Эффективный менеджер

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических положений и разработка методических подходов к повышению эффективности.
Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:
дать общую характеристику менеджера, проанализировать время руководителя и принципы его эффективного использования, определить основные требования для повышения эффективности менеджера.

Файлы: 1 файл

курсяк.DOC

— 78.50 Кб (Скачать)

     - Делегирование положительно воздействует на мотивацию труда сотрудников.

     Для того, чтобы научиться правильно делегировать необходимо ознакомиться и принять во внимание следующие правила:

     - подобрать подходящих сотрудников;

     - распределить сферы ответственности;

     - координировать выполнение порученных задач;

     - стимулировать и консультировать подчинённых;

     - осуществлять контроль рабочего процесса и результатов;

     - давать оценку своим сотрудникам;

     - пресекать попытки обратного или последующего делегирования.

     Делегировать необходимо рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу.

     Ни в коем случае нельзя делегировать такую работу как определение целей, руководство сотрудниками, задачи высокой степени риска, и т.д. 

    1. Социально-психологические ресурсы деятельности менеджера.
 

     Тема социально-психологических ресурсов менеджера, как и вообще социально-психологический аспект управления, возможно, является самой сложной и неоднозначной, однако она может считаться одной из самых важных для понимания природы и менеджера и менеджмента.

     В процессе управления менеджерам приходится решать задачи поведенческого характера — неудовлетворенности трудом, регулирования межличностных интересов, сохранения постоянного состава персонала, проводить воспитательную работу. В связи с этим менеджер кроме профессионализма и компетентности по своей специальности должен обладать профессией «человековеда», которая требует знаний закономерности развития личности и коммуникаций, овладение навыками их использования в межличностном общении.

     В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной и производственной средах в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, слагается тремя подструктурами — биологической, психологической и социальной.

     Возрастные особенности организма человека включаются в биологическую подструктуру личности менеджера. Существуют три понятия возраста — биологический, психологический и социальный. Если биологический (анатомо-физиологический) возраст совпадает с хронологическим (паспортным), физиологи говорят о нормальном развитии человека. Его ускоренное физическое развитие в литературе принято называть акселерацией; замедление темпов развития — ретардацией. Такие же соотношения темпов развития можно наблюдать в психологической и социальной подструктурах личности человека. Психологи описывают критические периоды в развитии личности, когда чувствительность организма к факторам среды не просто повышается, а становится более избирательной. Это своего рода «зоны наибольшего риска», т.е. момент перехода на более высокий уровень развития, что необходимо учитывать для оптимизации профессиональной деятельности менеджера.

       Это обстоятельство имеет существенное значение, поскольку глобализация экономики, затронувшая и российскую экономику, заставляет проблему управления организацией рассматривать еще и под углом зрения изменения условий поведения менеджера. В этом аспекте следует обсуждать и факторы функционирования менеджера, которые изменяются в результате, во-первых, трансформации действия «модели пяти сил», когда конкуренты могут стать партнерами, заменители товара не вступают в противоречия и т.д., во-вторых, управление хозяйственным риском, с одной стороны, усложняется, поскольку становится необходимым учитывать более обширное пространство в окружающей организацию социально-экономической и информационной среде, а с другой — снижается неопределенность в получении достоверной информации о деятельности организаций-партнеров. Появляется возможность принимать в типовых (многократно повторяющихся) ситуациях стандартные решения, уменьшать отрицательное воздействие стохастических факторов. Наконец, за счет повышения степени определенности условий, в которых менеджер принимает решения, удается обеспечить увеличение предпринимательского дохода, т.е. добавочной прибыли от более полного использования его способностей к хозяйственно-рисковой деятельности.

     Не менее значимым является и разделение полов на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологическими структурами.

     Психофизиологами изучены и особенности конституции организма человека: строение головного мозга, всех нервных структур, фенотип, генная организация, гомеостаз — все морфо-функциональные образования, определяющие, в конечном счете, физическое и психическое здоровье менеджера.

     Психологическая подструктура личности во многом определяет профессиональную деятельность менеджера. Для этого необходимо  учитывать основные свойства его нервной системы: силу - слабость;  уравновешенность - неуравновешенность и преобладание того или иного нервного процесса (возбуждения либо торможения). В экспериментальных исследованиях физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова были определены следующие типы нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный тип; сильный, неуравновешенный, подвижный; сильно уравновешенный, инертный; наконец, слабый, неуравновешенный, инертный. Эти классические физиологические типы высшей нервной деятельности человека соответствуют основным традиционным типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В абсолютно чистом виде эти типы темпераментов почти не встречаются. Кроме того, нельзя назвать любой из этих типов плохим или хорошим. В профессиональной деятельности менеджера просто необходимо учитывать типологические особенности специалиста, опираясь на его сильные стороны и корректируя слабые. Так, менеджер с сильной нервной системой обладает высокой работоспособностью при выполнении физической или умственной деятельности, он способен справляться с интенсивными нагрузками, быстро мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях. Специалист со слабой нервной системой обладает низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низкой стрессоустойчивостью, но в то же время нельзя не отметить его особенности в коммуникационной сфере профессиональной деятельности, т.е. его осторожность, эмпатию, альтруизм, повышенную чувствительность и сопереживание. Это необходимо учитывать при профессиональной ориентации будущего специалиста.

     Одним из базисных параметров индивидуальности личности менеджера с учетом его типологических особенностей является предположение к рискам в профессиональной деятельности, которое можно изучить с помощью таких психологических характеристик, как «интроверсия — экстраверсия» и «нейротизм — эмоциональная стабильность». Экстраверсия - это направленность личности на окружающий мир и события. Типичными поведенческими проявлениями экстраверсии являются общительность, импульсивность, хорошая адаптация в макро- и микросреде. Экстраверт отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, любит рисковать. Интроверсия — направленность личности на ее внутренний мир. Интроверт часто погружен в себя, спокоен, уравновешен, любит планировать будущее, не любит рисковать. Нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, депрессивности, апатий. Эмоциональная стабильность рассматривается как спокойствие, уверенность, решительность.

     Основным определением человека как субъекта профессиональной деятельности и общения являются его способности. Под способностями понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Природа индивидуальных и родовых способностей человека — общая. Способности человека классифицируют на общие и специальные.

     Наиболее важными для профессиональной деятельности менеджера являются его коммуникативные и организаторские способности.

     Коммуникативные способности — высокая общительность, коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающими людьми и быстро ориентироваться в новой обстановке, владеть высокопрофессиональным и квалифицированным языком и всеми психотехническими приемами невербального общения. Организаторские способности — умение оптимально распределять поручения, организовывать совместную деятельность, адекватно оценивать себя и окружающих, создавать «ситуацию успеха» и т.д.

     Проявлением менеджера как субъекта являются особенности и структура его характера, ведущую роль в которой составляют черты, выражающие отношение человека к другим людям, к вещам, к самому себе, к труду. Основной вопрос психологии характера заключается в побуждениях, мотивах, связанных с обстоятельствами, в которых, человек оказался. Особенностями мотивационной сферы в деятельности менеджера являются «мотивация достижения успеха» и «мотивация избежания неудачи».

     «Мотивация достижения успеха» — такая стратегия поведений человека, когда он ориентирован на активность, на достижение результата, не боится ошибок, предпринимает различные действия, способен к риску.

     «Мотивация избежания неудачи» предполагает другую особенность поведения человека: пассивность, боязнь ошибок и неудач, избежание принятия ответственных решений, страх риска.

     Кроме того, в структуре характера важное место принадлежит и эмоционально-волевой сфере. Так, использование методики САН (самочувствие, активность, настроение) позволяет определить состояние эмоциональной сферы менеджеров, а тест Д. Роттера — исследовать «локус (место) контроля» (внешний и внутренний). Внешний локус решений полагается на внешние обстоятельства, случай, судьбу и т.д. Менеджер с внешним локусом контроля считает, что от него ничего не зависит, пассивен, не способен к оправданному риску.

     Менеджер, в котором преобладает внутренний локус контроля, в своей профессиональной деятельности полагается на свои силы, на самого себя, на свои способности, знания и умения, предъявляя к себе жесткие требования и владея всеми механизмами саморегуляции и рефлексивным мышлением.

     В процессе своей профессиональной деятельности менеджер овладевает разными видами опыта, формой организации которых является его интеллект. Уровень развития интеллекта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы.

     Психологической основой разумности человека также является его интеллект. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

     Известно, что в современных условиях интеллектуальный потенциал населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития. Во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальное производство. А ключевой формой собственности — интеллектуальная. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в качестве социального механизма, противостоящего регрессии в развитии общества. В-третьих, работа интеллекта — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. В-четвертых, высокий уровень развития интеллекта личности способствует профессиональному успеху менеджера.

     Социальная подструктура личности — это особенности психики, связанные с фактором ее принадлежности к определенным общностям, и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементами социального опыта являются: социальные роли, социальные нормы, социальные символы, ценностные ориентиры.

     Социальные роли — это многообразные права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения и предписанные ей обществом в целом или конкретной общностью.

     Социальные нормы представляют собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц. Социальные нормы — нормы-рамки и нормы-идеалы. Первые жестко регламентируют поведение и отношения людей, разновидностями их являются нормы-запреты, нормы-права, нормы-обязанности. Вторые — проецируют наиболее оптимальные модели поведения на будущее.

     Социальные символы — это средства внедрения и закрепления официально санкционированной и индивидуально-практической системы ценностей, сочетающие рациональное значение с высоким эмоциональным уровнем восприятия и переживания (гимны, памятники истории, флаги, портреты, статуи и т.п.).

     Ценностные ориентиры — субъективное практическое отношение личности к социальным нормам, системе ценностей влияющих на мотивацию личности, концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни добра и зла и т.п.

     На основе социального опыта менеджера вырабатываются умения, навыки, знания, привычки, т.е. портрет менеджера, его имидж. 

    1. Влияние имиджа на эффективность работы менеджера.
 

     Современный менеджер должен не только заботиться о том, что сказать и сделать, но и уметь произвести необходимое впечатление на других. Для этого нужно постоянно заботиться о собственном имидже. Имидж (англ. image, от лат. imago — образ, вид) отдельных личностей образует имидж семьи, компании, города, страны. Здесь не бывает мелочей, и можно с полной уверенностью сказать: имидж — это внимание к мелочам.

     Что же такое имидж? Постараемся ответить на данный вопрос просто и доходчиво, не обращаясь к специальной литературе по имиджелогии. Для этого выделим и проанализируем элементарные «частицы» имиджа делового человека: биологическую, эстетическую и этическую.

Информация о работе Эффективный менеджер