической эффективности может меняться. Как правило, наблюдается следующая тенденция: при маловажности для общества экологических проблем самой экономически эффективной является пассивная экологическая стратегия, при их актуализации под давлением государственных органов власти, потребителей и общественности она уступает место активно-пассивной стратегии, которая в дальнейшем сменяется активной.
Механизм формирования экологической стратегии предприятия, подразумевающий следующую последовательность действий:
1) оценка и анализ ключевых
стратегических факторов в
2) определение стратегических
альтернатив в области
3) выбор стратегии и
Оценка и анализ ключевых стратегических факторов в экологической сфере происходят на основе выявления экологических шансов и рисков во внешней среде промышленного предприятия (внешние факторы), а также экологических шансов и рисков внутри промышленного предприятия (внутренние факторы).
Для выявления внешних экологических факторов требуется анализ внешней среды промышленного предприятия: макроокружения, создающего общие условия среды нахождения предприятия, которые косвенно влияют на него посредством экономических, правовых, социальных и технологических компонентов, и непосредственного окружения, составляющие которого (покупатели, поставщики, конкуренты, профсоюзы) напрямую влияют на корпоративную деятельность. В качестве экологических шансов (возможностей) могут выступить следующие моменты: появление на рынке новых экологически чистых технологий, обслуживание дополнительных групп потребителей посредством повышения качества продукции, выход на новые экологические рынки, получение льготных кредитов за счет осуществления средозащитных и ресурсосберегающих мероприятий .
Экологическими угрозами следует назвать: вхождение на рынок более экологически ответственного с точки зрения заинтересованных сторон конкурента, рост продаж экологически чистых товаров-заменителей, изменения во вкусах и предпочтениях потребителей в пользу экологически чистой продукции (работ, услуг) и др.
Внутренние экологические факторы обнаруживаются при анализе внутренней среды предприятия, точнее направлений его деятельности в экологической сфере, которые следует объединить в четыре группы.
1. Регламентационно-
2. Организационно-управленческая деятельность, направленная на формирование эффективных форм и методов реализации экологической политики предприятия и предполагающая:
3. Финансово-экономическая деятельность, связанная с рыночными, затратно-результативными аспектами экологической деятельности предприятия и подразумевающая:
Примерами возможных сильных сторон предприятия в экологической сфере являются: наличие необходимых финансовых ресурсов на повышение экологичности промышленного производства, эффективная реклама экологически чистой продукции, высокая экологическая культура персонала, профессиональный экологический менеджмент, наличие собственных экологически чистых технологий. В качестве примеров возможных слабых сторон промышленного предприятия выступают: отсутствие четкой экологической стратегии, экологически «грязные» производственные мощности, недостаточность НИОКР в экологической сфере, неблагоприятный экологический имидж, высокие экологические штрафы и платежи.
Оценка и анализ ключевых стратегических факторов в экологической сфере деятельности предприятия должны осуществляться путем использования следующих информационных источников: существующей на предприятии документации, данных прямых измерений, результатов интервьюирования и анкетирования, изученного опыта экологически ориентированной деятельности отечественных и зарубежных предприятий подобного профиля. Результаты аудита представляются высшему руководству в виде специального отчета, выводы и рекомендации которого являются основанием для определения вариантов стратегии (стратегических альтернатив) промышленного предприятия в экологической сфере.
После разработки ряда стратегических альтернатив следует выбрать наилучшую из них для непосредственной реализации на промышленном предприятии. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным, другими словами, высшее руководство предприятия должно отдавать себе отчет в том, что, сделав выбор, оно должно будет последовательно и неуклонно проводить стратегическую линию и добиваться соответствующих действий от исполнителей. Разумеется, возможны ситуации, в которых администрация может признать выбор ошибочным и вернуться к разработке нового варианта стратегии или в которых быстрые и неожиданные изменения заставят ее поступить таким образом, но при нормальном развитии событий руководство больше рискует в случае бесконечных поисков лучшего варианта, чем при последовательной реализации удовлетворительного.
Выбор экологической стратегии обуславливает формулирование соответствующей экологической политики предприятия, которая представляет собой совокупность публично декларируемых принципов и обязательств, связанных с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающих основу для установления и достижения его собственных экологических целей и задач. Промышленному предприятию важно использовать экологическую политику в целях демонстрации собственной экологической ответственности и экологической состоятельности. Экологическая политика промышленного предприятия должна соответствовать корпоративной миссии, на основе которой формулируется политика, цели и задачи в различных функциональных сферах его деятельности, в том числе экологической сфере.Миссия промышленного предприятия содержит общий смысл его существования, контуры поведения, позволяющие определять отношение к предприятию всех групп людей, каким-либо образом с ним связанных. Ее установление ведет к снижению уровня неопределенности представлений о предприятии, прежде всего у его собственников, руководства и персонала, партнеров и потребителей.
Разработка экологической политики является одним из начальных и наиболее ответственных этапов в создании СЭМ на промышленном предприятии. Она выступает необходимым двигателем, позволяющим последнему определить приоритетные направления деятельности в области экологического менеджмента и сформулировать конкретные экологические цели и задачи. Тем самым, экологическая политика задает уровень экологической ответственности и масштаб обязательств промышленного предприятия по отношению к окружающей среде, в соответствии с которыми будут оцениваться все его последующие действия.
Важным вопросом, связанным с обоснованием и разработкой экологической стратегии предприятия, является четкое распределение экологических сфер его деятельности.
В общем случае можно условно выделить следующие экологические сферы деятельности:
Производство как экологическая сфера деятельности на предприятии должно предусматривать учет и сокращение экологической нагрузки со стороны собственного производства, уменьшение экологических рисков, обеспечение экономии затрат. Основные подходы к решению названных выше проблем связаны с характером применения материалов, потребления энергии, оборудования, выбором технологических процессов и т. п.
Экологическая сфера деятельности товар включает весь экологический жизненный цикл производимого на предприятии продукта
В этом случае цели принимаемых мер могут заключаться в учете и последующем снижении нагрузки на окружающую природную среду на протяжении всего жизненного цикла продукта, предотвращения рисков, обеспечении экологической ответственности по отношению к клиентам и обществу в целом.
Экологическая сфера деятельности, связанная с работниками предприятия, предполагает выработку ответственности сотрудников, осуществляющих экологическую деятельность, а также их подготовку и мотивацию.
Коммуникационная экологическая сфера деятельности предприятия предусматривает осуществление внутренних и внешних связей в интересах решения природоохранных проблем.
В качестве принципов, обязательств и направлений деятельности предприятия, наиболее часто используемых промышленными предприятиями при разработке ими экологической политики, выступают: