Государственное регулирование инновационной деятельности в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:18, реферат

Краткое описание

Доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров в 2010г. составляла 14,4%, она занимала по этому показателю 3-е место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование инновационной деятельности в Германии.docx

— 20.62 Кб (Скачать)

Государственное регулирование инновационной  деятельности в Германии

 

Доля  Германии на мировом рынке высокотехнологичных  товаров в 2010г. составляла 14,4%, она  занимала по этому показателю 3-е  место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и  химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после  Японии и США. Также Германия играет значительную роль во внутренней торговле между странами ЕС. Основными торговыми  партнерами в области высоких  технологий являются США, Япония, Южная  Корея[4].

Традиционно сила германской экономики основывалась на быстром распространении новых  технологий. Однако по мере того, как  инновационные циклы становятся все короче, это преимущество Германии ставится под вопрос. Кроме того, многочисленные конкуренты из развивающихся  стран, главным образом Юго-восточной  Азии, представляют угрозу позициям немецких предприятий. Их технологический уровень  уже позволяет успешно вести  борьбу за германские рынки сбыта.

Средства, выделяемые на НИОКР составляют примерно 2,4% от ВВП. Тем не менее, разрыв между ФРГ и другими развитыми странами увеличивается и по этому показателю. По доле расходов на НИОКР она занимает седьмое место после Швеции, Финляндии, Кореи, США, Японии и Швейцарии. Специалистами прогнозируется дальнейшее увеличение финансовых вливаний в НИОКР в сфере автомобилестроения и сопутствующих ему отраслях, однако, например, в фармацевтической промышленности будет проходить обратный процесс[2].

В ФРГ  организация  НИОКР имеет свою особенность: в  ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных  исследований и определяющего  приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские  учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так  и за счет регионального. Законы ФРГ  ограничивают влияние  федерального правительства на выбор  приоритетов  и целей в научных  исследованиях, что дает возможность  для развития различных подходов по решению тех  или иных вопросов. При этом усиливается  ответственность  и заинтересованность регионов, расширяются  возможности  и стимулы для  сотрудничества высших учебных заведений  с экономикой, в особенности со средними по размеру  предприятиями.

В Германии инновационные  меры государства  ориентированы  преимущественно  на малые и средние  предприятия. Наряду с организационной  и технологической  подвижностью этих предприятий, позволяющей  более  оперативно реагировать на изменения  рыночной обстановки, повышенное внимание к ним со стороны правительства  объясняется соображениями социальной политики. Дело в том, что в сфере  малых и средних предприятий  занято 24 млн. человек, что составляет почти 60% всех работающих, причем большинство  их непосредственно связано с  высокими технологиями. В малых и  средних предприятиях сосредоточена  значительная часть инновационного потенциала экономики Германии. Причем, если крупные фирмы концентрируют  свои усилия в традиционных отраслях - машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, то малый  и средний бизнес склонны концентрировать  свои усилия на "технологиях будущего" ("cutting-edge technologies"). В землях бывшей ГДР малый и средний бизнес играет ведущую роль в инновационном процессе[5].

Инновационная политика на федеральном уровне основывается на следующих принципах:

1. Содействие  инновационной активности фирм  путем создания благоприятных  условий для этого (налоговые  льготы, обязательные для исполнения  инструкции и т.д.) и прямой  поддержки (финансирование исследований  и инноваций).

2. Усиление  позиций Германии в области  новых информационных и коммуникационных  технологий, включая инициативы  по реформированию профессионального  образования и приглашению высококвалифицированных  иностранных специалистов.

3. Увеличение  сотрудничества и технологического  обмена между исследовательскими  центрами и промышленностью.

4. Оптимизация  средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.

5. Стимулирование  развития "технологий будущего", таких как биотехнология и  мультимедиа.

6. Развитие  рынка венчурных капиталов[1].

Есть  несколько  особенностей инновационной  системы  ФРГ, которые необходимо учитывать. В Германии существует четкое разделение полномочий между федеральным  правительством и 16 землями в финансировании НИОКР, профессионального образования  и инновационных проектов. В компетенцию  земель входит финансирование профессионального  образования и фундаментальных  исследований в ВУЗах, а также  региональных инновационных программ. Федеральное правительство отвечает за стратегическое курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке  на необходимом уровне инновационной  активности предприятий, проводимой посредством  государственных банков (KfW и DtA), особо важные направления технологической политики (энергетика, транспорт, защита окружающей среды и здравоохранение), создание общенациональной законодательной базы по внедрению инноваций.

Внутри  федерального правительства полномочия по проведению инновационной политики распределены главным образом между  федеральным  Министерством образования, науки, исследований и технологии (BMBF) и федеральным Министерством экономики и технологии (BMWi). BMBF, в основном, финансирует НИОКР по различным тематическим программам, а также инновационные проекты в ВУЗах, обмен технологий. Инновационная политика BMWi сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса, помощи при образовании новых фирм (через ссуды и венчурный капитал).

Экономическая политика Германии направлена на улучшение  финансовых условий для инноваций, особенно в малом и среднем  бизнесе. Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью  поднять до мирового уровеня отечественную науку и технику в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР  долгосрочного характера, сопряженным  со значительным риском, требующим  серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и  частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.

Другой, не менее  важной среди приоритетных направлений  научно-технической  политики федерального правительства  Германии является поддержка  исследований, направленных на обеспечение  устойчивого  развития государства  в условиях ограничений по энергетике, по воздействию  на окружающую среду  и рациональное использование на территории страны. Это - наиболее типичный для западноевропейской страны блок приоритетов[5].

К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими  в Евросоюз, относятся:

* единое  антимонопольное  законодательство;

* система  ускоренной  амортизации оборудования;

* льготное  налогообложение  НИОКРпоощрение малого  наукоемкого бизнеса;

* прямое  финансирование  предприятий, осуществляющих  инновационные  проекты в области  новейших  технологий;

* кооперация  университетской науки и предприятий,  производящих наукоемкую продукцию.

Государственное регулирование использует формы  и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. В Германии, где традиционно придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.

Методы  воздействия  государства в области  инновационной  деятельности можно  подразделить на административные и  экономические ( прямые и косвенные). Соотношение  их определяется экономической ситуацией  в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок  или на централизованное воздействие.

Административные  методы осуществления инновационной  политики, в отличие от директивных  методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной  основе. «Административное вмешательство  государства в инновационную  деятельность посредством правового  нормирования патентной политики государства  и политики стандартизации позволяет  хозяйствующим субъектам сохранять  монополию на новизну и достигать  унификации продукции товаропроизводителей.» [3]

Наиболее  действенными методами инновационного регулирования  являются экономические, основанные на учете мотивационных  факторов товарного  производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

К прямым методам  экономического воздействия  относятся  инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное  предпринимательство и государственные  заказы.

Задачей косвенных  экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

* налоговое  и  амортизационное регулирование;

* кредитная  и  фондовая политика;

* ценовое  регулирование;

* политика  протекционизма.

Наиболее  значительными  косвенными методами являются кредитная  и налоговая  политика Кредитная  политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных  для финансирования нововведений., а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

Налоговой политикой  могут быть предусмотрены  налоговые  субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы  облагаемой налогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч.

К методам  косвенного воздействия на инновационную  деятельность относится регулирование  международного технологического обмена, т.е. режима экспортного  и импортного контроля за передачей технологии.

Специфической формой воздействия государства  на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых  для долгосрочного прогнозирования  и планирования технологического развития. [4].

 

Список  литературы

 

  1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2011. — 584 С.
  2. www.cfin.ru
  3. www.wikipedia.org
  4. www.aup.ru
  5. www.dist-cons.ru

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в Германии