Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………...9
3. Государственное регулирование инновационной деятельности в России 14
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Тема: «Государственное регулирование инновационной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

 

Введение 3

1 Теоретические  аспекты инновационного менеджмента 4

1.1 Понятие  инновационной деятельности 4

2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………...9

3. Государственное регулирование инновационной деятельности в России 14

Заключение 22

Список использованных источников 23

 

 

Введение

 

В современных условиях инновационная деятельность в той  или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером  на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что  такая деятельность является очень  сложной, сочетающей в себе разнообразные  научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

 

1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента.

 

1.1 Понятие инновационной деятельности.

 

Содержание инновационной  деятельности, ее характерные черты  и особенности находят отражение  в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и  в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному.

Нужно иметь в виду, что  широко употребляемый в научном  обороте термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в  и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться  как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий  является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и  как процесса его осуществления.

Существует несколько  подходов к определению сущности инноваций:

1.Инновация – это процесс (в технике, технологии, организации, производстве и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.

2.Нововведение (инновация) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода).

Именно этого подхода  придерживаются основные международные  статистические стандарты в области  науки и инноваций (руководство  ЮНЕСКО, и руководство Фраскатти).

Согласно этому стандарту, инновация – это конечный результат  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Установленные формы государственной  статистической отчетности организации  об инновационной деятельности РФ свидетельствуют  об аналогичной трактовке инноваций  и в российской практике, а именно: инновация – это внедренные на рынке новые, или значительно  усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или  усовершенствованные производственные процессы.

3.Рыночный подход.

Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных  и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.

А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация»  и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

4.Финансовый подход.

С точки зрения данного  подхода инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.

Существуют различные  виды классификации инноваций. В  зависимости от используемых критериев  различают:

- по видам работ - научные,  технические (конструкторские и  технологические), опытно-экспериментальные  и производственные инновации;

- по конкретным результатам  процесса нововведений (инноваций) - патенты, изобретения, новые  или модифицированные изделия,  прогрессивные технологические  процессы, услуги, стандарты, новые  методы управления и организации  производства;

- по степени новизны  - принципиально новые, новые,  модификационные (модифицирующие) и  псевдоинновации (псевдонововведения);

- по предметному (вещественному)  содержанию - продуктовые, технологические,  социальн0-экономические, экологические,  информационные, организационные и  управленческие инновации;

- по виду эффекта - научно-технические, экономические,  социальные, экологические, информационные  и политические инновации;.

- по охвату основных  сфер деятельности - производственно-технологические,  организационно-управленческие, социально-политические  и финансово-экономические инновации.

Кроме того существует и  обобщенная классификация инноваций  по ряду признаков.

Понятие «инновация» тесно  связано с понятием «инновационный процесс».

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения  нововведений (инноваций).

Понятие «инновационного  процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

Деятельность по организации  и осуществлению инновационного процесса называется инновационной  деятельностью. Следовательно, инновационная  деятельность – это использование  результатов законченных научных  исследований, опытно-конструкторских  разработок либо иных научно-технических  достижений для создания нового или  усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого  в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и  опытно-конструкторские работы.

Основными видами инновационной  деятельности являются научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Основными элементами структуры  инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы  и выполняющие их организации.

В основе инновационной  деятельности лежит научно-техническая  деятельность. Понятие научно-технической  деятельности разработано ЮНЕСКО и  охватывает:

1) научные исследования  и разработки;

2) научно-техническое образование  и подготовку кадров;

3) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая  производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры,  лидеры);

3) имитаторы, которые  в свою очередь делятся на:

- ранее большинство;

         - отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут  быть индивидуальные изобретатели, научные  и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они  заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального  продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт  новаторов. Они стремятся к получению  сверхприбыли путем скорейшего продвижения  инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные  фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также  и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей  структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они  являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться  услугами чисто научных или проектных  организаций, заключив с ними договор  или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых  для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом  на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы  вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают  патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

В Российской Федерации  субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в  инновационной деятельности юридические  лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной  власти Российской Федерации, субъектов  РФ; органы местного самоуправления; иностранные  организации и граждане.

 

2. Инновационный менеджмент: понятие,  принципы, значение.

 

По сути, инновационный  менеджмент есть не что иное, как  управление изменениями, приводящее к  росту конкурентоспособности фирмы  и её продукции, управление развитием  на основе инноваций.

С выходом России на международный  рынок, который сопровождается усилением  конкуренции не только внутренних, но и внешних производителей, значение инновационного менеджмента многократно  возрастает. Необходимо использовать систему инновационного менеджмента  на российских предприятиях с учётом опыта развитых зарубежных стран  и отечественного оборонного комплекса. Именно усиление конкуренции является одним из главных условий возникновения  и становления инновационного менеджмента.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать, по крайней мере, в трёх аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство  управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.

Как вид деятельности и  процесс принятия управленческих решений  инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями  предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую  из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня.

Как и для общей науки  менеджмента, для инновационного менеджмента  характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить 4 относительно самостоятельных  этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

Некоторые исследователи выделяют гораздо больше этапов, включая в их число маркетинговый, воспроизводственный, комплексный, интеграционный, процессный и другие подходы. Однако все их можно свести к рассмотренным четырём.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных  и общепрофессиональных дисциплин. Эти дисциплины имеют общую методическую базу, терминологию, применяемый инструментарий, единую организационную основу. Тем  самым инновационный менеджмент как учебная дисциплина способствует формированию современного образа мышления специалиста. В деятельности инновационного менеджера упор следует делать на способность быстро и правильно  оценивать хозяйственную ситуацию и находить единственно возможный  правильный подход.

Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: планирование, организацию, контроль, мотивирование. Конкретное содержание этих дисциплин различается в  зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, организация.

Планирование основано на предварительном определении целей  инновационной деятельности. Цель –  это требуемое или желаемое состояние  инновационной системы, выражаемое совокупностью характеристик. Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций  инновационной деятельности для  достижения целей в соответствии с имеющимися ресурсами и рыночным спросом.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности