Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:16, реферат
Проблемы промышленной политики вновь возвращаются в число государственных приоритетов. В новой структуре федеральных органов исполнительной власти образовано Министерство промышленности, науки и технологий. Объединение под одним организующим началом вопросов науки, технологий и промышленной политики в значительной степени продиктовано экономической логикой и мировым опытом. Сегодня большинство индустриально развитых стран связывает долгосрочный устойчивый рост прежде всего с переходом на инновационный путь развития.
Информационно-
База данных технологических заделов в отраслях промышленности представляет собой набор инновационных наукоемких технологий, превосходящих по своим технико-экономическим параметрам традиционные, по которым выпускается основной объем продукции. Она включает показатели ресурсосбережения, обеспечиваемого за счет использования новых технологий, удельные капитальные затраты, необходимые для их внедрения, предполагаемые масштабы реализации и другие параметры. Представленные в сформированной базе данных 186 технологий, соответствующих мировому уровню, распределены по отраслям с учетом специфики каждой из них с позиций конкурентоспособности и возможностей ее повышения за счет инновационного фактора. Эти наукоемкие технологии, из которых 38% не имеют отечественных аналогов, а 19 технических решений запатентовано за рубежом, в целом отражают сложившиеся потребности в развитии производственного аппарата и инновационной деятельности отраслей. Внедрение их позволит не только существенно улучшить качественные характеристики продукции, но и за счет топливо-, энерго- и материалосбережения суммарно сэкономить 15-20 млрд. руб.
В ТЭКе намечено внедрить 20 технологий. Цели - топливосбережение (электроэнергетика), повышение нефтеотдачи, интенсификация добычи (нефтедобыча), углубление переработки и комплексность использования сырья (нефтепереработка), снижение экологической нагрузки (все отрасли), внедрение высокопроизводительного оборудования (газовая и угольная); в химической и нефтехимической промышленности - 39. Улучшение качества продукции, адаптация номенклатуры к рыночной конъюнктуре. Реализация этих программ до 2005 г. сократит общее расходование материальных и топливно-энергетических ресурсов в промышленности, с учетом различных вариантов прогноза, до 3,7-5%, а ВВП увеличится на 3,5-4,7%.
Кризисные явления усугубили положение инновационной сферы как наименее конкурентоспособного субъекта инвестиционного рынка. Так, в 1995-1996 гг. в топливной промышленности финансовые инвестиции превышали инвестиции в технологические инновации в 12 раз т.д.
К 1998 г. доля инвестиций на технологическое перевооружение промышленности составила около 6% от общих объемов инвестиций в основной капитал (из них 86% - собственные средства предприятий).
Таким
образом, инновационная сфера
Структура затрат на инновации (по стадиям инновационного цикла) показывает, что предприятия уделяют основное внимание текущим потребностям, направляя более 60% этих средств на технологическую подготовку производства и закупку оборудования. На долю НИОКР, обеспечивающих научные заделы инноваций, приходится менее 17% общих расходов. К негативным явлениям следует отнести недостаточное внимание к маркетинговым исследованиям (1,6% общих затрат на инновации) и подготовке персонала для работы по новым технологиям (0,6%).
Ориентация на создание новых видов продукции и технологий определяется конкурентной стратегией отраслей. В химической и нефтехимической, топливной промышленности, металлургии, где основным фактором конкурентоспособности является снижение издержек производства и качества продукции, акцент делается на обновление технологической базы. В отраслях, конкурентоспособность которых связана в первую очередь с обновлением ассортимента (например в легкой промышленности), резко повысилась доля затрат на продуктовые инновации.
Основной фактор неудовлетворительной конкурентоспособности - высокие издержки производства продукции, в которых определяющими являются материальные затраты. Следовательно, важнейшее экономическое воздействие инновационной деятельности на конкурентоспособность - технологическое обновление предприятий на основе ресурсосберегающих технологий и повышения качества выпускаемой на их базе продукции за счет внедрения новых разработок.
Инновационная политика отраслей ТЭКа, для которых практически не стоит проблема преодоления спросовых ограничений за счет повышения конкурентных качеств продукции, должна быть ориентирована как в ближайшие годы, так и в отдаленной перспективе на расширение масштабов применения ресурсосберегающих технологий, минимизацию техногенной нагрузки на окружающую среду и создание оборудования, повышающего надежность функционирования систем транспортировки и хранения энергоносителей.
Масштабы
и темпы технического перевооружения
производств в целом
Усилившаяся в последние годы сырьевая ориентация производства во многом обусловлена низкой конкурентоспособностью перерабатывающих отраслей и свидетельствует о примитивизации структуры народного хозяйства. Эта тенденция, в свою очередь, связана с негативными структурными процессами в инвестиционной сфере. Производственные инвестиции в основном направляются в ТЭК и частично в металлургию (в 1997 г. - 41,8%, в 1998 г. - 45,5%). Перерабатывающие отрасли остаются инвестиционно депрессивными, за исключением связи (телекоммуникаций), где капиталовложения растут главным образом за счет иностранных кредитов (составляющих примерно 30% вкладываемых инвестиций).
Изменение же тенденции крайне затруднено из-за отсутствия эффективного межотраслевого перелива капитала. Практически во всех отраслях преобладает механизм самофинансирования. В долгосрочном периоде даже при низком уровне инвестирования технологических инноваций влияние технологического потенциала на структурные сдвиги в сфере материального производства может быть достаточно значимым.
Инновационная
деятельность должна осуществляться в
соответствии с целями среднесрочной
программы социально-
На следующем этапе приоритетами должны стать кардинальное обновление производственного аппарата на основе использования инновационных технологий и реализации заделов в прикладной науке, существенное повышение эффективности основного капитала, дальнейшее изменение структуры товарного производства и развитие инвестиционного машиностроения. Необходим комплексный механизм активизации инновационной деятельности и повышения ее результативности, предусматривающий концентрацию и целевую направленность ресурсов на финансирование стратегических разработок, привлечение дополнительных средств (в частности за счет внебюджетных источников), гарантии и страхование рисков, формирование рынка инновационных проектов и адекватной ему инфраструктуры, а также всестороннее использование ценовых, налоговых и таможенных методов стимулирования выпуска и реализации конкурентоспособной продукции.
Государственная
поддержка крупных, системных инноваций
должна осуществляться в первую очередь
через реализацию целевых инновационных
программ, органично увязанных со среднесрочными
перспективами развития реального сектора
и социально-экономическими прогнозами.
Список литературы.