Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».
Введение
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм предприятия, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно - сбытовой деятельности предприятия. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.
Когда речь идёт о внутренней среде предприятия, имеется в виду глобальная структура предприятия, охватывающая все производственные предприятия, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Информация о внутренней среде предприятия необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Предметом исследования курсовой работы является изучение влияния внутренней среды предприятия на качество хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике.
Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».
1. Особенности
элементов внутренней среды
1.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Оренбургуголь»
Акционерное общество открытого типа «Оренбургуголь» образовано в 2000 году на базе бывшего структурного подразделения "Башкируголь" - разреза Тюльганский - для разработки Тюльганского месторождения бурого угля. Тюльганское месторождение бурого угля является крупнейшим в Южно-Уральском буроугольном бассейне.
Предприятие расположено по адресу: Оренбургская область, п. Тюльган, в 120 км. от областного центра.
Основными видами деятельности Общества являются: добыча бурого угля; торговля бурым углем, термомеханическая и химическая переработка угля.
Уставный капитал Общества составляет 100 000 000 (Сто миллионов) рублей. Уставный капитал Общества состоит из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами.
Все акции Общества являются именными и бездокументарными. Общее количество размещенных Обществом обыкновенных именных акций составляет 100 000 (Сто тысяч) штук. Номинальная стоимость одной обыкновенной именной бездокументарной акции - 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Органами управления Общества являются:
Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров решаются вопросы об избрании Совета директоров Общества, ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора Общества, вопросы отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным органом общества - Генеральным директором. Генеральный директор подотчетен Совету директоров Общества и общему собранию акционеров.
Генеральный директор избирается Советом директоров Общества сроком на пять лет. В случае, если единоличный исполнительный орган Общества (Генеральный директор) не может исполнять свои обязанности исполнительный директор предприятия осуществляет временное руководство текущей деятельностью. Если исполнительный директор не может принять на себя обязанности Генерального директора - временное руководство текущей деятельностью Общества возлагается на главного инженера Общества.
Эффективность работы предприятия зависит, прежде всего, от его организационной структуры.
Основные технико-
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели ОАО «Оренбургуголь»
Показатели |
2009г. |
2010г. |
1. Производственная мощность, тыс. тонн |
1000 |
1000 |
2. Выпуск продукции в |
534 |
515 |
3. Коэффициент использования |
0,53 |
0,52 |
4. Товарная продукция, тыс. руб. |
89712 |
101970 |
5. Реализованная продукция ( |
89712 |
101970 |
6. Среднегодовая стоимость |
72134 |
71223 |
7. Реализовано продукции (объем продаж) на рубль стоимости основных фондов, руб. |
1,24 |
1,43 |
8. Численность промышленно- |
235 |
196 |
9. Реализованная продукция ( |
381,75 |
520,26 |
10. Направленные средства на оплату труда |
33000000 |
33000000 |
11. Среднемесячная оплата труда, руб. |
14000 |
12620 |
12. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. |
89124 |
98327 |
13. Прибыль (убыток) продукции тыс. руб. |
588 |
3643 |
14. Прибыль (убыток) за налогообложения, тыс. руб. |
446,88 |
2769 |
15. Затраты на рубль |
0,99 |
0,96 |
16. Рентабельность продукции в целом, % |
0,5 |
3 |
Закрытие в 1999 году ОАО «Башкируголь» и входящей в него Кумертауской брикетной фабрики привело к потере основного рынка сбыта угля.
С приходом нового собственника была
разработана и проведена
Возобновились хозяйственные взаимоотношения с потребителями угля, идет наращивание объемов добычи. В связи с увеличением цены на газ, в адрес ОАО "Оренбургуголь" постоянно поступают запросы от энергетических компаний о возможности поставок угля. Поэтому к 2012 году планируется довести объем добычи до 4,5 млн. тонн угля в год.
1.2 Анализ деятельности ОАО «Оренбургуголь»
При анализе деятельности предприятия в первую очередь должны быть определены его миссия и задачи.
Миссия (общие цели) предприятия. Содержание миссии должно включать следующие базовые определения:
- характеристика набора товаров (услуг, работ), составляющего основу предпринимательской деятельности предприятия (товарные группы, определяющие основной доход предприятия сейчас и в будущем);
- характеристика потребителей, на
которых ориентированы эти
- главные общие цели предприятия на планируемый срок (выживание, сохранение существующих позиций, рост);
- характеристика применяемых технологий, на которые будет опираться фирма в будущем;
- внутренний потенциал
- внешний образ предприятия - экономический и социальный имидж, поддерживаемый через взаимодействие с элементами внешней среды средствами связи с общественностью.
По результатам формулирования миссии должны быть выработаны правила принятия решений, которыми высшее руководство пользуется в своей повседневной деятельности в пределах срока реализации миссии. Набор этих правил оформляется в виде внутрифирменной политики и включает в себя следующие группы:
1) правила, используемые при
оценке результатов
2) правила, по которым
- какие конкретно виды
- каким конкретно потребителям и на каком географическом рынке эта продукция будет поставляться (выбор метода сегментирования);
- какими средствами фирма будет
добиваться конкурентного
3) правила (форма взаимодействия)
- высшим руководством и
- высшим руководством и
- функциональными и
- функциональными
- производственными
4) правила, по которым
высшее руководство
Общие цели. Они конкретизируют
миссию путем количественной и временной
оценки каждого направления
В данном контексте общие цели можно рассматривать как количественную характеристику ориентиров. Так, например, ориентиром деятельности предприятия может быть «максимизация прибыльности», а цель, соответствующая ему – «норма прибыли не ниже 35% в течение срока реализации миссии»
При этом полезно формулировать как экономические цели (доходность, доля рынка и т. п.), так и неэкономические, например, технологическое превосходство в регионе или отрасли; уровень благосостояния работников предприятия; участие в социальных программах местного, регионального или федерального значения и т. п.
Поскольку общие цели соответствуют ориентирам, т. е. показателям результативности деятельности предприятия, то они должны быть сгруппированы в рамках строго ограниченных экономических и управленческих пространств (групп однородных целей). В общем случае можно выделить следующие виды пространств:
Основной целью деятельности
предприятия ОАО «Оренбургуголь
Производить необходимую обществу продукцию – бурый уголь – наиболее эффективным и безопасным способом на устойчивой долгосрочной основе и тем самым содействовать социальному прогрессу и росту благосостояния общества, стабильному развитию территории и благополучию населения района хозяйствования, повышению уровня жизни своих работников.
Стратегические цели:
1.Надёжное обеспечение экономики и населения страны высококачественным твёрдым топливом и продуктами его переработки.
2.Обеспечение
3. Рациональное использование месторождения бурого угля и устойчивость операционных затрат:
4. Реализация потенциала роста путем поиска и разведки месторождений бурого угля в регионе: