Информационное обеспечение управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

вычислительной техники и других технических средств связи.
Цель данной дипломной работы становление качественного информационного обеспечения подразделений всех уровней, так как это основа эффективного управления предприятием. Использование для этого автоматизированных систем, безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения 8
1.2 Технология информационной деятельности 17
1.3 Пути совершенствования информационной системы 24
1.4 Формирование комплексной информационной системы 34
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
2.1 Общая характеристика объекта исследования 42
2.2 Технико-экономические показатели 54
2.3 Анализ системы документооборота 58
2.4 Анализ материально-технического обеспечения 69
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 77
3.1 Пути сокращения управленческих затрат 77
3.2 Улучшение сетевой организации предприятия 85
3.3 Внедрение автоматизированной информационной системы 92
3.4 Использование Интернет технологий 96
4 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
4.1 Значение и задачи безопасности труда 100
4.2 Характеристика условий и безопасности труда 101
4.3 Пожарная профилактика 105
4.4 Режимы труда и отдыха при работе с персональными компьютерами 106
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 120

Файлы: 1 файл

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.docx

— 127.47 Кб (Скачать)

5) Оперативная связь  со сторонними организациями  и отдельными гражданами

(телефон, факс  и т.д.)

6) Учёт приёма  граждан и сотрудников по личным  и служебным вопросам.

7) Формирование  подписки предприятия и контроль  поступления подписных изданий.

8) Составление графика  работы сотрудников работающих  на штатных должностях по совместительству.

9) Выполнение машинописных  и копировально-множительных работ. 
10) Ведение протокола заседаний ректоратов, офрмление выписок из протоколов. 
11) Ежедневное составление совместно с ректором плана его работы на день.

Фактически в  приёмной работают два человека. Это  две секретаря, иногда даже один. Они  вдвоём не в состоянии выполнять  все эти функции и поэтому  систему электронного контроля поручений  не используют по назначению. В эту  систему вводят документы на контроле уже прошедшим числом. Нет единого  эталона составления приказов, служебных  записок. Нет чёткого установленного времени на регистрацию документов. Документ на подписи у ректора  может пролежать неограниченное время или потеряться. 
Электронная почта не используется, так как приглашение на ректорат или простое оповещение сотрудников делается по телефону или устно при встрече. 
У ректора нет помощника, который мог бы взять на себя часть полномочий ректора, а огромный поток документов может занимать много времени у ректора на ознакомление документа, осмысление, принятие решения и составления резолюции. Иногда ректор уезжает в командировку, тогда документы могут лежать на подписи от 5 до 10 дней. Могут часто возникать ситуации, когда ректор на служебной записке разрешает, а затем при появлении счёта или приказа– запрещает, противореча себе.

В ОАО «Технический университет КубГТУ» есть утверждённая схема документооборота. Ниже на рисунке  представлена схема документооборота 
(рисунок 7).

Рисунок 7. Документооборот  в ОАО «ТУ КубГТУ»

В результате просмотра  журнала регистрации в приёмной организации у секретаря и  анализа полученной информации мною была составлена таблица, где представлена сводная информация по каждому виду документа в динамике по годам (таблица 3). Из таблицы можно определить структурную  характеристику документооборота и  как она меняется по годам.

Таблица 3

Анализ структуры  документооборота

| |Количество документов |Темпы роста, % | 
|Наименование | | | 
|документа | | | 
| |1997 |1998 |1999 |в 1998 |в 1999 | 
| | | | |к 1997 |к 1998 | 
|Входящие |124 |203 |240 |164 |118 | 
|Исходящие |384 |402 |358 |105 |89 | 
|Приказы |870 |648 |894 |74 |138 | 
|в том числе: | | | | | | 
|- по основной деятельности |157 |116 |156 |74 |134 | 
|- по командировкам |215 |178 |222 |83 |125 | 
|- по личному составу |498 |354 |516 |71 |146 | 
|Внутренние |3841 |2597 |1972 |68 |76 | 
|в том числе: | | | | | | 
|- финансовые |1492 |973 |1272 |65 |131 | 
|- служебные |2349 |1624 |700 |69 |43 | 
|Итого в год: |5219 |3850 |3464 |74 |90 | 
|В среднем за день |18 |13 |12 |72 |92 | 
|Выручка от реализации, тыс.р. |7663 |11315 |15132 |148 |134 |

Из таблицы, где  представлены технико-экономические  показатели видно, что выручка от реализации возрастала из года в год  на 148 и на 134 процента 
(таблица 2), а общее количество документов в организации сокращалось до уровня 74 и 90 процентов от предыдущего года (таблица 3). Ниже на рисунке эти изменения наглядно представлены (рисунок 8).

Рисунок 8. Изменение  выручки от реализации и общего количества документов

При более подробном  рассмотрении последней таблицы, где  анализируется структура документооборота видно, что потоки внутренних документов сильнее сокращались, чем возрастали потоки входящих и исходящих документов (таблица 3). Ниже на рисунке эти изменения  представлены (рисунок 
9).

Рисунок 9. Изменение  количества документов

Использование локальной  сети позволяет обмениваться сообщениями  между сотрудниками организации  в виде электронной почты. Это  как раз примерно в два раза сокращало количество служебных  записок из года в год. 
Возросла деловая активность организации, выручка от реализации и соответственно растут потоки входящих и исходящих документов. Причём в последнем году потоки исходящих сообщений резко сократилось за счёт использование глобальной сети Интернет.

Проанализировав более  подробно изменение объёма документооборота, определим:

- какие подразделения  наиболее сильно загружают документами  руководителя

- есть ли характер  сезонности работы и если есть, то определим пиковые значения

В ОАО «Технический университет КубГТУ» много разнообразных  подразделений, но для анализа объёма документооборота следует брать  только основные подразделения. К числу  таких подразделений можно причислить:

- Бухгалтерия;

- Административный  отдел;

- Школа абитуриентов;

- Подготовительные  курсы;

- Лицей;

- Компьютер-колледж.

Ниже в таблице  представлена группировка видов  документов по основным подразделениям (таблица 4). В этой таблице анализируется  не только динамика общего количества документов по годам, но и производится анализ по основным подразделениям. В  результате можно определить основные потоки информации в 
Техническом университете. Именно эти потоки документов необходимо в первую очередь автоматизировать

Таблица 4

Группировка видов  документов по подразделениям

| Подразделение  |1997 |1998 |1999 | 
| |Кол. |% |Кол. |% |Кол. |% | 
|Административный отдел|765 |15 |621 |16 |754 |22 | 
|Бухгалтерия |1392 |27 |1073 |28 |1272 |37 | 
|Школа абитуриентов |909 |17 |718 |19 |446 |13 | 
|Подготовительные курсы|715 |14 |537 |14 |345 |10 | 
|Лицей |582 |11 |410 |11 |273 |8 | 
|Компьютер-колледж |551 |10 |319 |8 |259 |7 | 
|Прочие |305 |6 |172 |4 |115 |3 | 
|Итого: |5219 |100 |3850 |100 |3464 |100 |

Представленные  выше в таблице результаты сравнений  объёма документооборота по подразделениям (таблица 4) наглядно отображены ниже на рисунке ( рисунок 10).

Из рисунка видно, что общее снижение объёмов документооборота произошло в подразделениях. В  административном отделе и в бухгалтерии  количество документов наоборот возросло. Это является наоборот положительным  моментом, так как при большой  деловой активности в бухгалтерии  увеличился поток финансовых документов, а в административном отделе увеличились  объёмы входящих и исходящих документов.

Однако, если удастся создать такую систему документооборота, которая приведёт к сокращению потоков документов из бухгалтерии или административного отдела, то это приведёт к более значительным результатам.

Рисунок 10. Динамика объёма документооборота по подразделениям

Ниже в следующей  таблице произведён анализ объёма документооборота в течение одного года на примере 1999 года (таблица 5). Здесь разбивка происходит помесячно для выявления сезонности.

Таблица 5

Выявление сезонности в объёме документооборота

|Месяцы |Виды документов | 
|Года | | 
| |Входящие |Исходящие |Приказы |Внутренние | 
|Январь |12 |35 |57 |177 | 
|Февраль |22 |30 |78 |200 | 
|Март |27 |25 |130 |165 | 
|Апрель |23 |28 |84 |175 | 
|Май |14 |24 |96 |122 | 
|Июнь |18 |53 |84 |78 | 
|Июль |23 |42 |34 |94 | 
|Август |17 |29 |23 |120 | 
|Сентябрь |25 |69 |69 |183 | 
|Октябрь |18 |38 |47 |165 | 
|Ноябрь |17 |44 |108 |182 | 
|Декабрь |24 |44 |79 |211 |

Из представленной выше таблицы видно, что в летний период снижается активность организации, так как большинство сотрудников  именно в этот период уходят в отпуска (таблица 5). Так как основные подразделения  в 
Техническом университете занимаются образовательной деятельностью, то из таблицы видно резкое увеличение активности подразделений в начале учебного года с 1 сентября и снижение в период летних и осенних каникул. Ниже на рисунке эти изменения наглядно представлены (рисунок 11).

Рисунок 11. Динамика объёма документооборота в течение  года

В период весенних каникул нет снижения активности, так как в этот период идёт более  интенсивная подготовка школьников, абитуриентов к выпускным экзаменам  и к поступлению в вуз.

В результате проведённого анализа в этом подразделе выявлено, что основные потоки информации идут через бухгалтерию и административный отдел. 
Также я определил, что наблюдается некоторая сезонность работ, связанная с учебными каникулами. В результате внедрения в Техническом университете локальной сети и попытка автоматизировать частично документооборот выявлено общее снижение потока документов. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования системы документооборота и внедрения современных информационных комплексных систем.

4 Анализ материально-технического  обеспечения

Оснащение различной  техникой, позволяет экономить управленческие и накладные расходы, проводить  более эффективное внутрифирменное  планирование, управление и контроль. Обеспечить руководителя как можно  быстрее необходимой ему достоверной  информацией для принятия оперативных  решений возможно с помощью новейших технических средств. Руководитель в своей деятельности использует различные технические средства для принятия управленческих решений.

1) Телекоммуникационная  связь (телефон, факс, пейджер,  почта, электронная почта, локальная  сеть, глобальная сеть Интернет)

2) Вычислительная  техника (персональный компьютер,  калькулятор)

3) Копировально-множительная  техника (принтер, сканер, ксерокс,  ризограф)

4) Информационные  системы (телевидение, газеты, журналы)

Посредством этих технических  средств руководитель принимает  в короткое время обоснованные и  правильные решения. Поэтому важно  не только определить наличие этих средств, но и проанализировать их качественный уровень. Немаловажным здесь является уровень подготовленности персонала, способность его использовать все  возможности современных технических  средств.

В Техническом университете установлена телефонная мини АТС, позволяющая  параллельно подключить городской  телефон в несколько отделов  и выполнять следующие функции:

1) внутренние телефонные  звонки

2) перевод входных  звонков из города на другие  внутренние номера

3) при занятости  городской линии устанавливать  автоматически очередь на выход  в город.

Ниже в таблице  представлена характеристика телефонной сети ОАО 
«Технический университет КубГТУ» (таблица 6).

Информация о работе Информационное обеспечение управления предприятием