Государственное регулирование рынка труда и занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности государственного регулирования рынка труда и занятости.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль государства в развитии рынка труда и занятости;
проанализировать воздействие государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса;
предложить ряд приоритетных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава 1.Роль государства в развитии рынка труда………………………….6-18

§ 1. Особенности формирования общероссийского рынка труда…...6-10

§ 2. Занятость и её виды………………………………………………11-18

Глава 2. Анализ воздействия государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса …………….19-35

§ 1. Анализ динамики основных параметров

трудовой сферы в РФ………………………………………………….19-25

§ 2. Анализ эффективности мероприятий по содействию занятости населения в Республике Коми……………………………………..…26-35

Глава 3. Совершенствование законодательства

о занятости населения в РФ ………………………………………….36-40

Заключение……………………….…………………………………………..41-44

Библиографический список………………….……………………………...45-47

Приложения…………………………………………………………………..48-50

Файлы: 1 файл

14 шрифт Курсовик окончательно ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

    В связи с продолжительными остановками  производства, организационно-штатными изменениями при проведении мероприятий по оздоровлению финансового положения организаций и по другим причинам "скрытая" безработица (режим неполного рабочего времени, простоя, предоставление отпусков без сохранения заработной платы) по итогам 2010 года может составить 15,0 - 16,2 тыс. человек, что составит 2,7 - 2,9% от численности занятых экономической деятельностью в Республике Коми. В целом суммарное высвобождение работников из организаций в республике может составить 12 - 14 тыс. человек. Уменьшение численности работающих ожидается практически во всех отраслях материального производства, а также в сфере обслуживания. Наиболее существенные изменения произойдут в отраслях промышленности, строительства, транспорта.

    Основными факторами сдерживания экономического развития республики в 2010 году станут: снижение роста производства и сбыта промышленной продукции, сокращение инвестиций в основной капитал, сокращение прибыльности в основных отраслях экономики.

    Больше  всего это отразится на строительной индустрии - по причине отсутствия заказов и кредитных ресурсов, угольной и лесной промышленности и деревообработке - из-за отсутствия рынка сбыта, на железнодорожном транспорте - по причине снижения объемов грузовых и пассажирских перевозок.

    Снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности организаций привели к увеличению масштабов неполной занятости работников в организациях. На 4 мая 2010 года в простое находилось 142 человека, работающих неполное рабочее время - 2405 человек и в отпусках без сохранения заработной платы - 311 человек.

    Коэффициент напряженности (численность безработных  граждан, зарегистрированных в службе занятости, на одну вакансию) с начала 2009 года до конца 2009 года возрос в 1,6 раза (с 2,5) и составил 4,1, и до 1 мая 2010 года сократился до 2,1 человека      (см.Приложение 1).

    На  начало мая 2010 года увеличилась дифференциация городов и районов республики по уровню безработицы. Максимальное значение уровня безработицы превышает минимальное  в 9,1 раза и находится в пределах от 1,0% (г. Ухта) до 9,1% (Троицко-Печорский район).

    В этих условиях службой занятости  населения республики предпринимаются  дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда:

    - организовано проведение предувольнительных  консультаций для высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения;

    - созданы группы "оперативного  реагирования", в которые входят  специалисты службы занятости  и Государственной инспекции  труда в Республике Коми для  выезда на предприятия и в организации;

    - для повышения уровня информированности  получателей государственных услуг  организованы и проводятся "горячие  линии" для населения на  базе Управления Республики Коми  по занятости населения и Государственной  инспекции труда в Республике Коми, а также во всех центрах занятости населения, издаются информационные буклеты и брошюры.

    Постановлением  Правительства Республики Коми от 14 января 2009 г. N 7 была утверждена и реализовалась  целевая республиканская программа "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2009 год)".

    Реализация  мероприятий целевой республиканской  программы "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке  труда Республики Коми (2009 год)" в 2009 году позволила достичь определенных результатов по снижению напряженности на рынке труда республики.

    В условиях продолжающегося экономического кризиса снижение социальной напряженности  на рынке труда республики по-прежнему остается актуальной задачей. В этой связи необходимо продолжить работу в данном направлении в рамках новой целевой республиканской программы.

    К основным мероприятиям Программы в 2010 году относятся опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под  угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников); организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; содействие трудоустройству инвалидов; содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

    Ожидается, что численность зарегистрированных в службе занятости безработных в среднегодовом исчислении составит 17,0 тыс. человек.

    Сокращение  числа вакансий, заявляемых работодателями в учреждения службы занятости населения, приведет к увеличению средней продолжительности  периода безработицы, а также  увеличению численности граждан, являющихся безработными свыше 8 месяцев.

    Для стабилизации ситуации и дальнейшего  решения проблем на рынке труда, возникших в результате негативных последствий мирового финансового  кризиса, будет обеспечено взаимодействие и согласованность действий заинтересованных сторон: органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов. 

    Глава 3. Совершенствование законодательства о занятости населения в РФ 

     Как показал анализ ситуации в сфере  занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.

       В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

     Государственная политика любой страны в области  занятости решает два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал – лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

    Совершенствование законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости  населения должно отвечать современным  тенденциям в социально-трудовой сфере  в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

    Расширение  гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

    Приоритетными направлениями совершенствования  законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения являются:

    -  гармонизация законодательства  Российской Федерации в области  содействия занятости населения  с международными нормами;

    -  совершенствование законодательства  Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;

    - совершенствование разграничения  полномочий в сфере регулирования  рынка труда между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

    -  совершенствование механизма реализации  государственных гарантий по  трудоустройству безработных граждан,  обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;

    -   нормативно-правовое обеспечение  внедрения профессиональных стандартов;

    - реформирование системы государственной  социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

    Для эффективного решения задач по обеспечению  экономики трудовыми ресурсами  и содействию занятости населения  необходимо совершенствовать государственное  управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда.

    Передача  полномочий Российской Федерации в  области содействия занятости населения  субъектам Российской Федерации  способствует повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения:

    - за счет более гибкого и  адресного механизма финансирования  и оказания государственных услуг  по содействию в трудоустройстве  безработным гражданам. Средства  на осуществление переданных  полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

    - за счет координации территориальных  программ содействия занятости  населения с региональными стратегиями  и программами социально-экономического  развития и инвестиционными проектами;

    - за счет возможности установления  дополнительных социальных гарантий  и расширения перечня государственных  услуг по содействию в трудоустройстве  безработных граждан с использованием  средств бюджетов субъектов Российской  Федерации.

    Федеральными  органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации необходимо решить следующие задачи:

    - мониторинг ситуации на рынке  труда в субъектах Российской  Федерации и разработка прогноза  спроса и предложения на региональных рынках труда для определенной профессионально-квалификационной группы;

    - регулирование распределения трудовых  ресурсов, разработка и реализация  программ повышения территориальной  мобильности рабочей силы и  регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;

    - разработка и реализация программ  по информированию населения  о ситуации на рынке труда  и профессиональной ориентации  молодежи, а также осуществление  проектов, направленных на популяризацию  рабочих профессий.

    В целях повышения гибкости рынка  труда заинтересованным органам  исполнительной власти всех уровней  необходимо способствовать дальнейшему  развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения  и обеспечению работодателей  рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и занятости