Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………...9
3. Государственное регулирование инновационной деятельности в России 14
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

Процесс организации включает формирование организационных структур, распределение материальных, информационных и инновационных потоков между исполнителями, распределение ответственности, риска, полномочий.

Контроль в инновационном  менеджменте выполняет функцию  обратной связи в процессе управления инновациями, является условием завершённости  системы управления. В задачи контроля входит:

- сбор и систематизация  информации о состоянии инновационной  деятельности и её результатах;

- анализ причин отклонения  и факторов, влияющих на результаты  деятельности;

- подготовка и реализация  решений, направленных на безусловное  достижение целей развития.

В системе инновационного менеджмента мотивация выполняет  задачу стимулирования сотрудников  к качественному выполнению делегированных задач в пределах полномочий. Кроме  распорядительных решений, менеджер должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству. Отсутствие стимулов способно разрушить  самые перспективные организационные  построения.

К принципам инновационного менеджмента можно отнести следующее:

1. Предвидение. Внимание  менеджера должно быть постоянно  направлено на поиск новых  идей, оценку их реальности, перспективности.  Это характеризуют позицию не  только менеджера, но и всего  персонала.

2. Постановка неординарных  сложных целей, требующих новых  подходов и решений.

3. Стратегический характер  инновационного менеджмента.

4. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних  стадиях созревания идеи трудно  отличить глупость от гениальности.

5. Ресурсная поддержка  инноваций.

6.Разделение традиционного и инновационного управления. Традиционное предполагает движение от существующего положения, имеющихся ресурсов к возможному результату; в отличие от него инновационное управление направлено от результата к определению необходимых для его достижения ресурсов. Различаются и цели управления: решение текущих задач производства и развитие.

7. Преодоление психологического  сопротивления инновациям, которое  объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами  инновационной деятельности.

8. Вариантность управленческих  решений, определяемая множеством  и неопределённостью путей достижения  инновационных целей.

9. Постепенность, поэтапность  инновационных преобразований, предварительная  их подготовка.

10. Отказ от фундаментального  представления о равновесном  состоянии управляемой системы  в пользу её неравномерности.

Непрерывные изменения, происходящие в инновационной системе, дезорганизующей  структурированную систему управления вплоть до возникновения хаоса. Возможна лишь временная упорядоченность. Это  наиболее важный принцип инновационного менеджмента, характеризующий его  специфику. В умении упорядочить  и заставить действовать изменяющуюся систему проявляется эффективность  инновационного менеджмента. Сущность этой эффективности выражается согласованностью оценок процессов и событий, аддитивностью  усилий субъектов, устойчивостью к  дезорганизующему воздействию, стремлением  к экономической целесообразности, ресурсосбережению и социальности.

Один из определяющих моментов инновационной деятельности предприятия  – вопрос о разработке новых продуктов  и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств – единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции весьма непросто поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных «тренировках», их реализация требует не только фундаментальных изменений в организационной структуре, но и философии фирмы.

Значение инноваций постоянно  возрастает, так как практика бизнеса  буквально заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества  и рационализировать производство. Необходимость инноваций диктует  не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. Современный потребитель  является уже разборчивым и, зачастую придирчивым, покупателем. Он не всегда использует даже дорогостоящие стиральные машины, холодильники и плиты в  течение всего срока службы (до 10 лет). И стремится поменять свою технику при возникновении желания  получить что-то новое. В результате трансформаций среды возникают  как новые потребности, так и  новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира – появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции – детерминирует сокращение жизненного цикла товара. Компании, неспособные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Потребитель с каждым годом поглощает всё большее количество информации со стороны производителей, и становится всё более образованным. И единственным выходом со стороны индустрии может быть только предоставление потребителю новинок.

Инновации – залог успешного  развития компании. Даже если фирма  постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут  войти в стадию спада, и стремящимся  к развитию компаниям, время от времени  приходится «высаживаться на новые  территории». Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под «прессом» конкурентной борьбы показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.

В связи с этим можно  сделать вывод, что в настоящее  время значительно возрастает роль инновационного менеджмента как  основы предпринимательства в области  трансферта интеллектуальных продуктов  в практику, как особой организационно-управленческой деятельности, направленной на достижение высокой конкурентоспособности  субъекта хозяйствования путём использования  инноваций для обеспечения его  устойчивости и развития в динамичной рыночной среде.

 

3. Государственное регулирование  инновационной деятельности в  России.

 

Государственная инновационная  политика в России представляет собой  совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и  широкое использование результатов  в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного  удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

- разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется  на основе анализа состояния  инновационного потенциала;

- определение основных  направлений государственной поддержки  инноваций;

- осуществление практических  действий по реализации поставленных  целей, направленных на повышение  инновационной активности.

В России в области государственной  поддержки инновационной деятельности положение сложилось не лучшим образом  по следующим причинам:

- провал политики конверсии  военного производства привел  к значительному сокращению военной  инновационной деятельности при  отсутствии значительного наращивания  на оборонных предприятиях инновационной  деятельности по продуктам гражданского  назначения;

- невозможность найти  применения своим изобретениям  и “ноу-хау”, низкий уровень жизни  привел к массовому явлению  “утечки мозгов” за границу.

- невыделение государством  средств на патентование изобретений,  приводит к снижению поданых  заявок на патенты. В то же  время в СССР доходы от продажи  лицензий составляли порядка  500 млн долл., при затратах государства  на патентование в размере  4 –5 млн долл.;

- отсутствие продуманной  налоговой политики, стимулирующей  инновационную деятельность предприятий,  является причиной низкой инновационной  активности предприятий;

- постепенное снижение  активности фундаментальной и  прикладной науки.

Тем не менее, государство  в тяжелых условиях затянувшегося  экономического спада предпринимает  меры для поддержки научно- технической  и инновационной деятельности.

В состав государственных  органов, занимающихся наукой, входят:

- Министерство образования  и науки Российской Федерации;

- Федеральная служба  по интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам (Роспатент);

- Федеральная служба  по надзору в сфере образования  и науки (Рособрнадзор).

Управление научно-технической  деятельностью государство осуществляет через государственные и федеральные  научно-технические программы. Например, на ближайшие годы запланированы  следующие федеральные программы:

- Федеральная целевая  программа "Развитие инфраструктуры  наноиндустрии в Российской Федерации  на 2008 - 2010 годы" (Принята постановлением  Правительства Российской Федерации  от 2 августа 2007 г. N 498);

- Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54);

- Федеральная целевая  программа "Развитие атомного  энергопромышленного комплекса  России на 2007 - 2010 годы и на перспективу  до 2015 года" (Утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации  от 6 октября 2006 г. N 605);

- Федеральная целевая  программа "Исследования и  разработки по приоритетным направлениям  развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена Правительством Российской  Федерации от 17 октября 2006 г. N 613);

- Федеральная целевая  программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (Утверждена постановлением  Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 Изменена постановлением Правительства  РФ от 15 августа 2006 г. N 502);

- Концепция Федеральной  целевой программы "Исследования  и разработки по приоритетным  направлениям развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена распоряжением Правительства  РФ от 6 июля 2006 года N 977-р).

Общая законодательная база правового регулирования инновационной  деятельности включает:

- Конституцию Российской  Федерации;

- Гражданский кодекс  РФ;

- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности  за нарушение прав интеллектуальной  собственности);

- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля  2003 г.);

- Закон РФ от 2 3 сентября  № 35 20-1 «О товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» (в  ред. от 24 декабря 2002 г.);

- Закон РФ от 23 сентября  2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон РФ от 23 сентября  1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

- Закон РФ от 6 августа  1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».

Специальная законодательная  база об инновациях включает следующие  виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной  деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы  этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке  предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологий в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы. С тех  пор данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых различных уровнях  управления

Определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Их реализация направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Основы политики в рассматриваемой сфере формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации. Развитие науки и технологий должно служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются:

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности