Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………...9
3. Государственное регулирование инновационной деятельности в России 14
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность  организаций различной организационно-правовой  формы и формы собственности,  осуществляющих научную, научно-техническую  деятельность и подготовку научных  работников, в том числе кадров  высшей квалификации;

2) Фундаментальная наука,  имеющая признанные научные школы,  достижения мирового уровня, а  также развитая система высшего  образования;

3) Важнейшие прикладные  исследования и разработки, производственный  потенциал, уникальные производственные  и иные технологии, научно-технический  задел;

4) высококвалифицированные  кадры научных работников и  специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная  база;

5) опыт концентрации усилий  на решении сложных научно-технических  и технологических проблем национального  масштаба;

6) богатые природные сырьевые  ресурсы, развитая транспортная  и коммуникационная инфраструктура.

Для перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных  приоритетов должны быть решены следующие  задачи:

1) создание организационных  и экономических механизмов для  повышения востребованности инноваций  отечественным производством, обеспечения  опережающего развития фундаментальной  науки, важнейших прикладных исследований  и разработок;

2) совершенствование нормативно-правовой  базы научной, научно-технической  и инновационной деятельности;

3) адаптация научно-технического  комплекса к условиям рыночной  экономики, обеспечение взаимодействия  государственного и частного  капитала в целях развития  науки, технологий и техники;

4) рациональное сочетание  государственного регулирования  и рыночных механизмов, мер прямого  и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности при  реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и  техники;

5) совершенствование системы  подготовки научных и инженерных  кадров высшей квалификации в  области науки и технологий;

6) поддержка научных исследований  и экспериментальных разработок  в приоритетных направлениях  развития науки, технологи и  техники с учетом мировых тенденций  в этой сфере;

7) укрепление научно-исследовательского  сектора высшей школы;

8) активизация деятельности  по обмену знаниями и технологиями  между оборонным и гражданским  секторами экономики, развитие  технологий двойного применения  и расширение их использования;

9) ускоренная реализация  научных и научно-технических  достижений, способствующих предотвращению  возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических  катастроф и снижению ущерба  от них;

10) разработка и модернизация  вооружения, военной и специальной  техники, содействие развитию  оборонно-промышленного комплекса;

11) совершенствование технических  средств, форм и способов борьбы  с терроризмом, в том числе  международным.

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом:

1) высший государственный,  федеральный;

2) средний государственный,  отраслевой;

3) государственный региональный;

4) нижний государственный,  институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

а) организационную структуру  управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности  между ними, соотношение прав и  обязанностей;

б) систему сбора, обработки  и анализа необходимой информации;

в) механизм принятия решений  и контроль за их выполнением;

г) систему подбора и  расстановки кадров.

По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной  политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных  проблем в области инновационной  сферы, ее законодательное регулирование  осуществляет Федеральное Собрание.

В формировании государственной  научно-технической, инновационной  политики и ее реализации участвуют все межотраслевые органы.

Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как  Российская Академия наук (РАН), Госстандарт  России, Государственный комитет  РФ по делам изобретений и открытий и др. Государственный комитет  по делам изобретений и открытий является не только экспертным органом, который регистрирует изобретения  и открытия и выдает соответствующие  документы (патенты, свидетельства), но и участвует в организации  внедрения изобретений, осуществляя  контроль за деятельностью ведомств в этой области.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на значительное отставание России от стран Запада в области  государственной поддержки инновационной  деятельности, наша страна имеет значительные перспективы развития. Кроме того, инновационный путь развития признан  приоритетным для России на ближайшие  годы. Об этом свидетельствует большое  количество федеральных целевых  программ в области науки и  инновационной деятельности, многие из которых уже начали претворяться в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения  качества жизни населения в современном  мире является развитие инновационной  деятельности, широкое распространение  инновационных технологий, продуктов  и услуг, а также активная государственная  политика в области инноваций.

В результате, можно отметить, что и в России, и на Западе поддержка НИОКР, изобретений и инноваций является приоритетным направлением в государственной политике. Однако в России наблюдается значительное отставание от зарубежных стран по многим показателям.

Несмотря на подобного  рода тенденции, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем  картина сильно изменится. Об этом свидетельствует  большое количество федеральных  целевых программ в области развития инноваций, а также растущая популярность и эффективность технопарков в нашей стране.

В заключении стоит отметить, что, хотя в настоящее время инновационная  деятельность является одной из наиболее слабых звеньев в формировании рыночной инфраструктуры России (а это, в свою очередь, напрямую влияет на уровень  конкурентоспособности отечественных  товаров на внутреннем и внешнем  рынке), имеются значительные предпосылки  для изменения данной ситуации в  лучшую сторону.

 

 

Список  литературы.

 

1. Гугелев А.В. «Инновационный менеджмент»:учебник. - М.:Дашков и Ко, 2008. - 235 С.

2. Медынский В.Г. «Инновационный менеджмент»: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007. - 239 С.

3. Мухамедьяров А.М. «Инновационный менеджмент»: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.

4. Фатхутдинов Р.А. «Инновационный менеджмент»:учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Питер, 2008. - 442 С.

5.  Гольдштейн Г. Я. «Инновационный менеджмент» / Г.Я. Гольдштейн // «Административно-управленческий портал». – (http://www.aup.ru)

6.  Роль государства в инновационном развитии и инновационные приоритеты России // Сайт о нанотехнологиях в России. – (http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/vladimir-arutyunov-rol-gosudarstva-v-innovatsionnom-razvitii-innovatsionnye-prioritety)

7. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. – (http://www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/)

8. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. – (http://mon.gov.ru/)

 

 


Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности