Государственное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие
задачи:
1. Определить само понятие “государственное управление”.
2. Понять сущность государственного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4
Понятие и сущность государственного управления

Виды государственного управления
7
Характеристика форм государственного управления
10

ГЛАВА II АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Система государственных органов Республики Казахстан
2.2 Процесс децентрализации государственных функций в Республике Казахстан 16
2.3 Повышение эффективности государственного управления 19

ГЛАВА III ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 22
3.1 Задачи государства по совершенствованию системы государственного управления
3.2 Меры по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления 24
3.3 Основные направления и механизмы реализации административной реформы 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

   Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

   Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

  • По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

   Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами.

   Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности. Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

  • По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п. Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

       Неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К неправовым формам относятся формы выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению.

       Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

       Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально-техническим действиям, например, относятся составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, размножение материалов и документов и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

       2.1 Система государственных органов Республики Казахстан

       Государство представляет собой организацию  публичной власти, которая предполагает наличие системы органов государственной власти. Государственные органы призваны выполнять государственные задачи и имеют общие характерные черты. Важной отличительной чертой государственного органа является наделение властными полномочиями, т.е. действия носят властный характер, а указания обязательный характер. Властные полномочия государственного органа реализуются в рамках его компетенции. Под компетенцией  государственного органа понимается совокупность предметов его ведения, прав и обязанностей.

       Основным  принципом организации органов  государственной власти является теория разделения властей. Другой важный принцип организации государственной власти представлен в виде наличия «системы сдержек и противовесов», сущность которой состоит в уравновешивании всех трех ветвей власти взаимными полномочиями, чтобы ни одна из них не смогла присвоить всю государственную власть целиком. Кроме того, одним из принципов организации государственной власти в Республике Казахстан является унитаризм. Принцип унитаризма полагает наличие одной системы высших органов государственной власти. Местные органы государственной власти входят в единую систему органов государственной власти и подчинены высшим органам государственной власти.

       Принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви является конституционной основой функционирования государственной власти Республики Казахстан (ст. 3.4). Конкретное воплощение принцип разделения властей находит в разграничении компетенции между органами, относящимся к этим трем ветвям власти. Так, законодательная деятельность, принятие законов, является прерогативой представительного органа – Парламента РК, осуществляющего законодательные функции. Исполнение же законов, в целом исполнительно – распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти. Судебная власть в Республике Казахстан осуществляется независимыми судебными органами.

       Высшим  представительным органом, осуществляющим законодательные функции является Парламент Республики Казахстан. Парламент Республики Казахстан имеет двухпалатную структуру, он состоит из Сената и Мажилиса, которые действуют на постоянной основе. В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию РК от 7 октября 1998 года, срок полномочий каждой из палат различны: Мажилис осуществляет свои полномочия в течении 5 лет, Сенат в течении 6 лет. Сенат образуют депутаты, избираемые по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответствующей области. Семь депутатов Сената Парламента назначаются Президентом на срок полномочий Сената. Мажилис состоит из 77 депутатов, 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам. 10 депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Основной компетенцией Парламента является разработка, рассмотрение и принятие законов. Деятельность Парламента кроме Конституции регламентируется Конституционным законом РК «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 г. с изменениями и дополнениями от 11 апреля 1997 г., 12 марта 1999 г. и от 6 мая 1999г.

       Президент занимает  особое место в системе  органов Республики Казахстан, в организационном отношении он самостоятелен, и не включен ни в законодательную, ни в судебную, ни в исполнительную власть. Президент прежде всего является главой государства. Как глава государства он представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 40 Конституции и ст. 1 Конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан»от 26 декабря 1999 г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г. Президент является высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики. Президентом может быть гражданин Республики Казахстан по рождению (ст. 41), избираемый всенародным голосованием сроком на 7 лет. Это должен быть гражданин РК не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет. Президент наделен большими полномочиями, которые применяет самостоятельно. Президент гарантирует единство народа Казахстана, он выступает также гарантом прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает ответственность органов власти перед народом. Кроме того, он заботится о согласованном функционировании всех трех ветвей государственной власти. Президент подписывает законы, принимаемые Парламентом, обладает правом отлагательного вето, а также он сам в определенных Конституцией случаях может принимать указы, имеющие силу закона. Президент может распустить Парламент и отправить Правительство в отставку в установленных Конституцией случаях.

             Высшим исполнительным органом  Республики Казахстан является  Правительство, которое возглавляет всю систему исполнительных органов. Правительство формируется Президентом Республики Казахстан. Премьер – министр, возглавляющий Правительство РК, назначается Президентом с согласия Парламента. Правительство ответственно перед Президентом во всей своей деятельности. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются Конституционным законом «О Правительстве Республики Казахстан» от 9 декабря 1995 г. с изменениями и дополнениями от 24 февраля 1997г. и от 6 мая 1999г. Правительство – это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан, законов, указов Президента нормативного характера. Правительство обладает правом законодательной инициативы, вносит в Мажилис проекты законов. Оно разрабатывает основные направления социально – экономической политики государства, обеспечивает общественный порядок. Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества: управление экономикой, реализацию социальной политики, обеспечение законности, прав и свобод граждан, реализацию внешней политики и др. К центральным исполнительным органам относятся министерства, агентства, комитеты. Это отраслевые и межотраслевые органы.

       Правосудие  в Республике Казахстан осуществляется судом. Система судебных органов  установлена Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу Конституционного закона «О судах и статусе судей Республики Казахстан» от 20 декабря 1995 г. с изменениями и дополнениями. Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом. Все судьи Верховного суда избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего судебного Совета Республики. Система местных судебных органов состоит из областных, городских и районных судов. Судьи областных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики, а судьи нижестоящих судов назначаются на должность Президентом Республики по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации квалифицированной коллегии юстиции. Суды состоят из постоянных судей, которые избираются Сенатом Парламента или назначаются Президентом Республики Казахстан пожизненно. Судьями могут быть граждане Республики Казахстан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, не менее 2 лет профессионального стажа и сдавшие квалификационный экзамен (ст.79.3).

       Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории (ст.85). Местные представительные органы – это маслихаты. Система маслихатов возглавляется областными маслихатами. Кроме них имеются городские и районные маслихаты. Маслихат – это собрание депутатов, избираемых непосредственно населением соответствующей административно – территориальной единицы. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 20 лет. Маслихат выполняет волю населения соответствующих территорий с учетом общегосударственных интересов, определяет меры, необходимые для ее реализации, контролирует ее осуществление. Местные исполнительные органы в Республике Казахстан возглавляются Акимом соответствующей административно – территориальной единицы. Аким является представителем Президента и Правительства Республики. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом по представлению Премьер – министра. Акимы районов и городов назначаются Акимами областей по согласованию с Президентом Республики Казахстан. Аким района в городе назначаются Акимом города по согласованию с Акимом области. Местные исполнительные органы для осуществления возложенных на них функций наделены широкой компетенцией. К ведению местных исполнительных органов относятся: разработка программ социально – экономического развития территорий, управление коммунальной собственностью, решение местных кадровых вопросов, а также осуществление иных полномочий.

     Органом, осуществляющим конституционный контроль, является Конституционный Совет Республики Казахстан. Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из семи членов. Срок полномочий Конституционного Совета шесть лет (ст.71). Председатель Конституционного Совета и два его члена назначаются Президентом Республики, два – Председателем  Сената и два - Председателем Мажилиса. Каждые три года происходит ротация половины членов Конституционного Совета. Основной задачей Конституционного Совета является обеспечение верховенства Конституции и конституционной законности на территории Республики. Организация и деятельность Конституционного Совета регулируется Указом Президента, имеющим силу конституционного закона РК « О Конституционном Совете» от 28 декабря 1995г.  

       2.2 Процесс децентрализации государственных функций в Республике Казахстан

       Казахстан как и другие страны СНГ - получил  в наследство от бывшего Советского Союза централизованную систему  управления государством, экономикой, обществом. В первые годы после обретения в 1991 году независимости перед республикой стояли такие приоритетные задачи как строительство основ государства, укрепление суверенитета страны, сохранение территориальной целостности. На данном этапе централизация государственной власти была оправданной. Но в перспективе излишняя централизация власти только сдерживала бы дальнейшее развитие страны и создала бы опасность стратегического отставания от ближайших соседей. В своем послании народу Казахстана Президент страны Н.Назарбаев одним из основных принципов стратегии формирования системы государственного управления определил децентрализацию государственных функций от центра к регионам.

Информация о работе Государственное управление в РК