Эффективный менеджер

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических положений и разработка методических подходов к повышению эффективности.
Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:
дать общую характеристику менеджера, проанализировать время руководителя и принципы его эффективного использования, определить основные требования для повышения эффективности менеджера.

Файлы: 1 файл

курсяк.DOC

— 78.50 Кб (Скачать)

     Введение.

     С развитием рыночной экономики,  в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности,  в роли субъекта управления выступает менеджер.

     В наше время менеджер одна из самых популярных и высокооплачиваемых профессий. Причем, не важно какой специализации, это может быть и заведующая детским садом, и менеджер по рекламе, и управляющий персоналом. Даже Президент тоже является менеджером. Исходя из этого, наука управления приобретает всё большую популярность.

     Для достижения успеха в сфере управленческой деятельности, менеджер должен обладать огромным спектром личностных и профессиональных качеств. Компании приводятся в движение не логикой, а убежденными людьми, действующими в определенном культурном и историческом контексте. Они управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, применяя умственные способности, инстинкты и эмоции, таким человеком и является менеджер. Но поскольку подлинным критерием деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя и исполнителей, он, прежде всего, должен быть лидером, безупречно руководящим персоналом, знающим его потребности, возможности и особенности.

    Целью работы является изучение  теоретических положений и разработка методических подходов к повышению эффективности.

    Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:

      дать общую характеристику менеджера, проанализировать время руководителя и принципы его  эффективного использования, определить основные требования для повышения эффективности менеджера.

             При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, Интернет-ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика менеджера.
 
    1. Функции и качества менеджера.
 

     Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

     Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

     Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

  • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
  • производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
  • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
 

     Для начала рассмотрим должность менеджера как таковую. Она требует особого внимания. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому или экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (менеджеры высшего звена), его структурных подразделений (менеджеры среднего звена) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено менеджеров).

     Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей – директоров предприятий, учреждений, организаций и других линейных руководителей -начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

     Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

     Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинг, управление кадрами, материально-техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др.

     Особенно интересны менеджеры среднего звена. Каждый такой менеджер является одновременно и руководителем и специалистом. Поэтому для этой категории персонала необходимо определить потребности как в развитии управленческих качеств, так и в совершенствовании профессиональных знаний.

     Целью любого менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают.

     К числу требований и задач, предъявляемых к современному менеджеру любого уровня, относятся: 

  • наличие общих знаний в области управления;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
  • умение анализировать деятельность организации и ее конкурентов;
  • умение предвидеть тенденции развития в социально-экономической сфере и т.д.

     Главной функцией любого менеджера является принятие решений и обеспечение их реализации. Для этого необходимо:

  • разрабатывать цели и определять их иерархию и приоритетность;
  • обеспечить решение всех организационных вопросов и формировать управленческие отношения, которые обеспечивали бы эффективную связь между элементами системы управления;
  • разрабатывать конкретные планы действий, позволяющих более эффективно достигать поставленные цели;
  • подбирать команду людей, ответственных за различные работы;
  • создать условия для выполнения производственных заданий;
  • разъяснить, что и как надо делать, обеспечить мотивацию труда и др.

Таким образом, в общем виде процесс управленческой деятельности менеджера  (руководителя) можно представить как совокупность следующих его функций:

  • направлять и координировать деятельность подчиненных;
  • осмысливать получаемую информацию и принимать окончательные управленческие решения;
  • нести за принимаемые решения и получаемые результаты персональную ответственность;
  • осуществлять мотивацию и управленческий контроль;
  • выступать носителем власти в организации.

      

    1. Менеджер нашего времени.
 

     По мере продвижения вверх собственные интеллектуальные способности менеджеров совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, противоположные черты личности.

     Многие фирмы в настоящее время используют конкурсный отбор руководителей. Особое внимание уделяется:

    • квалификации управляющих;
    • способности учитывать личностные аспекты людей;
    • умению руководить коллективом;
    • наиболее полно использовать творческие способности работников, обеспечивая гибкое реагирование на требования заказчиков.

     Менеджеры нового типа чаще рискуют, производят впечатление бессердечных, автократичных и эмоционально малодоступных людей.

     Выделяют четыре основных типа менеджеров:

     Первый тип — «мастера». Это люди, которые придерживаются традиционной системы ценностей, включая рабочую этику и уважение к другим людям. Окружающие оцениваются ими преимущественно с точки зрения того, насколько творчески они относятся к своим обязанностям. Эти люди, однако, бывают настолько поглощены предметом собственных творческих изысканий, что оказываются не в состоянии управлять сложными и изменчивыми организационными системами.

     Второй тип — «борцы с джунглями». Это люди, которые страстно стремятся к власти. Они воспринимают себя и окружающих как живущих в «человеческих джунглях», где каждый стремится съесть другого. Их интеллектуальные и другие психические ресурсы направлены преимущественно на обеспечение собственной безопасности и благополучия. Коллег по работе они обычно рассматривают как конкурентов или врагов, а подчиненных — как средство в борьбе за власть. Среди них, в свою очередь, выделяются два подтипа: «львы» и «лисы».

     «Львы»— это победители, которые добились успеха и строят «свою империю». «Лисы», устроив свои гнезда в корпоративной организации, продолжают ловко и расчетливо продвигаться дальше. За счет предприимчивости им удается быстро подняться по служебной лестнице. Однако их планы обычно в конце концов рушатся в результате ответных действий тех, кого они в свое время обманули или использовали в корыстных целях.

     Третий тип — «люди компании». Они идентифицируют себя с организацией, к которой сами принадлежат. Если они психологически слабы, то стремятся подчинить себя другими добиться скорее безопасности, нежели успехов. Будучи же волевыми и достаточно сильными, они стремятся к признанию со стороны окружающих, к повышению степени сплоченности корпорации. Наиболее творческие из них создают в компании атмосферу сотрудничества и дружелюбия, однако оказываются не в состоянии успешно устраивать дела в условиях сильной конкуренции.

     Четвертый тип — «игроки». Они рассматривают деловую жизнь вообще и свою работу в частности как своеобразную игру, любят рисковать, но с расчетом, часто увлекаются новшествами. В отличие от «борцов с джунглями», они стремятся не к созданию собственной «империи», а к удовлетворению от победы как таковой.

     Их главная забота — приобрести известность победителей.

     Среди современных корпоративных менеджеров наиболее широко представлен именно последний тип. Однако у руководителей, занимающих наиболее высокие посты, вместе с чертами «игроков» присутствуют и черты «людей компании».

     Они ведут игру в интересах компании, идентифицируют себя в ней. Стимулируя интерес к работе у своих подчиненных, они поощряют тех из них, которые способствуют успехам корпорации, и наказывают тех, кто препятствует им.

     По мере продвижения вверх их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, противоположные черты:

    • стремление к сотрудничеству и конкуренции;
    • лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму;
    • склонность к риску и трезвый расчет.

     Впрочем, это касается интеллектуально-волевых, а не эмоционально-душевных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для правильного обращения с людьми (из десяти менеджеров, нуждающихся в помощи друзей, лишь один сам проявил желание помочь другим).

Информация о работе Эффективный менеджер