Конкурентная стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшая задача курсовой работы — рассмотреть основные подходы М. Портера, эффективность их использования. В практической части - не только разработать эффективную стратегию, но и реализовать ее на практике, создать систему показателей и стимулов, способствующих достижению стратегических целей, внедрить механизм корректировки стратегии в соответствии с изменениями внешней среды. Операционная деятельность компании должна быть взаимоувязана со стратегическими планами, способствуя эффективной реализации стратегии.

Оглавление

Введение
Теория Конкурентного преимущества Майкла Портера
Конкуренция и стратегия: основные концепции.
Пять сил конкуренции по М. Портеру
Анализ затрат конкурентов
Модель М. Портера.
Выгоды и ограничения использования стратегии дифференциации
Организационно-экономическая характеристика компании 3
ООО«Корона» 3
Анализ эффективности использования рекламных средств. 3
Рекомендации по совершенствованию рекламной 3
деятельности. 3
Рекомендации по использованию рекламных средств 3
Заключение 9

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 101.94 Кб (Скачать)

Введение 

              Сущность  конкурентной стратегии  есть отношение компании к своей внешней  среде.1 
              М. Е. Портер
               
               

       За  последнее десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она отсутствовала  во многих странах. Рынки были защищены и главенствующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным. Рост конкуренции  сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

       Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся  экономикой,  забывают, как много  изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в  мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с  одной стороны, и усилением конкуренции  с другой, связаны с экономическим  рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и  Китая с развитием электроники  и машиностроения на современном  этапе.

       Ни  одна страна и ни одна компания не могут  позволить себе игнорировать необходимость  конкуренции. Они должны постараться  понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

       Структура, и развитие экономики, и способы, которыми компании достигают конкурентного  преимущества, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание их служит основой, на которой базируется конкурентная стратегия компании.

       Признанным  лидером разработки конкурентного  анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.

       В курсовой работе рассмотрены варианты какими компания может достичь конкурентоспособности или защитить свои позиции на рынке.

       Цель  курсовой работы - дать представление о конкурентоспособности предприятия. В качестве методов исследования избраны анализ литературных источников.

       Важнейшая задача курсовой работы — рассмотреть основные подходы М. Портера, эффективность их использования. В практической части - не только разработать эффективную стратегию, но и реализовать ее на практике, создать систему показателей и стимулов, способствующих достижению стратегических целей, внедрить механизм корректировки стратегии в соответствии с изменениями внешней среды. Операционная деятельность компании должна быть взаимоувязана со стратегическими планами, способствуя эффективной реализации стратегии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Теория  Конкурентного преимущества  Майкла Портера

       Для выживания или побеждения в любой  конкурентной борьбе любая система  должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.

       В последние годы, почти в любой  книге по конкуренции, конкурентным преимуществам или конкурентоспособности  имеются ссылки на фундаментальную  книгу «Международная конкуренция» М. Портера, изданную в 1990 г. в  США, в 1993 г. - в  России. Глобальные исследования в течении нескольких лет проводила  группа из 24 человек – ученных  и специалистов из США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Швеции, Дании, Кореи, Швейцарии.  Информация была собрана по перечисленным странам  за 1970-1987 г.г. В учебно-научной литературе отмечается ряд теоретических новинок – разработок коллектива под руководством  М.Портера. [8] 8. Портер Е.М. Международная конкуренция / Пер. с англ. под ред. В Л- Щетинина. М.. Международные отношения, 1993. Рассмотрим основные из них по первоисточнику:

       1) стадия факторов производства;

       2)  стадия инвестиций;

       3) стадия нововведений;

       4) стадия богатства. 

       На  первых трех стадиях происходит экономический  рост страны, а на последней стадии – стадии богатства – происходит спад конкурентоспособности (эту стадию прошли Великобритания и Швеция в  80-е годы, которые потом вернулись в страну нововведений).

       М. Портер приводит детерминанты конкурентного преимущества страны, которые он называет еще и свойствами страны (Приложение 1).

       Детерминанты  конкурентного преимущества  страны или «национальный ромб», - это  система, компоненты которой взаимно  увеличиваются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота конкуренции не достаточна, чтобы фирма приняла это спрос к сведению. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других.

       Конкурентное  преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало «приморозить» или изменить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой. Во многих отраслях такие «случайности» немало способствовали смене позиций в конкурентной гонке.

       Действия  правительства в лице государственных  учреждений любого уровня могут ослабить или увеличить конкурентные преимущества страны. Особенно четко это видно  при анализе влияния политики правительства на каждый из детерминантов. Так, антимонопольная политика сказывается  на конкуренции на внутреннем рынке, законодательные акты могут повлечь  изменение спроса на внутреннем рынке, ассигнования на образование могут  изменить положение некоторых факторов производства, а государственные закупки – стимулировать родственные и поддерживающие отрасли.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Конкуренция и стратегия: основные концепции. 

     Деятельность  любой компании можно охарактеризовать двумя показателями: первый относится  к средней производительности всех конкурентов отрасли, второй – к  тому, является ли компания производителем выше или ниже среднего уровня в  отрасли.

       Конкуренция — главный фактор, который определяет, станет компания успешной либо потерпит крах. Именно в ходе конкуренции  становится ясно, насколько инновации  компании, выработка общей корпоративной  культуры или реализация выбранной  стратегии способствуют ее эффективности.

     “Что  такое стратегия” – ответ является второй частью уравнения рентабельности, описывающего разницу в прибыльности между различными конкурентами.

     Конкурентная  стратегия компании состоит из деловых  подходов и инициатив, которые она  использует для привлечения потребителей, сопротивления конкурентному давлению и укреплению своих рыночных позиций. Перед компанией ставиться очень  простая задача – честно и этично победить конкурентов получить конкретное преимущество над конкурентами и  расширить свою клиентуру. Стратегия  компании в конкуренции содержит оборонительные и наступательные действия и делает упор на те которые оправданы  рыночными условиями. Сюда включаются краткосрочные тактические маневры, необходимые для немедленного реагирования на изменение условий, а также  действия рассчитанные на продолжительное  влияние на долгосрочные конкурентные возможности компании и ее рыночные позиции.

     Конкурентная  стратегия относится к управленческому  плану, направленному на обеспечение  успешной конкуренции. Компании во всем мире стремятся использовать все  доступные способы, чтобы привлечь потребителей и вызвать у них  желание сделать следующую покупку  в целях опережения конкурентов и получения преимущества на рынке. Руководители разрабатывают краткосрочные тактические и долгосрочные стратегические меры. Существует столько вариантов конкурентных стратегий сколько присутствует конкурентов на рынке.

    Одна  из наиболее известных схем, позволяющих  добиться результата исследования, методом  структурного анализа была предложена Портером (1985) и получила название «модель  пяти сил» (рис. 6). Модель М. Портера  основывается на следующих положениях:

    1. Структурный анализ признает, что  конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующих фирм.

    2. При проведении структурного  анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии. Пятью такими ключевыми силами являются:

     угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;

    • власть покупателей;

    • власть поставщиков;

    • угрозы со стороны заменителей товара или услуги;

    • уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.

    3. Методика структурного анализа  позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.

                                  

                             НОВЫЕ КОНКУРЕНТЫ

    

    

ПОСТАВЩИКИ                                                       ПОКУПАТЕЛИ

    

                                     ЗАМЕНИТЕЛИ

    Рис. 6. Модель пять сил М. Портера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пять  сил конкуренции  по М. Портеру 

     Конкурентные  условия на различных рынках никогда  не бывают одинаковыми, а процессы конкуренции  на них аналогичны. Это продемонстрировал  профессор Майкл Портер из Гарвардской  школы бизнеса: - состояние конкуренции  в отрасли является результатом  действия пяти конкурентных сил.2

  1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
  2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
  3. Потенциальное появление новых конкурентов.
  4. Рыночная власть и средства воздействия используемая поставщиками сырья.
  5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.

     Портеровская  модель пяти сил показанная на рисунке 1 представляет мощный инструмент диагностики  конкурентных условий рынка и  оценки насколько важной и эффективной  является каждая из них. Это самый  популярный метод анализа конкуренции, который легко применить на практике.

Рис. 1 Силы управляющие конкуренцией в отрасли. 

     Используя пять составляющих структуры конкуренции  можно описать предпосылки долгосрочной прибыльности отрасли и способы  с помощью которых копании  могут держать ее под контролем.

     До  сих пор встречается узкий  и пессимистический взгляд на конкуренцию, хотя руководители некоторых компаний высказывают противоположные утверждения.

     1. Новые участники. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

  1. экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
  2. дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);
  3. потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль;   - издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
  4. необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;
  5. политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.

Информация о работе Конкурентная стратегия предприятия