Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:29, реферат
Общее размышление об истории имеет актуальное значение и в понимании истории управления, в том числе одного из современных его типов – истории менеджмента.
Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление-это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что-второстепенным.
Введение……………………………………………………………………..3
Школа научного менеджмента……………………………………6
Классическая (административная) школа………………………13
Школа человеческих отношений…………………………………19
Школа поведенческих наук (управленческий Бихевиоризм)…26
Эмпирическая школа……………………………………………..30
Количественная школа……………………………………………32
Характеристика процессного, системного и ситуационного подходов…………………………………………………………………………35
Специфика японского менеджмента……………………………40
Особенности отечественных управленческих исследований. Характеристика административной командной системы управления………………………………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………………51
Списко литературы…………………………………………………………52
Кроме погрузки
чугуна, Тейлор работал с «Бетлехем
стил» над увеличением
С помощью экспериментов Тейлор смог определить, что наилучшая нагрузка лопаты равна 21 фунту. По его предложению «Бетлехем стил» выпустила для компании лопаты различных видов, соответствующих сорту материала, который каждый рабочий должен был грузить в тот день. Число грузчиков на сортировочной станции было в конце концов уменьшено примерно от 500 до 150, что привело к ежегодному сбережению 75 000—80 000 долларов. Кроме того, среднее число тонн, перегружаемых одним рабочим в день, выросло с 16 до 59; средние заработки одного рабочего возросли от 1,15 до 1,88 доллара в день.
Работая
на заводах сталелитейной
Тейлор
считал, что чем выше разделение
труда, тем выше его производительность;
заработная плата должна зависеть от
количественных показателей; решения
должны принимать собственно инженеры,
а рабочие только работать и беспрекословно подчиняться
управляющему. Поэтому было проведено
расчленение производственных операций
на отдельные простейшие элементы, выявлены
лишние ненужные движения; в полученном
задании рабочему в деталях расписывался
процесс труда, который он не мог нарушить.
Для рационализации процесса труда Тейлор
проводил эксперименты, подбирая для участия
в них наиболее сильных и ловких рабочих.
На основе установленных норм выработки
осуществлялось стимулирование труда:
люди, которые производили больше, вознаграждались лучше.
Предложения Тейлора по организации заработной платы носили революционный характер:
Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению-это определенная специальность. Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.
Методы рационализации труда отдельных рабочих обусловили перестройку всего процесса производства и управления. Эти методы постепенно начали распространяться на промышленных предприятиях США и в других странах.
Участниками успешного становления движения научного управления были Франк и Лилиан Гилберт, которые также искали пути повышения эффективности труда через усовершенствование многих ручных операций. Они использовали наблюдения, замеры, микрохронометраж, даже видеокамеру. Супруги Гилберт разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Так, ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилберт в обратом прочтении). Франк Гилберт написал широко известные книги «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений».
Франк и Лилиан Гилберт были ведущими консультантами своего времени по промышленной эффективности.
Следует назвать также еще одного американского организатора производства- Г. Эмерсона, разработавшего комплексный, системный подход к организации управления. Широко известна его книга «Двенадцать принципов производительности». Вот эти принципы:
Ведущими принципами Г. Эмерсон считал точно поставленные цели и здравый смысл.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований Родилась новая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей организации.
Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля (1825-1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в.
Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное управление»-в 1916 г.
Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие дёятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждению создателей школы, организация несомненно, достигнет успеха.
Принципы управления-это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы-это маяк, помогающий ориентироваться.
Рассматривая организацию как специфический вид деятельности и как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:
Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремиться дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те, из них, которые ему приходилось чаще всего применять поскольку, даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле.
Считая предложенные им принципы универсальными Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления не ограничено.
Некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.
Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность. Например, японская компания «Мицусита электрик» руководствуется, следующими семью принципами, управления: объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка, - которые перекликаются с принципами, разработанными Файолем.
В дальнейшем многие исследователи
занимались изучением и теоретическим
описанием принципов
Функции управления и профессиональные требования к менеджеру.
Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные, -по его мнению, производимых на любом (простом или сложном, небольшом или крупном) предприятии и являющихся взаимозависимыми. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.
Планирование-функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.
Организация-формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы-персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.
Мотивация-активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания. условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Контроль-количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элёментом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и. нормативов.