Изучение и совершенствование элементов внутренней среды предприятия на примере ОАО «Оренбургуголь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».

Файлы: 1 файл

Курсач по менеджменту.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

5. Создание условий для профессионального развития высококлассных специалистов, обеспечение безопасных условий труда, предоставление работникам конкурентоспособного вознаграждения и социальных льгот в соответствии с объемом и качеством их работы.

6. Соответствие российским и международным экологическим стандартам, внедрение новых технологий для соблюдения ограничений по выбросам загрязняющих веществ, улучшение технологий рекультивации отработанных участков.

7.Реализация во взаимодействии с органами региональной и муниципальной власти проектов социально-экономического развития территорий.

Одним из важных элементов  внутренней среды предприятия является его организационная структура.

ОАО «Оренбургуголь»  имеет линейно-функциональную структуру  управления. На предприятии имеет  место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Специалисты сгруппированы вместе в пределах своей функциональной области.

Все технические и  экономические службы подчинены  главному инженеру. Руководитель производственной службы – заместитель директора по производству – имеет в своем непосредственном подчинении 7 руководителей функциональных служб:

  • Горный цех.
  • Железнодорожный цех.
  • Автотракторный участок.
  • Участок монтажа и демонтажа и ремонта горного оборудования.
  • Участок энергоснабжения.
  • Участок пуско-наладочных работ.
  • Участок охраны.

Технологической службе – главному технологу непосредственно  подчинен отдел технического контроля.

Технология. ОАО «Оренбургуголь»  осуществляет добычу бурого угля открытым способом. Неглубокое залегание и  большая мощность угольных пластов позволяют широко применять открытый способ разработки, экономические и технические преимущества которого во многом компенсируют относительно низкое качество сырья.

Современное развитие горнодобывающего предприятия осуществляется на основе больших финансовых вложений, в том числе, и для приобретения нового горнодобывающего оборудования и подвижного состава. В ОАО «Оренбургуголь» этот вопрос стоит достаточно остро, так как связан с необходимостью обновлять имеющийся парк горно-транспортного оборудования и подвижного состава большая часть которого имеет значительный износ. Такое оборудование в силу своей специфики имеет низкий коэффициент выпуска и высокие затраты на техническое обслуживание и ремонт.

Основное горнодобывающее оборудование на предприятия – шагающие, ковшовые и роторные экскаваторы.

Открытый способ определяет его  меньшую себестоимость. Экономическая  эффективность при открытом способе  добычи угля в 2-2,5 раза выше, чем при  закрытом. Добывать уголь открытым способом экономически оправдано до глубины 600 м. Но открытый способ добычи угля имеет и недостатки - образование глубоких карьеров, их выветривание и др.

Люди. ОАО «Оренбургуголь»  испытывают острую потребность в  квалифицированных рабочих –  машинистах экскаваторов и электровозов, механиках, электрослесарях. А так же высококвалифицированных руководителей среднего звена. Не хватает горных электромехаников. Вообще профессия механика приобретает нынче особое значение. Разрезам нужны не просто механики, а особо грамотные и квалифицированные специалисты, умеющие разобраться с самой сложной импортной техникой без переводчика: механики со знанием одного, а то и двух иностранных языков, знающие, помимо своей основной работы, еще и электропривод, владеющие другими смежными специальностями.

Несколько лет назад  на угольный разрез невозможно было устроиться. Сказывались результаты так называемой «реструктуризации» в угольной промышленности. Предприятие существенно снизило  объемы добычи, и люди иногда целыми бригадами переходили на более перспективные предприятия, преимущественно вахтовым способом, так как разрез «Тюльганский» был градообразующим предприятием и других рабочих мест для работников разреза просто не было. Вопрос с кадрами не стоял так остро.

Сегодня предприятие  ОАО «Оренбургуголь» работает стабильно и рентабельно, открываются новые угледобывающие и перерабатывающие предприятия. А обновляющийся рынок труда требует и новых кадров. Причем качественно отличающихся от тех, которые работали в горнодобывающей отрасли лет двадцать тому назад. Сегодня от кадров зависит не только экономический успех предприятия. Человеческий фактор в угольной отрасли – это понятие очень емкое, от него напрямую зависит безопасность труда на разрезе.

Модернизация предприятия, приобретение суперсовременной техники и внедрение новейших технологий диктуют свои условия, с которыми под силу справиться только грамотным специалистам. Поэтому и ОАО «Оренбургуголь» стоит перед необходимостью затраты существенных средств для обучения своих специалистов.

Вторая проблема – возрастная. Более 50% рабочих основных профессий, а это как раз костяк предприятия, вот-вот достигнут пенсионного возраста. И эту кадровую прореху предприятие ничем не сможем компенсировать через несколько лет, если уже сегодня не начнет заниматься кадрами. Такая же ситуация складывается и с инженерно-техническими работниками.

Помимо того, что нет  притока новых специалистов, руководство  предприятия беспокоит качество подготовки кадров.

По мнению руководителей, техника и технологии на угольных предприятиях ушли далеко вперед, а вузы и техникумы остались еще в прошлом времени. Там до сих пор еще изучают горное оборудование устаревших марок, которые уже практически нигде на разрезах не применяется.

У многих нынешних специалистов нет мотивации на дальнейшее обучение и развитие. Никакой специальной литературы по своему профилю, никаких журналов не читают. У специалиста с узким кругозором никогда не будет авторитета в коллективе, да и дальнейший карьерный рост его проблематичен.

Наверное, выходом из сложившейся ситуации с кадрами для угольных предприятий был бы целевой набор, но предприятие не видят гарантий, что выпускник, за обучение которого они будут платить пять лет, вернется на предприятие.

ОАО «Оренбургуголь»  не имеет своего структурного подразделения  для обучения и повышения квалификации своих рабочих.

Система оплаты труда  на предприятии нуждается в доработке. Так как она не способствует мотивации  работников предприятия к повышению  качества труда и стремлению к  карьерному росту.

 

1.3 Основные преимущества и недостатки деятельности предприятия

Одним из преимуществ  предприятия является рост спроса на продукцию ОАО «Оренбургуноль».

В связи с тем, что  ОАО «Башкирэнерго» планирует увеличить  объемы сжигания угля, уже в ближайшее  время с ОАО «Оренбургуголь»  будет заключено долгосрочное соглашение об увеличении поставок бурого угля. В 2010 году объем поставок возрастет до 850 тыс. тонн. В 2012 – 2014 гг. годовой объем поставок угля достигнет 1,2 млн тонн.

Предприятия осваивает  инновационные технологии в области  добычи и переработки угля.

Повышение качества и  других потребительских свойств  угольной продукции с помощью  новых технологий обогащения угля и  его глубокой переработки является приоритетным направлением угольной промышленности в XXI. Перспективны технологии комплексной переработки для получения бытовых термобрикетов из бурых углей.

Новое направление комплексного использования энергетического  потенциала угля - это энерготехнологические  комплексы. Они будут производить  не только электроэнергию, но и другую товарную продукцию: экологически чистое бытовое топливо (брикеты), моторные топлива, продукты органического синтеза и т.п.

В более отдаленной перспективе  получат также развитие технологии производства искусственного жидкого  топлива на основе гидрогенизации и  мягкого пиролиза для получения жидких углеводородов и экологически чистого твердого топлива. Из угля будут получать и нетопливные продукты, в том числе адсорбенты различного назначения, удобрения, буровые реагенты.

К достоинствам предприятия  ОАО Оренбургуголь так же относится:

  • осуществление постоянного контроля качества продукции;
  • низкие цены;
  • индивидуальный подход к потребителю;
  • своевременность отгрузки;
  • наличие собственного транспорта;
  • возможность отгрузки как железнодорожным (полувагоны), так и автомобильным транспортом.

Недостатки:

  • Бурый уголь имеет низкие показатели углефикации поэтому его цена как топлива невысока.
  • Износ до 40% основного горнотехнического оборудования.
  • Препятствием для роста продажи угля служат высокие транспортные издержки доставки продукции до потребителя. Уменьшение железнодорожных тарифов на перевозки угля может сыграть наиболее существенную роль в креплении угольной промышленности. Сегодня доля транспортной составляющей в цене угольной продукции чрезмерна велика — до 50—60%, что снижает конкурентоспособность угля по сравнению с другими источниками энергии.
  • Большие затраты на приобретение горнотехнического оборудования.
  • Необходимость повышения квалификации кадрового состава.
  • Недостаточное количество высококвалифицированных специалистов рабочих и инженерно-технических работников.
  • Не отработана система мотивации работников предприятия.
  • Система оплаты труда нуждается в доработке.
  • Открытый способ бурого угля наносит масштабный вред земельным ресурсам, который сказывается снижением плодородия земель. Во все возрастающей степени будут требоваться инвестиции в меры по защите окружающей среды, связанные с добычей и использованием угля.

 

 

2. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях

 

2.1 Понятие, сущность внутренней среды

Развитие менеджмента  является результатом действия многих факторов, действующих как во внешнем  окружении, так и внутри самой  организации. Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в  функционировании и развитии организации.

Наиболее полное определение внутренней среды организации предложил российский ученый, академик О. С. Виханский: под внутренней средой понимают ту часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она показывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Так Дж. Пирсоном и Р. Робертсоном были выделены ключевые сферы внутренней среды, рекомендуемые для выявления источников силы и слабости организации: кадры, организация общего управления, производство, маркетинг, финансы и учет. Анализ этих факторов позволяет составить представление о внутренней среде организации ее сильных и слабых сторонах.

Согласно О.С. Виханскому, внутренняя среда имеет несколько  «срезов», состояние которых в  совокупности определяет возможности (потенциал) организации.

Кадровый срез внутренней среды: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение  и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

При рассмотрении внутренней среды необходимо учитывать, что организации представляют собой системы, созданные людьми, и поэтому существующая в организации внутренняя среда в основном является результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера).

Внутренняя среда организации  – это динамичное явление, поэтому  факторы внутренней среды рассматриваются  как переменные (то есть в их развитии). Внутренняя среда – это взаимосвязанная совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели или общими правилами поведения. Внутренняя среда каждой организации характеризуется следующими свойствами: - происходит процесс взаимодействия и преобразования внутренних переменных в желаемые конечные состояния, имеющие значения во внешней среде; - происходит обмен с внешней средой для получения ресурсов, информации, энергии, сбыта своей продукции (услуги); - организация характеризуется производительностью (результативностью), определяемой как отношение объема выходного продукта к затратам.

Информация о работе Изучение и совершенствование элементов внутренней среды предприятия на примере ОАО «Оренбургуголь»