Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности государственного регулирования рынка труда и занятости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль государства в развитии рынка труда и занятости;
проанализировать воздействие государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса;
предложить ряд приоритетных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения
Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1.Роль государства в развитии рынка труда………………………….6-18
§ 1. Особенности формирования общероссийского рынка труда…...6-10
§ 2. Занятость и её виды………………………………………………11-18
Глава 2. Анализ воздействия государственного регулирования занятости населения в условиях глобального экономического кризиса …………….19-35
§ 1. Анализ динамики основных параметров
трудовой сферы в РФ………………………………………………….19-25
§ 2. Анализ эффективности мероприятий по содействию занятости населения в Республике Коми……………………………………..…26-35
Глава 3. Совершенствование законодательства
о занятости населения в РФ ………………………………………….36-40
Заключение……………………….…………………………………………..41-44
Библиографический список………………….……………………………...45-47
Приложения…………………………………………………………………..48-50
§ 2. Занятость
и её виды
Существуют
теоретический и практический подходы
к трактовке занятости. Теоретически
занятость — это общественно-
Занятость
имеет ярко выраженный социальный характер.
Она отражает потребность людей
не только в доходах, но и в самовыражении
посредством общественно-
Полная занятость — это такое состояние общества, когда все изъявившие желание получить оплачиваемую работу, ее получают, учитывая любой уровень вовлечения в общественное производство, если он удовлетворяет потребности работника в экономически целесообразном (продуктивном) рабочем месте. При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень. Полная занятость определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг) к общему числу экономически активного населения.
Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она соответствует определенным требованиям: повышение экономической эффективности производства; интенсификация производства; внедрение НТП; рост производительности труда; создание благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, образованных и мобильных работников.
Рациональная занятость определяется по следующей формуле:
Зр=Зпр / Зп×100
где Зр — рациональная занятость;
Зпр — продуктивная занятость;
Зп — полная занятость.
Эффективная занятость демонстрирует использование рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и отвечает на вопрос, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.
Социально-полезная занятость определяется числом трудоспособных людей — занятых в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД или обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками). Система названных показателей позволяет оценивать на макроуровне сущностные характеристики занятости с позиции ее эффективности, выявлять проблемы, нарождающиеся закономерности в тенденциях занятости и учитывать эти процессы при формировании и реализации социально-экономической политики в сфере труда[13,с.49-50].
Проблема занятости населения является одной из важнейших как для страны в целом, так и для субъектов и муниципальных образований. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства.
Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда регионального и местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли-продажи рабочей силы, а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете - повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.
Основы
государственной и
К
ведению федеральных органов
относятся выработка и
Таблица
1.Функции федеральных и
государственной власти в сфере занятости
Федеральный уровень | Уровень субъектов РФ |
1 | 2 |
Разработка
и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка
региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка
и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда |
Разработка
и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса |
Формирование
и обеспечение функционирования Федеральной службы по труду и занятости с региональными и местными органами |
Организация взаимодействия
с территориальными и местными органами Федеральной службы по труду и занятости |
1 | 2 |
Координация
и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости |
Координация и
контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости |
Организация
подготовки и переподготовки кадров для органов занятости |
Организация подготовки
и переподготовки кадров для органов занятости региона |
Научно-информационное
и методическое обеспечение деятельности органов занятости |
Информационное
обеспечение деятельности органов занятости региона |
Организация
обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами |
Обмен опытом работы
в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами |
Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем:
-
разработка и реализация
-
координация и контроль
-
оказание информационной
- формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
-
формирование заказа на
-
создание центра социально-
-
организация муниципального
-
образование муниципального
-
создание муниципальной службы
профориентации выпускников
-
создание муниципального
-
организация и проведение
В
зависимости от финансовых возможностей
муниципальных образований
-
содействие занятости
-
оказание адресной
- развитие новых форм взаимодействия с работодателями;
- повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования).
Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению являются ярмарки вакансий. На них посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы по труду и занятости.
Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Новой
активной формой содействия занятости
населения муниципальных
Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и занятости