Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности государственного регулирования рынка труда и занятости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль государства в развитии рынка труда и занятости;
проанализировать воздействие государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса;
предложить ряд приоритетных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения
Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1.Роль государства в развитии рынка труда………………………….6-18
§ 1. Особенности формирования общероссийского рынка труда…...6-10
§ 2. Занятость и её виды………………………………………………11-18
Глава 2. Анализ воздействия государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса …………….19-35
§ 1. Анализ динамики основных параметров
трудовой сферы в РФ………………………………………………….19-25
§ 2. Анализ эффективности мероприятий по содействию занятости населения в Республике Коми……………………………………..…26-35
Глава 3. Совершенствование законодательства
о занятости населения в РФ ………………………………………….36-40
Заключение……………………….…………………………………………..41-44
Библиографический список………………….……………………………...45-47
Приложения…………………………………………………………………..48-50
В связи с продолжительными остановками производства, организационно-штатными изменениями при проведении мероприятий по оздоровлению финансового положения организаций и по другим причинам "скрытая" безработица (режим неполного рабочего времени, простоя, предоставление отпусков без сохранения заработной платы) по итогам 2010 года может составить 15,0 - 16,2 тыс. человек, что составит 2,7 - 2,9% от численности занятых экономической деятельностью в Республике Коми. В целом суммарное высвобождение работников из организаций в республике может составить 12 - 14 тыс. человек. Уменьшение численности работающих ожидается практически во всех отраслях материального производства, а также в сфере обслуживания. Наиболее существенные изменения произойдут в отраслях промышленности, строительства, транспорта.
Основными факторами сдерживания экономического развития республики в 2010 году станут: снижение роста производства и сбыта промышленной продукции, сокращение инвестиций в основной капитал, сокращение прибыльности в основных отраслях экономики.
Больше всего это отразится на строительной индустрии - по причине отсутствия заказов и кредитных ресурсов, угольной и лесной промышленности и деревообработке - из-за отсутствия рынка сбыта, на железнодорожном транспорте - по причине снижения объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности организаций привели к увеличению масштабов неполной занятости работников в организациях. На 4 мая 2010 года в простое находилось 142 человека, работающих неполное рабочее время - 2405 человек и в отпусках без сохранения заработной платы - 311 человек.
Коэффициент напряженности (численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, на одну вакансию) с начала 2009 года до конца 2009 года возрос в 1,6 раза (с 2,5) и составил 4,1, и до 1 мая 2010 года сократился до 2,1 человека (см.Приложение 1).
На
начало мая 2010 года увеличилась дифференциация
городов и районов республики
по уровню безработицы. Максимальное значение
уровня безработицы превышает
В этих условиях службой занятости населения республики предпринимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда:
-
организовано проведение
- созданы группы "оперативного реагирования", в которые входят специалисты службы занятости и Государственной инспекции труда в Республике Коми для выезда на предприятия и в организации;
-
для повышения уровня
Постановлением
Правительства Республики Коми от 14
января 2009 г. N 7 была утверждена и реализовалась
целевая республиканская
Реализация
мероприятий целевой
В условиях продолжающегося экономического кризиса снижение социальной напряженности на рынке труда республики по-прежнему остается актуальной задачей. В этой связи необходимо продолжить работу в данном направлении в рамках новой целевой республиканской программы.
К
основным мероприятиям Программы в
2010 году относятся опережающее
Ожидается,
что численность
Сокращение числа вакансий, заявляемых работодателями в учреждения службы занятости населения, приведет к увеличению средней продолжительности периода безработицы, а также увеличению численности граждан, являющихся безработными свыше 8 месяцев.
Для
стабилизации ситуации и дальнейшего
решения проблем на рынке труда,
возникших в результате негативных
последствий мирового финансового
кризиса, будет обеспечено взаимодействие
и согласованность действий заинтересованных
сторон: органов государственной власти
различных уровней, органов местного самоуправления,
работодателей и профсоюзов.
Глава
3. Совершенствование
законодательства о
занятости населения
в РФ
Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Государственная политика любой страны в области занятости решает два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал – лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.
Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.
Приоритетными
направлениями
-
гармонизация законодательства
Российской Федерации в
-
совершенствование
-
совершенствование
-
совершенствование механизма
-
нормативно-правовое
-
реформирование системы
Для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда.
Передача полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения субъектам Российской Федерации способствует повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения:
-
за счет более гибкого и
адресного механизма
-
за счет координации
-
за счет возможности
Федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие задачи:
-
мониторинг ситуации на рынке
труда в субъектах Российской
Федерации и разработка
-
регулирование распределения
-
разработка и реализация
В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и занятости