Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности государственного регулирования рынка труда и занятости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль государства в развитии рынка труда и занятости;
проанализировать воздействие государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса;
предложить ряд приоритетных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения
Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1.Роль государства в развитии рынка труда………………………….6-18
§ 1. Особенности формирования общероссийского рынка труда…...6-10
§ 2. Занятость и её виды………………………………………………11-18
Глава 2. Анализ воздействия государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса …………….19-35
§ 1. Анализ динамики основных параметров
трудовой сферы в РФ………………………………………………….19-25
§ 2. Анализ эффективности мероприятий по содействию занятости населения в Республике Коми……………………………………..…26-35
Глава 3. Совершенствование законодательства
о занятости населения в РФ ………………………………………….36-40
Заключение……………………….…………………………………………..41-44
Библиографический список………………….……………………………...45-47
Приложения…………………………………………………………………..48-50
На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятости этих групп населения являются законы о квотировании рабочих мест. Их принятие отнесено к ведению субъектов РФ, однако контроль их исполнения может осуществляться совместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований[16].
Глава
2. Анализ воздействия
государственного регулирования
занятости населения
в условиях глобального
экономического кризиса
§ 1. Анализ
динамики основных параметров трудовой
сферы в РФ
Государственное
регулирование занятости и
Так, программирование занятости населения в экономике должно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо, прежде всего, определить ожидаемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования - определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы. Однако, как показывает практика, в среднесрочных прогнозах и программах действия Правительства по социально-экономическому развитию, разрабатываемых за последнее время, параметры безработицы и занятости населения не предусматриваются.
Одной из форм государственного регулирования рынка труда в России является разработка и реализация федеральных целевых программ содействия занятости населения, программ по созданию и сохранению рабочих мест. Этому, как правило, предшествуют обоснования и концептуальные проработки направлений политики занятости, а также планы действий по реализации намечаемых мероприятий в этой области[12].
Конец 2008 года – начало 2009 года оказались чрезвычайно неблагоприятными для рынка труда в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Высвобождение работников организаций, с одной стороны, и снижение количества заявленных работодателями вакантных рабочих мест (свободных должностей) с другой, стало причиной значительного роста напряженности на рынке труда в ноябре 2008 - апреле 2009 года. В целом по Российской Федерации число свободных вакансий за этот период снизилось с 1,4 млн. до 0,9 млн. рабочих мест, а напряженность на рынке рабочей силы возросла с 0,9 до 2,7 незанятых граждан на одну вакансию.
Экономический кризис затронул практически все отрасли российской экономики - серьезные проблемы возникли в реальном секторе, финансовой и социальной сферах. Были приостановлены или сокращены целый ряд инвестиционных программ, что также стало причиной роста как общей, так и зарегистрированной безработицы. Значительное снижение занятости (в том числе в форме перевода работников на сокращенную рабочую неделю, предоставление административных отпусков) отмечалось в металлургии, химической, угольной промышленности, машиностроении, строительстве, финансовом секторе. От кризиса пострадали, прежде всего, сильные промышленные регионы - регионы-доноры. В некоторых из них (Вологодская, Челябинская, Ярославская, Нижегородская, Свердловская, Тверская, Калининградская области, Республика Татарстан) к апрелю 2009 года число безработных граждан увеличилось в 3,5 - 3,9 раза по сравнению с октябрем 2008 года.
Рост
численности зарегистрированной безработицы
с конца осени 2008 года продолжался в большинстве
субъектов Российской Федерации до апреля-мая
2009 года. К осени 2009 года ситуация на рынке
труда Российской Федерации в целом стабилизировалась(см.
К концу декабря 2008г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,7 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,5 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,3 млн.человек получали пособие по безработице.
В декабре 2008г. получили статус безработного 395,5 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 7,3 тыс.человек, или на 9,0% меньше, чем в декабре 2007г. и составили 73,9 тыс.человек.
Число свободных вакансий, начав расти с 1,1 млн. в мае достигло своего максимума в августе 2008г. – 1,5 млн., а с сентября по декабрь неуклонно снижалось. Таким образом на конец года число вакантных мест составило 0,8 млн.
Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы с начала года со значения 1,6 в течении девяти месяцев снижался до сентября, достигнув отметки 0,9. С сентября это значение резко пошло вверх и достигло к онцу 2008 года значения 1,9.
В конце октября 2009 года общая численность зарегистрированных в Российской Федерации безработных достигла минимального значения (2,0 млн. человек) и, начиная с конца октября, рост численности зарегистрированных безработных в целом по России опять возобновился. К концу года численность зарегистрированных безработных составила 2,1 млн. человек(см.Приложение 3).
Уровень регистрируемой безработицы вырос со значения 2,0% в начале года до максимального значения 3,0% в мае и начал снижаться – в июне до 2,9%, в период июль-сентябрь 2009 года до 2,8%, в октябре до 2,7%, в ноябре до 2,6%. К концу 2009 года уровень регистрируемой безработицы повысился и составил 2,8%.
Число свободных вакансий, сократившись в январе-феврале до минимального значения (0,84 млн. против 1,4 в октябре 2008), в апреле вновь стало расти, достигнув к началу лета максимального значения 1,2 млн. свободных вакансий. Начиная с середины лета число свободных вакансий опять начало снижаться, вернувшись к концу 2009 года практически к тем же значениям, что и в начале года – 0,8 млн.
Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы сначала возрос со значения 1,9 в начале года до 2,7 в апреле (максимального значения), затем снизился до минимального в июне (2,1) и, с июля 2009 года опять возобновился рост до 2,6 в декабре 2009 года.
В 2010 году ситуация в целом по России стала улучшаться. Число свободных вакансий увеличивалось до мая и оставалось в пределах значений от 1,3 млн. в мае до 1,2 млн. в июле(см.Приложение 3).
Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы также имел тенденцию к снижению с 3,1 в январе до 1,5 в июле.
К концу июля 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 2,0 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,8
В июле 2010г. получили статус безработного 269,9 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 16,5 тыс.человек, или на 9,3% меньше, чем в июле 2009г. и составили 161,5 тыс.человек.
Численность экономически активного населения в июле 2010г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 76,2 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 70,9 млн.человек, или 93,0% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,4 млн.человек (7,0%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,8 млн.человек.
За аналогичный период в 2008 году численность экономически активного населения к концу июля составила, по оценке, 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 72,0 млн.человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,0 млн.человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек.
Численность экономически активного населения в июле 2009г. составила, по оценке, 76,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн.человек, или 91,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,3 млн.человек (8,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн.человек.
Динамика
числа вакансий (свободных рабочих
мест) и коэффициента напряженности
на одну вакансию объясняются сезонными
колебаниями в течение года.
Тенденции изменения
В целях снижения напряженности на рынке труда в 2010 году Правительством Российской Федерации принято постановление 14 декабря 2009 года «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»[11].
Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда была определена реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
- обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение
задач по содействию занятости населения
и обеспечению экономики и
социальной сферы квалифицированными
трудовыми ресурсами
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
-
совершенствование
-
совершенствование системы
-
обеспечение
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и занятости