Инновационный потенциал предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Подобные проблемы возникают, например, и с термином «инновации». В статье М. В. Волынкиной «Сущность термина «инновация», опубликованной в февральском номере журнала «Инновации», проводится подробное исследование Я и формулируется авторский вариант термина инновация «как вовлеченность в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли [1]. Данная формулировка представляется весьма удачной, отражающей правовой характер отношений в сфере инноваций.

Оглавление

Введение 3
Инновационный потенциал предприятия 4
Заключение 17
Литература 18

Файлы: 1 файл

Инновационный потенциал предприятия.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Анализ определений  позволяет сделать вывод о  наличии нескольких подходов к определению сущности инновация. Наиболее распространенными являются две точки зрения. Первая — заключается в понимании инновации как динамического процесса введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих устаревших. Этой точки зрения придерживаются Б. Твисс, Б. Санто, Ф. Никсон, К. Г. Галстян и др. Во втором случае инновация является статическим результатом творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д. Сторонниками этого подхода являются такие ученые, как Р. А. Фатхутдинов, А. М. Медынский, А. Е. Яковлев, А. В. Плеханов и др.

Автор придерживается второй точки зрения, считая, что подход к инновации как к процессу заменяет определение инновации понятием «инновационный процесс». Следует отметить, что эти явления не тождественны и между ними есть различия. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Латинское слово innovation (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения — инновация, нововведение, новшество. Поэтому некоторые авторы, такие как А. И. Пригожий, Н. Л. Маренков, считают, что термин «инновация» является синонимом «нововведения» и «новшества» и может использоваться наряду с ними. Но между этими понятиями есть существенные смысловые различия, которые необходимо отметить.

Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов и т. д. [12]. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Изучение различных трактовок понятия «инновация» позволяет сформулировать некоторые выводы. Во-первых, специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или технологии.

Во-вторых, инновация  всегда успешна. Эффект, который должна обеспечивать инновация может быть техническим, экономическим, социальным и экологическим.

Авторы работы, посвященной инновациям, выразили это в виде формулы [13]:

Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность.

Эффективность новшества выражается в дополнительной выгоде, которую получает инноватор. В связи с этим в экономической литературе появляется термин «инновационная рента». «Если рента определена как «доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично», то инновационная рента предполагает наличие дохода от внедрения новшеств, недоступных для других организаций» [13].

В-третьих, основными  свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Все три свойства в равной мере важны для определения и существования категории «инновация». Коммерциализация по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, без которого она становится простым новшеством.

В последнее  время многие отечественные экономисты (Л. Н. Васильева, Е. А. Муравьева, К. А. Багриновский, К. А. Бармута и др.) придерживаются определения инновации, которое базируется на международных стандартах. Рекомендации по этим стандартам были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло» [14].

Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Это же определение использовалось и в официальном государственном документе «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.».

На взгляд автора, базовое определение инновации, которое бы учитывало все существующие расхождения, вышеперечисленные недостатки и особенности, должно отвечать некоторым требованиям:

1.Необходимо разграничить понятие «инновация» и «новшество».

2.Понятие «инновация» не должно включать этапы разработки, создания и внедрения инновации, которые относятся к понятию «инновационный процесс».

3.Обязательным условием инновации является эффективность.

4.Непременными свойствами любой инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Классификация инноваций. В настоящее время в экономической литературе существует большое количество вариантов классификаций, в основу которых заложены различные классификационные признаки, отражающие точки зрения отдельных авторов. Свои классификации инноваций предлагают такие экономисты как А. И. Пригожий, М. Хучек, П. Н. Завлин, Р. А. Фатхутдинов и др. Сложность проблемы состоит в том, что как отмечал И. Шумпетер: «...количество новшеств при любом состоянии экономики практически безгранично...». Рассмотрим основные классификации с позиций нашего исследования.

Одним из условий  инновации является практическое применение. С учетом сферы деятельности, в которой внедряются инновации, существуют:

1.Технологические инновации.

2.Экономические инновации.

3.Организационно-управленческие инновации.

4.Социальные инновации. Технологическими инновациями называют применение высоких (upstream) научных знаний в практической (downstream) деятельности в целях развития нового технологического процесса, создания нового товара или улучшения дизайна товара. В российской литературе приводится следующее определение: «технологические нововведения — совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих на рынке к созданию новых или улучшенных промышленных продуктов и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования» [3].

Существуют  две основные группы технологических инноваций:

продуктовые инновации (product innovation) — это инновации, позволяющие создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования;

процессные  инновации (process innovation) — это инновации, позволяющие использовать новые технологические процессы для производства как традиционных (стандартных), так и нетрадиционных товаров.

Технологические инновации имеют важное экономическое значение, так как приводят к замещению одних факторов производства другими: сначала рабочей силы капиталом, затем капитала — знаниями. Как уже было отмечено, специфическим содержанием инновации являются изменения. Г. Менш разделил технологические инновации но уровню новизны на базисные, улучшающие и псевдоинновации. Цель данной классификации — оценка значимости инновации. Понятие новизны может относиться к продукту или технологическом процессу в целом (в случае его абсолютной новизны) либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса.

Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений техники (технологии) и технологических укладов. Улучшающие инновации касаются значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения. Под псевдоинновацией понимается несущественное видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т. д.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия. Такие инновации служат продлению срока жизни устаревших поколений техники (технологии), когда их потенциал в основном уже исчерпан.

Обязательным  условием инновации является эффективность. В зависимости от эффективности  инновации бывают: экономические, экологические, социальные.

Экологические инноваций проявляются в более эффективных способах использования природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду. Экономические инновации вызывают перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства. Социальные инновации затрагивают науку, культуру, образование и идеологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Приведенные классификации свидетельствуют о том, что инновации многообразны и различны по своему характеру, области и способу использования.

Литература

 

1.К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. Механизмы технологического развития экономики России. М.: Наука, 2003.

2.К. А. Бармута. Техническое развитие как основное направление инновационной деятельности предприятий//Монография. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2006.

3.И. В. Бойко. Технологический рывок: до или после экономического роста? (Опыт зарубежных стран для России). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

4.К. Г. Галстян. Теоретические аспекты формирования инновационных процессов: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

5.Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика. 2005.

6.А. И. Пригожи». Нововведения: стимулы и препятствия (соцнальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.

7.Б. Гансе Управление научно-техническими нововведениями Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.

8.Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.'

9.Бизнес: Оксфордским толковый словарь. Англ.-русс к. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995.

10.Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. Краткий словарь современных понятий и терминов: 3-е изд., дораб., и доп. Сост., общ. ред. В. 11.А. Макаренко. М.: Республика, 2000.

12.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.»//О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.

13.Р. А Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: учебник л-пя вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

14.А. Е. Яковлев, А. В. Плеханов. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003.

15.OECD proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. Oslo manual. OECD. Paris, 1992.

 


Информация о работе Инновационный потенциал предприятия