Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:11, реферат
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.
Введение 3
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………...9
3. Государственное регулирование инновационной деятельности в России 14
Заключение 22
Список использованных источников 23
Реферат
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Тема: «Государственное регулирование инновационной деятельности»
Москва 2012
Содержание
Введение 3
1 Теоретические
аспекты инновационного
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………...9
3. Государственное регулирование инновационной деятельности в России 14
Заключение 22
Список использованных источников 23
Введение
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.
Таким образом, вопросы управления
инновационной деятельностью
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента.
1.1
Понятие инновационной
Содержание инновационной
деятельности, ее характерные черты
и особенности находят
Нужно иметь в виду, что
широко употребляемый в научном
обороте термин "инновация" происходит
от латинского слова “innovus” (in - в
и novus - новый), по содержанию термины "инновация"
и "нововведения" могут рассматриваться
как синонимы. Термин “нововведение”
тесно связан и с понятием "новшество",
и нередко эти термины
Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:
1.Инновация – это процесс (в технике, технологии, организации, производстве и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.
2.Нововведение (инновация) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода).
Именно этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций (руководство ЮНЕСКО, и руководство Фраскатти).
Согласно этому стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Установленные формы государственной
статистической отчетности организации
об инновационной деятельности РФ свидетельствуют
об аналогичной трактовке
3.Рыночный подход.
Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.
А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
4.Финансовый подход.
С точки зрения данного подхода инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.
Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:
- по видам работ - научные,
технические (конструкторские
- по конкретным результатам
процесса нововведений (инноваций)
- патенты, изобретения, новые
или модифицированные изделия,
прогрессивные технологические
процессы, услуги, стандарты, новые
методы управления и
- по степени новизны
- принципиально новые, новые,
модификационные (
- по предметному (вещественному)
- по виду эффекта -
научно-технические,
- по охвату основных
сфер деятельности - производственно-
Кроме того существует и обобщенная классификация инноваций по ряду признаков.
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».
Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).
Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.
Деятельность по организации
и осуществлению инновационного
процесса называется инновационной
деятельностью. Следовательно, инновационная
деятельность – это использование
результатов законченных
Основными видами инновационной
деятельности являются научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Основными элементами структуры
инновационной деятельности являются
инновационные проекты и
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:
1) научные исследования и разработки;
2) научно-техническое
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность
переводит научно-техническую
В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:
- ранее большинство;
- отстающие.
Новаторы являются генераторами
научно-технических знаний. Это могут
быть индивидуальные изобретатели, научные
и исследовательские
Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Фирмы-имитаторы не занимаются
научно-исследовательской и
В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.
2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение.
По сути, инновационный
менеджмент есть не что иное, как
управление изменениями, приводящее к
росту конкурентоспособности
С выходом России на международный рынок, который сопровождается усилением конкуренции не только внутренних, но и внешних производителей, значение инновационного менеджмента многократно возрастает. Необходимо использовать систему инновационного менеджмента на российских предприятиях с учётом опыта развитых зарубежных стран и отечественного оборонного комплекса. Именно усиление конкуренции является одним из главных условий возникновения и становления инновационного менеджмента.
Содержание понятия «
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
Как вид деятельности и
процесс принятия управленческих решений
инновационный менеджмент представляет
собой совокупность процедур, составляющих
технологическую схему
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня.
Как и для общей науки
менеджмента, для инновационного менеджмента
характерно эволюционное развитие основных
теоретических положений и
Некоторые исследователи выделяют гораздо больше этапов, включая в их число маркетинговый, воспроизводственный, комплексный, интеграционный, процессный и другие подходы. Однако все их можно свести к рассмотренным четырём.
Инновационный менеджмент
тесно взаимосвязан с рядом специальных
и общепрофессиональных дисциплин.
Эти дисциплины имеют общую методическую
базу, терминологию, применяемый инструментарий,
единую организационную основу. Тем
самым инновационный менеджмент
как учебная дисциплина способствует
формированию современного образа мышления
специалиста. В деятельности инновационного
менеджера упор следует делать на
способность быстро и правильно
оценивать хозяйственную
Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: планирование, организацию, контроль, мотивирование. Конкретное содержание этих дисциплин различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, организация.
Планирование основано на
предварительном определении
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности