Государственное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие
задачи:
1. Определить само понятие “государственное управление”.
2. Понять сущность государственного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4
Понятие и сущность государственного управления

Виды государственного управления
7
Характеристика форм государственного управления
10

ГЛАВА II АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Система государственных органов Республики Казахстан
2.2 Процесс децентрализации государственных функций в Республике Казахстан 16
2.3 Повышение эффективности государственного управления 19

ГЛАВА III ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 22
3.1 Задачи государства по совершенствованию системы государственного управления
3.2 Меры по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления 24
3.3 Основные направления и механизмы реализации административной реформы 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

       Согласно  Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме в 1995 году, в нашей стране признается местное государственное управление и самоуправление. Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на конкретной территории.

       Местные представительные органы - маслихаты - являются выборными органами. Местный  исполнительный орган возглавляет  аким соответствующей административно-территориальной  единицы, являющийся представителем Президента и Правительства Республики. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-Министра.

       В январе 2001 года в Казахстане принят Закон “О местном государственном  управлении в Республике Казахстан”. Данный Закон выстраивает четкую схему местного государственного управления и определяет полномочия местных исполнительных органов на всех уровнях, в том числе на областном, районном (городском) и поселковом, аульном (сельском) уровне.

       Согласно этому Закону, в Казахстане местное государственное управление осуществляют местные представительные органы (маслихаты), местные исполнительные органы (акиматы), аким как глава местного исполнительного органа, а также исполнительные органы, финансируемые из местных бюджетов, т.е. государственные учреждения, уполномоченные акимом на реализацию отдельных функций местного управления.

       Бюджетное устройство суверенного Казахстана было впервые определено Законом 1991 года “О бюджетной системе”. Этот Закон  установил основные принципы формирования бюджетов Республики Казахстан, определил взаимоотношения между республиканским бюджетом и бюджетами местных Советов народных депутатов. Основным принципом этого Закона являлась самостоятельность республиканского бюджета и местных бюджетов. Принятие в 1995 году новой Конституции, Закона о налогах и других обязательных платежах в бюджет, создание органов казначейства, внедрение новой бюджетной классификации обусловили подготовку и принятие в декабре 1996 года нового Закона “О бюджетной системе”. Практически этот Закон заложил основу для дальнейшего реформирования бюджетного устройства в Казахстане.

       Разграничение бюджетных полномочий между центром  и регионами и ряд других новшеств легли в основу нового и ныне действующего Закона “О бюджетной системе”, который был разработан по результатам проведенного министерством финансов функционального анализа и принят в 1999 году. Этим Законом установлены принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов, введены такие понятия, как “республиканская бюджетная программа”, “местная бюджетная программа”, “администратор республиканских, администратор местных бюджетных программ”, “бюджетные изъятия”.

       Основными целями децентрализации в Казахстане на настоящем этапе являются демократизация основ государственного управления, создание условий для эффективного осуществления государством его функций на соответствующих уровнях управления при решении как текущих вопросов, так и перспективных задач социально-экономического развития страны, расширение общественного самоуправления.

       Демократизация  политической системы, совершенствование  налогово-бюджетной системы и  развитие управленческого потенциала на всех уровнях государственной  власти при помощи децентрализации  являются чрезвычайно важными задачами для создания климата, благоприятного для развития рынка и достижения экономического роста.

       Главными  условиями для эффективной работы любого уровня власти являются:

  • подотчетность и подконтрольность населению;
  • обладание четко определенными полномочиями и функциями;
  • наличие собственного бюджета со стабильными доходными источниками;
  • владение собственностью.

       Одним из путей к открытости власти народу видится переход к выборности исполнительных органов. Решающим условием успешного функционирования государственного механизма станет согласованная  и непротиворечивая работа правительства и местных органов власти. Для достижения этого условия требуется четкое разграничение функций и полномочий между уровнями управления. В то же время местное государственное управление не должно представлять отдельную власть внутри страны. Местные государственные органы реализуют определенные государственные функции и несут ответственность перед правительством и местным представительным органом.

       В Казахстане необходимо провести тщательный анализ для уточнения и законодательного закрепления функций различных уровней власти. Важнейшей составной частью политики децентрализации государственных функций является бюджетная децентрализация. Бюджетная децентрализация подразумевает независимость бюджетов всех уровней. 

       Таким образом, можно выделить три основных принципа построения современной бюджетной системы:

  • четкое закрепление ответственности по расходам;
  • адекватное распределение налогов между уровнями власти;
  • эффективная система межбюджетных трансфертов.

       Закрепление ответственности по расходам должно носить законодательный характер и соответствовать функциям конкретного уровня власти, чтобы исключить произвольную передачу расходных обязательств вышестоящих уровней власти на нижестоящий уровень, и тем самым достигнуть более благоприятных условий для планирования бюджетных затрат.

       Что касается распределения доходов, то в условиях Казахстана, где существует большой разрыв между регионами  по уровню социально-экономического развития и налогооблагаемой базе, сегодня  целесообразнее сохранить существующий принцип распределения доходов, установив единые для всех, стабильные на среднесрочный период нормативы распределения доходов.

       Система межбюджетных трансфертов в условиях Казахстана должна выполнять балансирующую  и в то же время стимулирующую роль. Местные исполнительные органы должны быть заинтересованы не только в получении субвенций из вышестоящего бюджета, но и в повышении налогооблагаемой базы региона.

       В связи с этим, сегодня для Казахстана желателен следующий принцип  установления межбюджетных трансфертов. Размеры бюджетных изъятий и субвенций предлагается устанавливать как разницу между поступлениями в местный бюджет (с учетом единых для всех регионов стабильных нормативов распределения доходов) и суммой текущих и инвестиционных расходов. Размеры бюджетных изъятий и субвенций также должны регламентироваться законодательным актом на ряд лет. 
 

       2.3 Повышение эффективности  государственного  управления

       Одной из первоочередных задач Стратегического  плана-2020 является повышение эффективности государственного управления посредством внедрения системы государственного планирования. Сегодня в стране выстраивается качественно новая модель государственного управления, основанная на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу.  Одним из инструментов корпоративного управления, внедряемых в систему государственного управления в Казахстане, является Система ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов, утвержденная указом Главы государства 19 марта 2010 года. В настоящее время завершается первый этап проведения оценки.

       Министерство  экономического развития и торговли оценивает эффективность деятельности государственных органов на предмет достижения стратегических целей и задач. В основу оценки входят пять критериев.

       Первый  критерий определяет правильность выбора стратегических целей и задач, показателей результатов, ясность и четкость их изложения. 

       По  второму критерию оценивается степень достижения результатов с выявлением того, насколько скоординирована деятельность между государственными органами. Немаловажной составляющей при оценке по этому критерию является организованная ведомством работа по управлению рисками. Также определяется прогресс в динамике достигнутых прямых результатов по сравнению с предыдущим периодом.

       По  третьему критерию – «Достижение стратегических целей и задач по развитию курируемых отрасли, сферы, региона» – сравниваются фактически полученные результаты с теми, которые были запланированы в стратегическом плане государственного органа, программах развития областей, Астаны и Алматы. При этом отдельно оцениваются достижения результатов по целям и задачам.

       По  четвертому критерию – «Доступность обществу (информационная обеспеченность)» – проводится оценка таких показателей, как полнота и качество размещаемой информации, а также частота и своевременность обновления информации о реализации стратегического плана, программы развития областей, Астаны и Алматы.

       При оценке по пятому критерию сопоставляются цели и задачи стратегического плана с функциями государственного органа, регламентированными Положением о государственном органе и другими нормативными правовыми актами. Для проведения этой оценки используются отчеты государственных органов о проведенной работе за отчетный период, статистические данные, результаты проверок, заключения независимых экспертов, информация неправительственных организаций и общественных объединений, позволяющие расширить горизонты объективной оценки. 

       В 2010 году проведена оценка достижения стратегических целей и задач трех государственных органов: Министерства труда и социальной защиты населения, Агентства по регулированию естественных монополий и акимата Акмолинской области. По результатам проведенной оценки будут выработаны четко изложенные рекомендации, которые позволят государственным органам повысить эффективность их деятельности, направленные на достижение стратегических целей и задач. 

       Эффективность государственного управления во многом зависит от того, насколько полно  в его системе раскрыт принцип разделения ветвей власти. Об этом чаще всего упоминают, когда речь идет о месте и роли Парламента, классическими функциями которого являются представительство, законотворчество и контроль Правительства. Казахстан, вставший на путь политической модернизации, здесь не является исключением.

       Нынешние  конституционные реформы поменяли характер всей политической системы  республики, в которой серьезным  образом усилились элементы парламентской  демократии. И теперь основная задача заключается в использовании Парламентом новых возможностей для полноценной реализации своих властных полномочий в интересах избравшего его населения.

       Согласно  Конституции РК, верховная власть принадлежит не Парламенту, а народу. Парламентская власть — лишь уполномоченная власть, так как суверен казахстанский народ, а Парламент только олицетворяет народный суверенитет. Таков идеал представительной власти — координировать и мобилизовывать общезначимые для граждан решения и действия. Поэтому не может быть сомнений в том, что в современном сложноорганизованном казахстанском обществе одну из ведущих позиций может и должна занимать парламентская демократия. Именно в ней воплощаются сегодня высшие функции народного представительства. В этом смысле Парламент — особенная ветвь власти, призванная воспринимать, отражать интересы различных категорий населения и воплощать их в законы.

       Однако  практическое участие граждан в  управлении страной через Парламент  не может ограничиваться путем голосования  на выборах раз в пять лет. Надо, чтобы население могло через различные институты гражданского общества более активно вовлекаться в этот процесс. Ведь полноценная реализация представительской функции Парламента предполагает активизацию его взаимодействия с различными общественными группами. И здесь представляется вполне пригодным более активное задействование потенциала палаты общественных экспертов при Мажилисе, которое позволит высшему представительному органу постоянно контактировать с гражданскими структурами.

       Если  такие субъекты гражданского общества, как партии, неправительственные организации, профсоюзы, СМИ, будут активно привлекаться к взаимодействию с парламентскими структурами на консультативном или совещательном уровне, то Парламент станет полноценно исполнять свою представительскую функцию, чего вправе требовать от него его избиратели. Более того, это позволит достигнуть высокого уровня диалога Парламента и гражданского общества в исполнении им еще одной своей важной функции — законодательной.

       Несмотря  на наличие правовой базы, подробно регламентирующей законотворческий процесс, сегодня в нем все еще проявляются некоторые недостатки методологического, институционального и процедурного характера. По мнению депутатов, многие законопроекты зачастую страдают низким качеством юридической проработки, готовятся без предварительной разработки целостной концепции. Поэтому в акты вносятся бесчисленные изменения и дополнения, затрудняющие их применение, высоким остается количество документов, отклоняемых Правительством.

Информация о работе Государственное управление в РК