Государственное регулирование инновационной деятельности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:51, реферат

Краткое описание

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......2
1. Состояние и основные проблемы организации
инновационной деятельности в Республике Беларусь……….....…2
2. Роль государства в регулировании инновационной
деятельности………………………………………………………..…4
3. Цели и задачи инновационной политики………………………...…6
4. Направления реализации инновационной политики…………..…..7
5. Методы государственного управления инновационной
политикой…………………………………………………………..….8
6. Финансирование инновационной деятельности……………………9
Заключение……………………………………………………………….…11
Список литературы…………………………………………………….…...12

Файлы: 1 файл

реферат яна.docx

— 36.46 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………......2

  1. Состояние и основные проблемы организации

    инновационной деятельности в Республике Беларусь……….....…2

  1. Роль государства в регулировании инновационной

    деятельности………………………………………………………..…4

  1. Цели и задачи инновационной политики………………………...…6
  2. Направления реализации инновационной политики…………..…..7
  3. Методы государственного управления инновационной

    политикой…………………………………………………………..….8

  1. Финансирование инновационной деятельности……………………9

Заключение……………………………………………………………….…11

Список  литературы…………………………………………………….…...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Состояние инновационной деятельности в любом  государстве является важнейшим  индикатором развития общества и  его экономики. В настоящее время  инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической  политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата  для осуществления инновационных  процессов и является связующим  звеном между сферой «чистой» науки  и задачами производства.

   Учитывая  актуальность инноваций для достижения социально-экономических целей, вопросы  активизации инновационной деятельности определены как один из приоритетов  Республики Беларусь.  

  1. Состояние и основные проблемы организации инновационной  деятельности в Республике Беларусь
 

     В настоящее время инновации следует  рассматривать как важнейший  фактор обеспечения конкурентоспособности  белорусской экономики и ее устойчивого  роста.

     Республика  Беларусь в силу своего геополитического и природно-экономического положения, к сожалению, не располагает мощной сырьевой базой, в том числе и  топливно-энергетической. Однако наличие  сырьевых ресурсов и изобилие рабочей  силы в современных условиях все  меньше можно расценивать как  конкурентное преимущество. Ведь доля этих факторов в создании стоимости  всех продуктов с ростом уровня инновационной  деятельности постоянно снижается, в то же время резко возросло значение факторов технологических изменений  и технологического развития, поскольку  своевременная смена технологий в соответствии с потребностями  рынка сможет обеспечить конкурентоспособность  промышленных предприятий и фирм, а правильная технологическая политика - стать основой их экономического подъема.

     В нашей республике инновационный  путь развития является приоритетным, так как она имеет для этого  необходимые составляющие: развитые перспективные направления в  ряде областей науки и технологии; производственную базу; высококвалифицированные  научные и инженерные кадры.. Именно поэтому Национальной стратегией устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. обозначена главная задача - переход на инновационный путь развития. Реализация указанных задач требует глубокого анализа ситуации в частном секторе экономики, выявления причин, определивших тенденции в его отраслевой и организационно-правовой структуре, исследования инвестиционных возможностей его субъектов, факторов и условий их активизации.

   Состояние инновационной деятельности характеризуется  рядом показателей: количеством  организаций, выполняющих исследования и разработки; численностью персонала, занятого исследованиями и разработками; характером внедряемых нововведений; степенью развития инновационной инфраструктуры; количеством созданных и используемых передовых производственных технологий; объемом и долей инновационной  и новой продукции; экспортом  и импортом технологий и др.

     Вопрос  проведения технологической модернизации отраслей Республики Беларусь является крайне актуальным. Более 80% продукции  все еще выпускается с использованием устаревших технологий, относящихся  по применяемой в СНГ классификации  к IV технологическому укладу. Очевидно, что доля высоких технологий невелика. Это явно не соответствует научному потенциалу Республики Беларусь.

     Таким образом, оценивая масштабы инновационной  деятельности в республике, следует  отметить, что они невелики и нуждаются  в существенном увеличении.

     Сегодня главной научно-инновационной задачей  является обеспечение динамичного  развития технологически передовых  отраслей производства. Больше внимания следует уделять разработке не изделий, а технологий. Продукция большинства  предприятий Беларуси за последние  годы существенно обновилась, а технологии, в основном, остались прежними, неспособными обеспечить надлежащее качество новой  продукции и снижение издержек на ее производство.

     Необходимо  создавать благоприятные условия  для развития высокоэффективных  наукоемких технологий, технологического перевооружения и повышения инновационной  активности предприятий, ускоренного  обновления их основных фондов. Повышение эффективности инновационной политики Республики Беларусь предполагает необходимость совершенствования ее законодательного обеспечения, формирования действенных механизмов финансовой поддержки новаторской деятельности. 
 
 
 

  1.   Роль государства  в регулировании  инновационной деятельности

     При инновационной модели развития устойчивый экономический рост обеспечивается за счет активной инновационной деятельности. В свою очередь, инновационное развитие направлено, как правило, на реализацию и достижение перспективных целей  и имеет долговременные ориентиры, связано с высокими затратами, длительностью  научно-производственного цикла  и неопределенностью конечного  результата.

     Глобальная  конкуренция на мировом рынке  высоких технологий и наукоемкой продукции требует постоянной корректировки  разрабатываемой научно-технической  стратегии той или иной страны в направлении активного использования  методов государственного регулирования  в решении проблем экономического роста и структурных преобразований. Государства во все большей мере вовлекаются в процесс отбора стратегических приоритетов и стимулирования решения важнейших, с точки зрения перспективы, научных и технологических  проблем. Указанная тенденция в  стратегии государственного регулирования  экономики обеспечивается переходом  от практически независимой научной, образовательной и промышленной политики к интегрированной инновационной  политике, основанной на комплексной  поддержке сферы науки и технологий и предусматривающей прямую помощь различным этапам реализации инновационного процесса.

     В развитых странах усиление государственного регулирования научно-технического развития признается экономически обусловленным  и совершенно необходимым, поскольку  при всей мощи рыночных механизмов самоорганизации научно-техническая  сфера во многих аспектах своей деятельности очень плохо сопрягается с  рынком. Создавая условия для реализации полного инновационного цикла от создания нового продукта до его производства, государство должно обеспечить «стимулирование  тех стадий, где рыночных механизмов недостаточно, и предоставление свободы  деятельности там, где вмешательство  государства излишне».

     Таким образом, преодолеть многочисленные барьеры  и компенсировать «провалы рынка» может  лишь активная позиция государства, выступающего в роли эффективного субъекта, направляющего и регулирующего  НТП и инновационную деятельность. В условиях инновационной экономики достичь макроэкономического равновесия и положительного эффекта для реализации долговременной стратегии можно только лишь при разработке соответствующей государственной инновационной политики. Такая политика должна быть направлена на стимулирование эффективной работы и преодоление барьеров рыночного механизма, эффективно продвигать те экономические процессы, которые связаны с инновационными изменениями.

     Как показывает мировой опыт предшествующих двух десятилетий инновационная  политика всех без исключения развитых стран, а также новых индустриальных стран стала одним из приоритетов  государственного управления. Основные тенденции государственной политики развитых стран привели к формированию универсальных, проверенных мировой  практикой и доказавших свою эффективность  рекомендаций в отношении содержания и основных задач инновационной  политики. В обобщенном виде эти  рекомендации могут быть представлены в следующем виде:

     - повышение гибкости исследовательских структур и обеспечение более тесного и эффективного сотрудничества бизнеса, науки и государства;

     - содействие формированию рыночных и рыночно-государственных механизмов финансирования инновационных процессов, становлению и развитию венчурных фондов;

     - содействие формированию и развитию эффективных механизмов распространения технологий на основе реализуемых инновационных программ и проектов и стимулирования конкуренции на рынках новых технологий;

     -   совершенствование механизмов скоординированного использования и развития материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов при реализации инновационных программ и проектов;

     -  содействие международному инновационному сотрудничеству за счет привлечения зарубежных партнеров к участию в реализации национальных инновационных программ и проектов и обеспечения участия национальных предприятий и организаций в разработке и реализации иностранных и международных инновационных программ и проектов;

     - совершенствование разработки и реализации инновационной политики на основе заинтересованного сотрудничества всех значимых представителей бизнеса, науки, гражданского общества и органов государственной власти.

     Государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, не полагаются на созидательную силу свободных рыночных сил, а активно разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику. Государственная инновационная политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство», прогнозирует и планирует НТП, способствует формированию инновационной инфраструктуры и широкому распространению инноваций.

  1. Цели и задачи инновационной политики
 

     Основной  целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности  производства.

     Инновационная политика в любом государстве, независимо от его экономической мощи, направлена на развитие научно-технического потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в различных  отраслях, создание системы коммерциализации научных разработок. В этой связи  не может не тревожить состояние  инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики, неразвитость финансово-кредитной  системы, инфляция вынуждают правительство  принимать меры сугубо временного характера.

     С учетом сегодняшнего состояния экономики  инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических  укладов в отраслях экономики.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в РБ