Государственное регулирование рынка труда и занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности государственного регулирования рынка труда и занятости.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль государства в развитии рынка труда и занятости;
проанализировать воздействие государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса;
предложить ряд приоритетных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава 1.Роль государства в развитии рынка труда………………………….6-18

§ 1. Особенности формирования общероссийского рынка труда…...6-10

§ 2. Занятость и её виды………………………………………………11-18

Глава 2. Анализ воздействия государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса …………….19-35

§ 1. Анализ динамики основных параметров

трудовой сферы в РФ………………………………………………….19-25

§ 2. Анализ эффективности мероприятий по содействию занятости населения в Республике Коми……………………………………..…26-35

Глава 3. Совершенствование законодательства

о занятости населения в РФ ………………………………………….36-40

Заключение……………………….…………………………………………..41-44

Библиографический список………………….……………………………...45-47

Приложения…………………………………………………………………..48-50

Файлы: 1 файл

14 шрифт Курсовик окончательно ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

§ 2. Занятость  и её виды 

     Существуют  теоретический и практический подходы  к трактовке занятости. Теоретически занятость — это общественно-полезная деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практически занятость — это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости.

     Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей  не только в доходах, но и в самовыражении  посредством общественно-полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества. Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики — следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда. Потребность учета трудовых ресурсов обусловливает необходимость разделения занятости на виды: полная, продуктивная, рациональная, эффективная и социально-полезная.

     Полная  занятость — это такое состояние общества, когда все изъявившие желание получить оплачиваемую работу, ее получают, учитывая любой уровень вовлечения в общественное производство, если он удовлетворяет потребности работника в экономически целесообразном (продуктивном) рабочем месте. При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень. Полная занятость определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг) к общему числу экономически активного населения.

     Продуктивная  занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она соответствует определенным требованиям: повышение экономической эффективности производства; интенсификация производства; внедрение НТП; рост производительности труда; создание благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, образованных и мобильных работников.

     Рациональная  занятость определяется по следующей формуле:

Зрпр / Зп×100

где  Зр — рациональная занятость;

     Зпр — продуктивная занятость;

     Зп — полная занятость.

     Эффективная занятость демонстрирует использование рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и отвечает на вопрос, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

     Социально-полезная занятость определяется числом трудоспособных людей — занятых в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД или обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками). Система названных показателей позволяет оценивать на макроуровне сущностные характеристики занятости с позиции ее эффективности, выявлять проблемы, нарождающиеся закономерности в тенденциях занятости и учитывать эти процессы при формировании и реализации социально-экономической политики в сфере труда[13,с.49-50].

    Проблема  занятости населения является одной  из важнейших как для страны в  целом, так и для субъектов  и муниципальных образований. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

    Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что  основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства.

    Проблема  занятости в условиях рыночной экономики  решается на рынках труда регионального  и местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли-продажи рабочей силы, а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете - повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.

    Основы  государственной и муниципальной  политики в сфере занятости формируются  на федеральном уровне. Приняты Закон  РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.

    К ведению федеральных органов  относятся выработка и реализация основных направлений государственной  политики в области занятости  населения на территории страны, координация  деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия. Основные функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости представлены в табл. 1.

Таблица 1.Функции федеральных и региональных органов

      государственной власти в сфере занятости

Федеральный уровень Уровень субъектов  РФ
1 2
Разработка  и реализация             
государственной политики в сфере    
занятости, ее нормативно-правовое   
обеспечение                       
Разработка  региональной политики     
занятости на основе государственной  
политики и с учетом местных условий, 
ее нормативно-правовое обеспечение 
Разработка  и финансирование         
федеральных программ содействия     
занятости.                          
Разработка и обеспечение действия   
экономических механизмов            
регулирования рынка труда         
Разработка  и финансирование          
региональных целевых программ        
занятости населения, в том числе     
программ поддержки малого бизнеса  
Формирование  и обеспечение          
функционирования Федеральной        
службы по труду и занятости с       
региональными и местными органами 
Организация взаимодействия с         
территориальными и местными          
органами Федеральной службы по       
труду и занятости                  
1 2
Координация и контроль деятельности 
федеральных министерств и ведомств  
и органов государственной власти    
субъектов РФ в сфере занятости    
Координация и  контроль деятельности  
управляющих структур региона,        
муниципальных образований,           
общественных и других организаций в  
сфере занятости                    
Организация подготовки и            
переподготовки кадров для           
органов занятости                 
Организация подготовки и             
переподготовки кадров для органов    
занятости региона                  
Научно-информационное и             
методическое обеспечение            
деятельности органов занятости    
Информационное  обеспечение           
деятельности органов занятости       
региона                            
Организация обмена опытом работы    
в сфере занятости, в том числе с    
зарубежными странами              
Обмен опытом работы в сфере          
занятости между муниципальными       
образованиями региона, с другими     
регионами и зарубежными странами   
 

    Роль  органов местного самоуправления в  решении вопросов занятости и  трудовых отношений может заключаться  в следующем:

    - разработка и реализация системы  экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости,  местного рынка труда и трудовых отношений;

    - координация и контроль деятельности  в этой области управляющих  структур муниципалитета, предприятий,  общественных и других организаций,  создание (при необходимости) муниципальной  службы занятости;

    - оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.);

    - формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

    - формирование заказа на общественные  работы на территории муниципального  образования;

    - создание центра социально-психологической  адаптации (психологическая поддержка  незанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);

    - организация муниципального бизнес-инкубатора  для начинающих предпринимателей;

    - образование муниципального учебно-методического  центра переподготовки взрослого  населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

    - создание муниципальной службы  профориентации выпускников школ  и учебных заведений начального  и среднего профессионального  образования;

    - создание муниципального попечительского  совета для содействия в трудоустройстве  выпускников школ и профессиональных учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

    - организация и проведение исследований  рынка труда с целью прогнозирования  отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

    В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

    - содействие занятости выпускников  школ и профессиональных учебных  заведений;

    - оказание адресной материальной  и психологической поддержки  лицам, особо нуждающимся в  социальной защите;

    - развитие новых форм взаимодействия с работодателями;

    - повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования).

    Хорошо  зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению являются ярмарки вакансий. На них посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы по труду и занятости.

    Одним из действенных механизмов реального  содействия занятости населения  на уровне муниципального образования  является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

    Новой активной формой содействия занятости  населения муниципальных образований  являются клубы ищущих работу. Основные задачи - оказание помощи гражданам, ищущим работу, в сокращении сроков поиска подходящей вакансии, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, ликвидации стрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний.

    Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован  муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и занятости