Экологическая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 13:52, реферат

Краткое описание

Возрастающая озабоченность относительно качества среды обитания заострила внимание предприятий к возможным экологическим последствиям деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью устранять их негативный результат.
Для чего необходимо, с одной стороны, создать на предприятии соответствующую базу для обоснования и разработки экологической стратегии, а с другой — обеспечить заинтересованность персонала предприятия в успешной реализации данной стратегии.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 258.48 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

Экологическая стратегия предприятия

 (дисциплина «Стратегический менеджмент»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпонила:

Ерогова.А.А

Гр.1134

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2015

        Возрастающая озабоченность относительно качества среды обитания заострила внимание предприятий к возможным экологическим последствиям деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью устранять их негативный результат.

        Для чего  необходимо, с одной стороны, создать  на предприятии соответствующую базу для обоснования и разработки экологической стратегии, а с другой — обеспечить заинтересованность персонала предприятия в успешной реализации данной стратегии.

       Экологическая  стратегия призвана обеспечивать  экологическую устойчивость развития  промышленного предприятия. При  этом в качестве ее видов  могут рассматриваться: пассивная (оборонительная) стратегия, обеспечивающая низкий уровень экологической устойчивости предприятия; пассивно-активная (комплиментарная) стратегия, обеспечивающая средний уровень экологической устойчивости предприятия; активная (наступательная) стратегия, способная повысить экологическую устойчивость до максимально возможного уровня.

Рис.1  Экологические стратегии предпрития

         При выборе экологической стратегии необходимо учитывать ряд факторов, а именно: внешние и внутренние экологические шансы и риски предприятия; общую корпоративную стратегию; ценностные ориентации и предпочтения высшего менеджмента; наличие и возможность привлечения финансовых ресурсов; подготовленность персонала предприятия к предстоящим изменениям; сохранившиеся с давних лет данные предприятием обязательства. Выбор одного из нескольких вариантов экологической стратегии, а значит, и определение ожидаемого уровня экологической устойчивости предприятия могут осуществляться на основании расчета их сравнительной экономической эффективности, учитывающей влияние факторов внутренней и внешней среды предприятия. Выбор должен делаться в пользу стратегии с высокой сравнительной экономической эффективностью; при этом с течением времени ранжирование стратегий по принципу их экономической эффективности может меняться. Как правило, наблюдается следующая тенденция: при маловажности для общества экологических проблем самой экономически эффективной является пассивная экологическая стратегия, при их актуализации под давлением государственных органов власти, потребителей и общественности она уступает место активно-пассивной стратегии, которая в дальнейшем сменяется активной.

          Механизм формирования экологической стратегии предприятия, подразумевающий следующую последовательность действий:

1) оценка и анализ ключевых  стратегических факторов в экологической  сфере;

2) определение стратегических  альтернатив в области экологии;

3) выбор стратегии и формулирование  политики промышленного предприятия  в экологической сфере.

Оценка и анализ ключевых стратегических факторов в экологической сфере происходят на основе выявления экологических шансов и рисков во внешней среде промышленного предприятия (внешние факторы), а также экологических шансов и рисков внутри промышленного предприятия (внутренние факторы).

Для выявления внешних экологических факторов требуется анализ внешней среды промышленного предприятия: макроокружения, создающего общие условия среды нахождения предприятия, которые косвенно влияют на него посредством экономических, правовых, социальных и технологических компонентов, и непосредственного окружения, составляющие которого (покупатели, поставщики, конкуренты, профсоюзы) напрямую влияют на корпоративную деятельность. В качестве экологических шансов (возможностей) могут выступить следующие моменты: появление на рынке новых экологически чистых технологий, обслуживание дополнительных групп потребителей посредством повышения качества продукции, выход на новые экологические рынки, получение льготных кредитов за счет осуществления средозащитных и ресурсосберегающих мероприятий .

Экологическими угрозами следует назвать: вхождение на рынок более экологически ответственного с точки зрения заинтересованных сторон конкурента, рост продаж экологически чистых товаров-заменителей, изменения во вкусах и предпочтениях потребителей в пользу экологически чистой продукции (работ, услуг) и др.

Внутренние экологические факторы обнаруживаются при анализе внутренней среды предприятия, точнее направлений его деятельности в экологической сфере, которые следует объединить в четыре группы.

1. Регламентационно-контролирующая деятельность, связанная в первую очередь с осуществлением различных видов мониторинга и включающая:

  • контроль за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в зоне действия предприятия;
  • составление экологического паспорта предприятия;
  • экологическое нормирование и стандартизация;
  • экологическую сертификацию выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, применяемых технологических процессов;
  • экологическое лицензирование;
  • оценку воздействия предприятия на окружающую среду (ОВОС);
  • проведение экологических экспертиз;
  • экологическое аудирование.

2. Организационно-управленческая деятельность, направленная на формирование эффективных форм и методов реализации экологической политики предприятия и предполагающая:

  • планирование и обеспечение реализации экологических мероприятий;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • информационное обеспечение;
  • формирование экологических подразделений на предприятии;
  • координирование работы отделов, связанных с экологической деятельностью;
  • экологическую подготовку и аттестацию кадров;
  • организацию учета и анализа экологической деятельности;
  • ведение экологической документации и составление экологической отчетности;
  • отношения с контролирующими органами и общественностью.

3. Финансово-экономическая деятельность, связанная с рыночными, затратно-результативными аспектами экологической деятельности предприятия и подразумевающая:

  • планирование затрат на проведение экологических мероприятий и определение их экономической эффективности;
  • определение экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды и изъятия природных ресурсов из хозяйственного оборота;
  • экономическая оценка используемых природных ресурсов;
  • осуществление платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды;
  • финансирование экологической деятельности;
  • экологическое страхование;
  • стимулирование экологической деятельности.
  • 4. Технико-технологическая деятельность, ориентированная непосредственно на минимизацию и предотвращение воздействия предприятия на окружающую среду и предполагающая:
  • применение прогрессивных средозащитных технологий и оборудования;
  • применение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • применение прогрессивных перерабатывающих технологий;
  • внедрение малоотходных и безотходных технологий;
  • обслуживание экологического оборудования и технологий.

       Примерами возможных сильных сторон предприятия в экологической сфере являются: наличие необходимых финансовых ресурсов на повышение экологичности промышленного производства, эффективная реклама экологически чистой продукции, высокая экологическая культура персонала, профессиональный экологический менеджмент, наличие собственных экологически чистых технологий. В качестве примеров возможных слабых сторон промышленного предприятия выступают: отсутствие четкой экологической стратегии, экологически «грязные» производственные мощности, недостаточность НИОКР в экологической сфере, неблагоприятный экологический имидж, высокие экологические штрафы и платежи.

      Оценка и анализ ключевых стратегических факторов в экологической сфере деятельности предприятия должны осуществляться путем использования следующих информационных источников: существующей на предприятии документации, данных прямых измерений, результатов интервьюирования и анкетирования, изученного опыта экологически ориентированной деятельности отечественных и зарубежных предприятий подобного профиля. Результаты аудита представляются высшему руководству в виде специального отчета, выводы и рекомендации которого являются основанием для определения вариантов стратегии (стратегических альтернатив) промышленного предприятия в экологической сфере.

       После разработки ряда стратегических альтернатив следует выбрать наилучшую из них для непосредственной реализации на промышленном предприятии. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным, другими словами, высшее руководство предприятия должно отдавать себе отчет в том, что, сделав выбор, оно должно будет последовательно и неуклонно проводить стратегическую линию и добиваться соответствующих действий от исполнителей. Разумеется, возможны ситуации, в которых администрация может признать выбор ошибочным и вернуться к разработке нового варианта стратегии или в которых быстрые и неожиданные изменения заставят ее поступить таким образом, но при нормальном развитии событий руководство больше рискует в случае бесконечных поисков лучшего варианта, чем при последовательной реализации удовлетворительного.

        Выбор экологической стратегии обуславливает формулирование соответствующей экологической политики предприятия, которая представляет собой совокупность публично декларируемых принципов и обязательств, связанных с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающих основу для установления и достижения его собственных экологических целей и задач. Промышленному предприятию важно использовать экологическую политику в целях демонстрации собственной экологической ответственности и экологической состоятельности. Экологическая политика промышленного предприятия должна соответствовать корпоративной миссии, на основе которой формулируется политика, цели и задачи в различных функциональных сферах его деятельности, в том числе экологической сфере.Миссия промышленного предприятия содержит общий смысл его существования, контуры поведения, позволяющие определять отношение к предприятию всех групп людей, каким-либо образом с ним связанных. Ее установление ведет к снижению уровня неопределенности представлений о предприятии, прежде всего у его собственников, руководства и персонала, партнеров и потребителей.

           Разработка экологической политики является одним из начальных и наиболее ответственных этапов в создании СЭМ на промышленном предприятии. Она выступает необходимым двигателем, позволяющим последнему определить приоритетные направления деятельности в области экологического менеджмента и сформулировать конкретные экологические цели и задачи. Тем самым, экологическая политика задает уровень экологической ответственности и масштаб обязательств промышленного предприятия по отношению к окружающей среде, в соответствии с которыми будут оцениваться все его последующие действия.

          Важным вопросом, связанным с обоснованием и разработкой экологической стратегии предприятия, является четкое распределение экологических сфер его деятельности.

В общем случае можно условно выделить следующие экологические сферы деятельности:

  • производство;      
  • товар;         
  • работники предприятия;   
  • сфера коммуникации.

        Производство как экологическая сфера деятельности на предприятии должно предусматривать учет  и сокращение экологической нагрузки со стороны собственного производства, уменьшение экологических рисков, обеспечение экономии затрат. Основные подходы к решению названных выше проблем связаны с характером применения материалов, потребления энергии, оборудования, выбором технологических процессов и т. п.

Экологическая сфера деятельности товар включает весь экологический жизненный цикл производимого на предприятии продукта

      В этом случае цели принимаемых мер могут заключаться в учете и последующем снижении нагрузки на окружающую природную среду на протяжении всего жизненного цикла продукта, предотвращения рисков, обеспечении экологической ответственности по отношению к клиентам и обществу в целом.

     Экологическая сфера деятельности, связанная с работниками предприятия, предполагает выработку ответственности сотрудников, осуществляющих экологическую деятельность, а также их подготовку и мотивацию.

      Коммуникационная экологическая сфера деятельности предприятия предусматривает осуществление внутренних и внешних связей в интересах решения природоохранных проблем.

     В качестве принципов, обязательств и направлений деятельности предприятия, наиболее часто используемых промышленными предприятиями при разработке ими экологической политики, выступают:

Информация о работе Экологическая стратегия предприятия