Диффузия инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Целью является происхождение теории, в которой подражание играет существенную роль в диффузии инноваций. Подражание лучше всего объясняется теорией социального обучения, которая также служит концептуальным фундаментом теории диффузии инноваций.В данном реферате рассматривается понятие «диффузия инноваций», теория диффузии инноваций, происхождение теории, концептуальные истоки и процессы распространения и принятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1. Понятие «Диффузия инновации»………………………………………………………………3-5
2. Теория диффузии инноваций. Происхождение теории…………………………….5-6
3. Концептуальные истоки. Процессы распространения и принятия………...7-10
Заключение……………………………………………………………………………………………………….11
Список используемой литературы…………………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Диффузия инноваций.docx

— 29.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

ИНСТИТУТ  НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РЕФЕРАТ

 

По  дисциплине: «Инновационный менеджмент»

На  тему: «Диффузия инноваций»

 

Выполнила:

студентка 2 курса

факультета  УП

спец. «Менеджмент организации»

Гришунова Наталья  Юрьевна

 

Проверил:

преподаватель кафедры 

Иванов Георгий  Викторович

 

 

Москва  2011 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

1. Понятие «Диффузия инновации»………………………………………………………………3-5

2. Теория  диффузии инноваций. Происхождение  теории…………………………….5-6

3. Концептуальные  истоки. Процессы распространения  и принятия………...7-10

Заключение……………………………………………………………………………………………………….11

Список  используемой литературы…………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет  диффузия (распространение во времени  уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или  местах применения). Инновационный  процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации  и управления экономикой.

Целью является происхождение теории, в которой подражание играет существенную роль в диффузии инноваций. Подражание лучше всего объясняется теорией социального обучения, которая также служит концептуальным фундаментом теории диффузии инноваций.

В данном реферате рассматривается понятие «диффузия инноваций», теория диффузии инноваций, происхождение теории, концептуальные истоки и процессы распространения и принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

  1. Понятие «Диффузия инновации».

Диффузия инновации (diffusion of innovation) — это процесс приема (адаптации) инновации потребителями и ее распространения на рынке. Это преимущественно групповой феномен. Рациональное управление групповыми коммуникациями — значимый фактор коммерческого спеха инновации.

Диффузия (распространение) нововведения лежит в основе модернизационного  процесса. Она соответствует фазе, когда нововведения в технологиях  или продуктах уже разработанных  одним или несколькими ранними  новаторами и фирмы или потребители  рассматривают вопрос об их понятии. Классическое определение диффузии дал Е.М.Роджерс: «Диффузионный процесс - это распределение новой идеи от источника изобретения или  создания до конечного пользователя или потребления».

При анализе диффузий технологических  нововведений является важным вопрос о том, почему в определенной временной  точке фирмы решаются на принятие какого либо нововведения. Для того, чтобы объяснить, почему одни фирмы  делают это раньше других, можно  рассмотреть либо:

- характеристики популяций (группы лиц, реально или потенциально принимающих решения),

- взаимосвязи между всеми потребителями, которые составляют эту популяцию, т.е. циркуляцию информации, вызывающую этот порядок.

В обоих случаях для начала временного процесса диффузии требуются некоторые  изменения в оборудовании. В первом случае, либо характеристики вводимого  оборудования постоянно улучшаются в терминах цен и качества, и  это порождает принятие нововведения, либо сами

 

3

характеристики потенциальных  потребителей меняются так, что увеличивается  количество принявших нововведения.

Во втором случае отношения между  индивидуумами эволюционируют: информация распространяется, доступ к информации упрощается, приобретается опыт по обращению с новой технологией  и все это ведет к принятию нововведения.

Если все потребители идентичны, диффузионная схема напрямую зависит  от доступа к информации. Фирмы  различаются по их активам, компетенции  и т.д. Так, в свою очередь, учитывается  положение, занимаемое ими в доступе  к информации и на рынках, настоящая  или прошлая внутренняя организация.

Учет внешних условий принятия нововведения ведет к рассмотрению следующих классов факторов, отличающих диффузию:

- стратегическое взаимодействие между фирмами (принятие вызывается каким-либо воздействием между фирмами на рынке);

- внешние параметры (такие как, эффект имитации, уже существующих сетей и стандартов):

- изменение макроэкономических условий для вложения и роста.

Большинство моделей описывает  траекторию процесса диффузии или замещения  при определенных условиях. Полученная числовая информация показывает состояние  рынка  (он еще молод, быстро расширяется  или близок к насыщению), и является важной для стратегических разработок. Кроме того, целесообразно учитывать  такие характеристики инноваций  как их совместимость, сложность  при производстве, способ распространения  информации о нововведении, объем  усилий, необходимых для распространения. В свою очередь считается, что  при  диффузии, и особенно

 

4

при процессах замещения важную роль играют динамика цен, изменения  в относительной ценности предлагаемых на рынке продуктов, динамика затрат на производство нововведений. Учет этих факторов приводит к двум различным  стратегическим политикам:

- оказание давления на ход замещения;

- защита естественного хода замещения от внешних факторов [1].

 

  1. Теория диффузии инноваций. Происхождение теории.

Теория диффузии инноваций важна  не только для научных исследований массовой коммуникации, но также находит  практическое применение во многих других дисциплинах. Эта теория стала основой  тысяч научных работ в таких областях, как социология, социальная антропология, экономика и медицинская социология.

Изучение диффузии инноваций, хотя и касается воздействия СМИ, обычно не включается в исследования медиавоздействия потому, что некоторые этапы этого  процесса обеспечиваются скорее межличностной  коммуникацией, чем деятельностью  масс-медиа. Однако в некоторых случаях  именно СМИ имеют решающее значение в процессе диффузии инноваций. Поэтому знание азов данной теории и ознакомление с относящимися к ней научными работами весьма полезно.

Что подразумевается под диффузией  инноваций? Диффузия — это "процесс, в ходе которого инновация с течением времени по определенным каналам  распространяется среди членов социальной системы"; инновация — это "идея, практическая деятельность или объект, новизна которого ощущается индивидом  или группой"

 

5

Говоря о диффузии инноваций, нельзя не упомянуть книгу Эвереста Роджерса, которая так и называется: Diffusion oflnovations ("Диффузия инноваций"). В этой монографии, ставшей классической, Роджерс проанализировал тысячи научных работ, относящихся к диффузии инноваций, за определенный период времени и обнаружил следующую закономерность: все изученные работы включали такие компоненты, как

1) какая-либо инновация; 2) передача  информации от индивида к индивиду; 3) сообщество или социальное окружение; 4) фактор времени. 

Согласно теории диффузии инноваций, любая инновация (например, новая  идея, методика, технология) диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели. Некоторые люди принимают инновацию  сразу же, едва услышав о ней. Другим людям требуется больше времени, чтобы попробовать что-либо новое, у третьих этот процесс проходит еще дольше. Графически данная модель представлена в виде образной кривой.

Быстрое принятие новой медиатехнологии  большим количеством людей получило название взрыва. Чтобы описать этот феномен принятия инновации, социологи  заимствовали из физики термин "критическая  масса". Понятие критической массы  в физике означает количество радиоактивного вещества, необходимое для начала цепной реакции. В научных исследованиях  СМИ критическая масса соответствует  моменту начала наиболее массового  принятия инновации и отображена тем участком графика, где кривая начинает стремительно подниматься  вверх [2].

 

 

 

 

6

  1. Концептуальные истоки. Процессы распространения и принятия

Концепция диффузии инноваций основана на теоретических разработках жившего  в XIX веке французского ученого-правоведа  и социолога Габриэля Тарда. В  своей книге The Laws of Imitation ("Законы имитации") Тард предложил теорию S-образной кривой, отражающей особенности принятия инноваций, и отметил важность фактора межличностной коммуникации. Э. Роджерс описывает концепцию S-образной кривой Тарда следующим образом: "Сначала всего несколько индивидов принимают новую идею, затем инновация принимается большим количеством индивидов, и, наконец, темпы принятия замедляются".

Г. Тард ввел также понятие лидерства  общественного мнения, которое несколько  десятилетий спустя приобрело огромное значение для научных исследований ме-диавоздействия. Тард обнаружил, что  некоторые члены сообщества больше интересуются новыми идеями, порядками  и событиями, поэтому разбираются  в них лучше других. Мнение таких  людей по подобным вопросам ценится  другими членами сообщества. Во многих случаях влияние лидеров общественного  мнения способствует принятию инноваций  их менее информированными соседями.

Подражание играет существенную роль в диффузии инноваций. Подражание лучше всего объясняется теорией социального обучения, которая также служит концептуальным фундаментом теории диффузии инноваций. Э. Роджерс вполне категорично заявлял о том, что теория диффузии инноваций тесно связана с психологией вообще и с теорией социального обучения в частности.

 

 

7

В 1960-х годах Альберт Бандура разработал всеобщую теорию обучения, основанную на принципах психологии. Согласно Бандуре, диффузия инноваций рассматривается через призму таких понятий, как символическое моделирование, убеждение, социальное побуждение и мотивация. Процесс распространения инноваций определяется тремя основными событиями: 1) индивид узнает об инновации, 2) индивид принимает инновацию или новое поведение, 3) индивид взаимодействует с другими индивидами в системе социальных отношений, убеждая их принять инновацию или поддерживая их собственное решение о ее принятии.

- Этап 1 - индивид узнает об инновации:

Символическое моделирование (т.е. новые  модели поведения, представленные средствами массовой информации, которые впоследствии перенимаются зрителями) — обычный  источник воздействия в самом  начале процесса распространения инноваций. Категорию ранних принимающих составляют обычно те индивиды, которые читают газеты и смотрят телевизор. Темпы принятия определяются многими когнитивными факторами, включая детерминанты обучения путем наблюдения.

Если инновацию трудно понять и  ей сложно найти практическое применение, она будет принята не так быстро, как более простые в использовании инновации. Некоторые инновации распространяются только посредством межличностной коммуникации, и в таком случае принятие инноваций зависит от возможности непосредственного контакта.

- Этап 2 - принятие инновации:

Дальнейшее принятие или использование  нового поведения или изделия  индивидом зависит от многих факторов. Исследования показали,

 

8

что чем большими преимуществами характеризуется  новое поведение, тем сильнее  побуждение к его принятию. Например, в 1990-х годах бизнесмены поняли преимущества использования Internet в предпринимательской деятельности, что содействовало взрыву Internet-технологий и достижению критической массы.

Принятие инноваций зависит  также от самоэффективности индивида, т.е. от оценки индивидом собственных  возможностей. Перед принятием чего-либо нового индивид спрашивает себя: "А смогу ли я? " Если индивид считает, что сможет добиться успеха в применении инновации, тогда он приложит определенные усилия и, возможно, примет новое поведение. Если бы, например, мелкие предприниматели посчитали, что использование компьютеров сопряжено со слишком большими трудностями, они бы, вероятно, не стали принимать и использовать Internet.

Прием нововведений зависит также  от индивидуальных ценностей и восприятия человеком себя. Если новые модели поведения или другие инновации  определенным образом противоречат этим ценностям, вероятность принятия инновации снижается. Например, те дети, которые в силу воспитания усвоили  негативное отношение к курению  и употреблению спиртных напитков, как к греховным, порочным привычкам, менее охотно, чем другие, будут  экспериментировать с соответствующими моделями поведения.

Информация о работе Диффузия инноваций