Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие
задачи:
1. Определить само понятие “государственное управление”.
2. Понять сущность государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4
Понятие и сущность государственного управления
Виды государственного управления
7
Характеристика форм государственного управления
10
ГЛАВА II АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Система государственных органов Республики Казахстан
2.2 Процесс децентрализации государственных функций в Республике Казахстан 16
2.3 Повышение эффективности государственного управления 19
ГЛАВА III ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 22
3.1 Задачи государства по совершенствованию системы государственного управления
3.2 Меры по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления 24
3.3 Основные направления и механизмы реализации административной реформы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким
образом, государственное
управление – это целенаправленное
организующее - регулирующее воздействие
государства (через систему его органов
и должностных лиц) на общественные процессы,
отношения и деятельность людей.
1.2 Виды государственного управления
Государственное управление – воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:
Государственно-
Публичное управление – воздействие субъекта управления на общество в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями. Публичное управление можно понять как управляющее воздействие – гласное взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для республики решений, действий, в которой все общественные институты, граждане могут быть не только в роли объектов управления, но и выступать субъектами, автономными единицами в отношениях с органами власти и управления. Можно сказать, публичное управление – это управление обществом вместе с обществом.
Управление реализуется во взаимодействии субъекта и объект управления. От субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) – информация обратной связи (после исполнения команды). Схематически процесс управления показан на рис. 1.
Командная
информация подается в целях достижения
определенных поставленных целей, решения
задач. Получение результата, естественно,
зависит прежде всего от качества, способа
подачи информации, что в сущности и составляет
основу методов управления, их многообразия,
классификации по критериям и признакам.
Субъект управления | ||||
Командная
информация |
Информация
о выполнении
(обратной связи) | |||
Объект управления |
Рис. 1. схема управления.
Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления.
Демократическое управление основывается на том предположении, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому внешний контроль не рассматривается как решающее средство достижения целей. Такой стиль управления предполагает предоставление большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера.
Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; складывается режим личной власти в разных формах – от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; элита демонстрирует преданность лидеру, все готовы выполнять его указания.
▪ По характеру взаимоотношений система государственного управления может быть координационной или субординационной.
Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа государственной власти. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуется единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д. при конфедерации образующие ее государство сохраняют независимость, имеют свои органы государственной власти и управления
Субординационное
управление базируется на жестком административном
подчинении, воздействии на нижестоящих
должностных лиц органов управления, принуждении
к выполнению команд, поступающих из вышестоящих
органов управления. Оно характерно для
унитарного государства, которое подразделяется
на административно-
▪ По воздействию на управляемый объект выделяются отраслевое и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности. Наиболее эффективно оно реализуется в управлении через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые пропорции. Отраслевое управление предполагает обоснование цели, применение управленческих функций, построение организованной структуры звеньев управления. Отраслевое управление позволяет конкретнее видеть перспективу развития. Но в последнее время его роль снижается.
Территориальное управление осуществляется: республиканскими органами исполнительной власти, местным самоуправлением. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики. Оно предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти.
▪ По способу учета интересов объектов управления различают:
Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. В структуре исполнительных органов с несколькими уровнями управления оно реализуется через назначения, освобождения от работы, поощрения, наказания должностных лиц.
Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству.
▪ В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управления подразделяется на: оперативное, тактическое и стратегическое.
Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.
Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом сил по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей.
Тактическое
управление выражается в конкретных
действиях для реализации стратегических
установок. Важно постоянно следить за
результатами, правильно выбирать момент
для корректировки действий, стимулировать
гибкость, масштабность мышления, инициативность
всех участвующих в тактическом управлении.
1.3 Формы государственного управления и их классификация
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления — это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени. Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций. В соответствии с этим формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые.
Характерная
черта правовой формы управления
заключается в том, что здесь наиболее
отчетливо проявляется государственно-властный,
исполнительно-
Правовые формы государственного управления классифицируются по следующим основаниям.
Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Республики Казахстан.
Правоприменительная управленческая деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).
Правоприменительная деятельность включает: