Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:51, реферат
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.
Введение…………………………………………………………………......2
1. Состояние и основные проблемы организации
инновационной деятельности в Республике Беларусь……….....…2
2. Роль государства в регулировании инновационной
деятельности………………………………………………………..…4
3. Цели и задачи инновационной политики………………………...…6
4. Направления реализации инновационной политики…………..…..7
5. Методы государственного управления инновационной
политикой…………………………………………………………..….8
6. Финансирование инновационной деятельности……………………9
Заключение……………………………………………………………….…11
Список литературы…………………………………………………….…...12
Инновационная
деятельность требует государственной
поддержки и стимулирования, особенно
на этапах её становления. Технологические
успехи ряда зарубежных стран стали
возможными отнюдь не только благодаря
силе индивидуальной инициативы. Большую
роль играло и продолжает играть целенаправленное
государственное вмешательство
в область инновационной
Методы воздействия государства в области инноваций могут быть прямые и косвенные. Соотношение их определятся экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.
Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:
-формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей её активность;
-финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;
-формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;
-подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.
Принципами инновационной политики государства должны стать:
-ориентация экономики республики на инновационный путь развития, максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;
-эффективное использование научно-технического потенциала республики;
-равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;
-обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;
-осуществление
гибкой кредитной, налоговой и таможенной
политики в отношении инновационной деятельности.
Существенное
место в реализации
Концепции занимает решение
таких проблем, как приватизация,
создание инновационной инфраструктуры,
выделение помещений и передача
нерационально используемого
С этой целью со стороны государство будет оказывать максимальную поддержку инициативам по созданию научно-технических (технологических) парков, инновационных центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов (субъектов инновационной инфраструктуры), призванных координировать работу участников инновационной деятельности.
Органам
местного управления необходимо дать
право участвовать в создании
субъектов инновационной
Учитывая
проблемы, стоящие перед научно-
Огромное значение имеет организация в республике четко работающей системы подготовки кадров для работы в новых экономических условиях. Не обладая соответствующими знаниями и опытом, в условиях жёсткой конкуренции добиться успеха в инновационном бизнесе крайне сложно.
Нуждается
в постоянном совершенствовании
нормативная правовая база, регулирующая
инновационную деятельность. С этой
целью будет проведен анализ национального,
а также зарубежного
Эффективность
научно-инновационной
Следует более активно развивать лизинг дорогостоящего и уникального оборудования.
Перечисленные
направления окажут максимальное содействие
созданию благоприятной экономической
среды, необходимой для успешной
работы инновационных организаций.
К прямым методам государственного управления инновационной деятельностью относятся:
Косвенные методы (встроенные стабилизаторы) заставляют инновационные предприятия и экономику в целом работать в режиме рыночного саморегулирования и включают в себя:
- налоговые и таможенные льготы, а также другие аналогичные преференции, предоставляемые субъектам инновационной деятельности, включая политику ускоренной и сверхускоренной амортизации их основного капитала;
- льготное кредитование инвестиционно-инновационных проектов;
- формирование в стране социально-психологического климата, способствующего повышению престижа научно-инновационной деятельности, и др.
К синтетическим методам государственного регулирования инновационного процесса можно отнести разработку законодательной базы, регулирующей научно-техническую и инновационную деятельность в стране, поскольку нормативные правовые акты позволяют осуществлять как прямое, непосредственное воздействие на инновационный процесс (разрешение, запрет и т.п.), так и создание соответствующих «правил игры» на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции и услуг. Важнейшим направлением государственного регулирования НТП и инновационной деятельности в данной сфере является совершенствование и развитие системы охраны прав на объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности. Инновационное развитие экономики предполагает наличие предложений новшеств со стороны науки, их отбор производством с позиции эффективности и возможностей использования, а также временной монополии на инновацию, гарантирующей их авторам и пользователям дополнительную прибыль. Последнее возможно при условии, что права на новшество законодательно защищены.
Таким
образом, существенное усиление роли государства
в регулировании научно-
Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности. При отсутствии такой системы невозможно вести речь об эффективном развитии инновационных процессов в республике. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие неординарных мер, направленных на совершенствование системы кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом контроле их использования. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств.
В
условиях перехода к рыночным отношениям,
в том числе и в научно-
Финансирование
инновационной деятельности осуществляется
за счёт средств республиканского и
местных бюджетов, собственных средств
организаций, а также внебюджетных
источников. Следует чётко выделить
направления финансирования из бюджетных
средств. Учитывая сложившиеся традиции,
такими направлениями являются программы
и инновационные проекты. Кроме
того, государство должно финансировать
программы по созданию в республике
элементов инновационной
Вложение
средств в инновационные
Венчурные
фонды могут формироваться за
счёт средств организаций, осуществляющих
инновационную деятельность, средств
банков, страховых организаций и
других финансовых структур и специализироваться
на инвестициях в акционерный
капитал инновационных
Страховые
фонды должны создаваться для
снижения рисков и большей привлекательности
инвестиций, направляемых на финансирование
инновационной деятельности. При
этом средства фондов могут формироваться
за счёт средств, включаемых в себестоимость
продукции. Организациям, осуществляющим
инновационную деятельность, размер
отчислений на формирование страховых
фондов может устанавливаться в
повышенном размере.
Заключение
Переход к инновационной экономике требует обеспечения тесного союза всех участников инновационного процесса, и, прежде всего, государства и частного бизнеса, сплоченных общей инновационной политикой. Отвечающая этому новому, соответствующему современному уровню требований инновационная политика должна представлять собой комплексную систему мер по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и материального производства, увязанных с адекватными сопровождающими мерами в важнейших сферах жизнедеятельности общества, обеспечивающих в совокупности создание всех необходимых условий реализации текущих и перспективных целей социально-экономического развития государства.
В
современных условиях важнейшим
ресурсом развития становится интеллектуальный,
основу которого составляют специалисты
с высшей образовательной и научной
подготовкой, способные выдвигать
и реализовывать новые
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в РБ