Государственное регулирование рынка труда и занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности государственного регулирования рынка труда и занятости.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль государства в развитии рынка труда и занятости;
проанализировать воздействие государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса;
предложить ряд приоритетных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава 1.Роль государства в развитии рынка труда………………………….6-18

§ 1. Особенности формирования общероссийского рынка труда…...6-10

§ 2. Занятость и её виды………………………………………………11-18

Глава 2. Анализ воздействия государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса …………….19-35

§ 1. Анализ динамики основных параметров

трудовой сферы в РФ………………………………………………….19-25

§ 2. Анализ эффективности мероприятий по содействию занятости населения в Республике Коми……………………………………..…26-35

Глава 3. Совершенствование законодательства

о занятости населения в РФ ………………………………………….36-40

Заключение……………………….…………………………………………..41-44

Библиографический список………………….……………………………...45-47

Приложения…………………………………………………………………..48-50

Файлы: 1 файл

14 шрифт Курсовик окончательно ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

    На  уровне муниципальных образований  важна помощь в трудоустройстве  лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные  из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятости этих групп населения являются законы о квотировании рабочих мест. Их принятие отнесено к ведению субъектов РФ, однако контроль их исполнения может осуществляться совместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований[16].

Глава 2. Анализ воздействия  государственного регулирования  занятости населения  в условиях глобального  экономического кризиса 

§ 1. Анализ динамики основных параметров трудовой сферы в РФ 

    Государственное регулирование занятости и рынка  труда предполагает изучение и использование совокупности институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров трудовой сферы в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития. Генеральной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. При этом создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет и готов работать, должно стать неотъемлемой составной частью стратегических целевых установок государства. Необходимы механизмы "встраивания" политики занятости в систему макроэкономического регулирования.

    Так, программирование занятости населения в экономике должно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо, прежде всего, определить ожидаемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования - определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы. Однако, как показывает практика, в среднесрочных прогнозах и программах действия Правительства по социально-экономическому развитию, разрабатываемых за последнее время, параметры безработицы и занятости населения не предусматриваются.

    Одной из форм государственного регулирования  рынка труда в России является разработка и реализация федеральных  целевых программ содействия занятости  населения, программ по созданию и сохранению рабочих мест. Этому, как правило, предшествуют обоснования и концептуальные проработки направлений политики занятости, а также планы действий по реализации намечаемых мероприятий в этой области[12].

     Конец 2008 года – начало 2009 года оказались чрезвычайно неблагоприятными для рынка труда в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Высвобождение работников организаций, с одной стороны, и снижение количества заявленных работодателями вакантных рабочих мест (свободных должностей) с другой, стало причиной значительного роста напряженности на рынке труда в ноябре 2008 - апреле 2009 года. В целом по Российской Федерации число свободных вакансий за этот период снизилось с 1,4 млн. до 0,9 млн. рабочих мест, а напряженность на рынке рабочей силы возросла с 0,9 до 2,7 незанятых граждан на одну вакансию.

     Экономический кризис затронул практически все  отрасли российской экономики - серьезные  проблемы возникли в реальном секторе, финансовой и социальной сферах. Были приостановлены или сокращены целый ряд инвестиционных программ, что также стало причиной роста как общей, так и зарегистрированной безработицы. Значительное снижение занятости (в том числе в форме перевода работников на сокращенную рабочую неделю, предоставление административных отпусков)  отмечалось в металлургии, химической, угольной промышленности, машиностроении, строительстве, финансовом секторе. От кризиса пострадали, прежде всего, сильные промышленные регионы - регионы-доноры. В некоторых из них (Вологодская, Челябинская,  Ярославская, Нижегородская, Свердловская, Тверская, Калининградская области, Республика Татарстан) к апрелю 2009 года число безработных граждан увеличилось в 3,5 - 3,9 раза по сравнению с октябрем 2008 года.

     Рост  численности зарегистрированной безработицы с конца осени 2008 года продолжался в большинстве субъектов Российской Федерации до апреля-мая 2009 года. К осени 2009 года ситуация на рынке труда Российской Федерации в целом стабилизировалась(см.Приложение 3).

     К концу декабря 2008г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,7 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,5 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,3 млн.человек получали пособие по безработице.

В декабре 2008г. получили статус безработного 395,5 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 7,3 тыс.человек, или на 9,0% меньше, чем в декабре 2007г. и составили 73,9 тыс.человек.

     Число свободных вакансий, начав расти  с 1,1 млн. в мае достигло своего максимума  в августе 2008г. – 1,5 млн., а с сентября по декабрь неуклонно снижалось. Таким образом на конец года число вакантных мест составило 0,8 млн.

     Коэффициент напряженности на рынке рабочей  силы с начала года со значения 1,6 в  течении девяти месяцев снижался до сентября, достигнув отметки 0,9. С сентября это значение резко пошло вверх и достигло к онцу 2008 года значения 1,9.

     В конце октября 2009 года общая численность  зарегистрированных в Российской Федерации  безработных достигла минимального значения (2,0 млн. человек) и, начиная с конца октября, рост численности зарегистрированных безработных в целом по России опять возобновился. К концу года численность зарегистрированных безработных составила 2,1 млн. человек(см.Приложение 3).

     Уровень регистрируемой безработицы вырос со значения 2,0% в начале года до максимального значения 3,0% в мае и начал снижаться – в июне до 2,9%, в период июль-сентябрь 2009 года до 2,8%, в октябре до 2,7%, в ноябре до 2,6%. К  концу 2009 года уровень регистрируемой безработицы повысился и составил 2,8%.

     Число свободных вакансий, сократившись в  январе-феврале до минимального значения (0,84 млн. против 1,4 в октябре 2008), в  апреле вновь стало расти, достигнув  к началу лета максимального значения 1,2 млн. свободных вакансий. Начиная  с середины лета число свободных вакансий опять начало снижаться, вернувшись к концу 2009 года практически к тем же значениям, что и в начале года – 0,8 млн.

     Коэффициент напряженности на рынке рабочей  силы сначала возрос со значения 1,9 в начале года до 2,7 в апреле (максимального значения), затем снизился до минимального в июне (2,1) и, с июля 2009 года опять возобновился рост до 2,6 в декабре 2009 года.

     В 2010 году ситуация в целом по России стала улучшаться. Число свободных  вакансий увеличивалось до мая и  оставалось в пределах значений  от 1,3 млн. в мае до 1,2 млн. в июле(см.Приложение 3).

     Коэффициент напряженности на рынке рабочей  силы также имел тенденцию к снижению с 3,1 в январе до 1,5 в июле.

     К концу июля 2010г. в государственных  учреждениях службы занятости населения состояло на учете 2,0 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,8

В июле 2010г. получили статус безработного 269,9 тыс.человек. Размеры трудоустройства  безработных были на 16,5 тыс.человек, или на 9,3% меньше, чем в июле 2009г. и составили 161,5 тыс.человек.

     Численность экономически активного населения в июле 2010г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 76,2 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 70,9 млн.человек, или 93,0% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,4 млн.человек (7,0%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,8 млн.человек.

     За  аналогичный период в 2008 году численность экономически активного населения к концу июля составила, по оценке, 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 72,0 млн.человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,0 млн.человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек.

     Численность экономически активного населения в июле 2009г. составила, по оценке, 76,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн.человек, или 91,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,3 млн.человек (8,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн.человек.

    Динамика  числа вакансий (свободных рабочих  мест) и коэффициента напряженности  на одну вакансию объясняются сезонными  колебаниями в течение года.  Тенденции изменения численности  безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, и уровня регистрируемой безработицы связаны с состоянием рынка рабочей силы и действиями органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по снижению напряженности на рынке труда.

    В целях снижения напряженности на рынке труда в 2010 году  Правительством Российской Федерации принято постановление 14 декабря 2009 года «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»[11].

    Концепцией  действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одобренной распоряжением Правительства  Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда была определена реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

    Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в  области регулирования рынка  труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических  и институциональных условий  для повышения эффективности  занятости населения.

    Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка  труда являются:

    - содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

    - обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

    - обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

    - содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

     Решение задач по содействию занятости населения  и обеспечению экономики и  социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается  обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

     С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной  политики на рынке труда и внедрение  инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

     Приоритетными направлениями государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

    - совершенствование законодательства  Российской Федерации в области  содействия занятости населения;

    - совершенствование системы мониторинга  и прогнозирования ситуации на  рынке труда;

    - обеспечение сбалансированности  профессионального образования и спроса на рабочую силу;

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и занятости