Государственное регулирование инновационной деятельности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:51, реферат

Краткое описание

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......2
1. Состояние и основные проблемы организации
инновационной деятельности в Республике Беларусь……….....…2
2. Роль государства в регулировании инновационной
деятельности………………………………………………………..…4
3. Цели и задачи инновационной политики………………………...…6
4. Направления реализации инновационной политики…………..…..7
5. Методы государственного управления инновационной
политикой…………………………………………………………..….8
6. Финансирование инновационной деятельности……………………9
Заключение……………………………………………………………….…11
Список литературы…………………………………………………….…...12

Файлы: 1 файл

реферат яна.docx

— 36.46 Кб (Скачать)

     Инновационная деятельность требует государственной  поддержки и стимулирования, особенно на этапах её становления. Технологические  успехи ряда зарубежных стран стали  возможными отнюдь не только благодаря  силе индивидуальной инициативы. Большую  роль играло и продолжает играть целенаправленное государственное вмешательство  в область инновационной деятельности, включая правовое регулирование  соответствующих процессов. Государственное  регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах  как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения  долгосрочной национальной конкурентоспособности  и устойчивого повышения благосостояния населения.

     Методы воздействия государства в области инноваций могут быть прямые и косвенные. Соотношение их определятся экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

     Основными задачами государства  в сфере инновационной  политики являются:

     -формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей её активность;

     -финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;

     -формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;

     -подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

     Принципами  инновационной политики государства должны стать:

     -ориентация экономики республики на инновационный путь развития, максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;

     -эффективное использование научно-технического потенциала республики;

     -равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;

     -обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;

     -осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности. 

     
  1. Направления реализации инновационной  политики
 

     Существенное   место   в   реализации    Концепции     занимает решение  таких проблем, как приватизация, создание инновационной инфраструктуры, выделение помещений и передача нерационально используемого оборудования.

     С этой целью со стороны государство  будет оказывать максимальную поддержку  инициативам по созданию научно-технических (технологических) парков, инновационных  центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов (субъектов инновационной  инфраструктуры), призванных координировать работу участников инновационной деятельности.

     Органам местного управления необходимо дать право участвовать в создании субъектов инновационной инфраструктуры в качестве учредителей с внесением  в уставный фонд земельных участков, зданий и сооружений.

     Учитывая  проблемы, стоящие перед научно-исследовательскими учреждениями,    необходимо     приветствовать    создание инновационных  организаций, представляя им на льготных условиях площади и оборудование.

     Огромное  значение имеет организация в  республике четко работающей системы  подготовки кадров для работы в новых  экономических условиях. Не обладая  соответствующими знаниями и опытом, в условиях жёсткой конкуренции  добиться успеха в инновационном  бизнесе крайне сложно.

     Нуждается в постоянном совершенствовании  нормативная правовая база, регулирующая инновационную деятельность. С этой целью будет проведен анализ национального, а также зарубежного законодательства в этой области, пересмотрена существующая нормативная правовая база, разработаны  предложения по повышению её эффективности.

     Эффективность научно-инновационной деятельности самым тесным образом связана  с выставочной деятельностью, с  участием белорусских производителей в различных международных информационных сетях и организациях. Без государственной  поддержки решить эти проблемы не возможно.

     Следует более активно развивать лизинг дорогостоящего и уникального оборудования.

     Перечисленные направления окажут максимальное содействие созданию благоприятной экономической  среды, необходимой для успешной работы  инновационных организаций. 

  1. Методы  государственного управления инновационной политикой

     К прямым методам государственного управления инновационной деятельностью относятся:

  • прогнозирование, планирование и программирование НТП и инновационной деятельности, выражающиеся в выборе приоритетов и целей развития науки и техники, обозначении соответствующих плановых и индикативных показателей, разработке и реализации научно-технических и инновационных программ, оценке их эффективности и т. п.;
  •  бюджетное финансирование НИР и НИОКР, которое может быть целевым (адресным) и выделяемым на конкурсной основе;
  •  государственные заказы и гарантируемые закупки наукоемкой и высокотехнологичной продукции, производимой конкретными организациями;
  •  создание и развитие в стране за счет средств государственного бюджета соответствующей инновационной инфраструктуры;

     Косвенные методы (встроенные стабилизаторы) заставляют инновационные предприятия и экономику в целом работать в режиме рыночного саморегулирования и включают в себя:

     - налоговые и таможенные льготы, а также другие аналогичные преференции, предоставляемые субъектам инновационной деятельности, включая политику ускоренной и сверхускоренной амортизации их основного капитала;

     - льготное кредитование инвестиционно-инновационных проектов;

     - формирование в стране социально-психологического климата, способствующего повышению престижа научно-инновационной деятельности, и др.

     К синтетическим методам государственного регулирования инновационного процесса можно отнести разработку законодательной базы, регулирующей научно-техническую и инновационную деятельность в стране, поскольку нормативные правовые акты позволяют осуществлять как прямое, непосредственное воздействие на инновационный процесс (разрешение, запрет и т.п.), так и создание соответствующих «правил игры» на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции и услуг. Важнейшим направлением государственного регулирования НТП и инновационной деятельности в данной сфере является совершенствование и развитие системы охраны прав на объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности. Инновационное развитие экономики предполагает наличие предложений новшеств со стороны науки, их отбор производством с позиции эффективности и возможностей использования, а также временной монополии на инновацию, гарантирующей их авторам и пользователям дополнительную прибыль. Последнее возможно при условии, что права на новшество законодательно защищены.

     Таким образом, существенное усиление роли государства  в регулировании научно-технической  и инновационной сферы - одна из наиболее важных тенденций формирования постиндустриальной, основанной на интеллекте и знаниях  экономики.

  1. Финансирование инновационной деятельности
 

     Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной  политики в области инновационной  деятельности. При отсутствии такой системы невозможно вести речь об эффективном развитии инновационных процессов в республике. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие неординарных мер, направленных на совершенствование системы кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом контроле их использования. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

     В условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе и в научно-технической  сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни  с целью достижения максимально  возможной в этих условиях эффективности. Опыт развитых стран показывает, что  отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления  научно- технической политики заключается  прежде всего в ресурсах, которые  необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные  исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают  их в 10 раз.

     Финансирование  инновационной деятельности осуществляется за счёт средств республиканского и  местных бюджетов, собственных средств  организаций, а также внебюджетных источников. Следует чётко выделить направления финансирования из бюджетных  средств. Учитывая сложившиеся традиции, такими направлениями являются программы  и инновационные проекты. Кроме  того, государство должно финансировать  программы по созданию в республике элементов инновационной инфраструктуры, мероприятий по подготовке кадров для  инновационной деятельности, участии  белорусских предприятий в выставках, ярмарках. Необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в  первую очередь это конкурентоспособность  продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения бюджетных  средств, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

     Вложение  средств в инновационные проекты  является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях  инновационного процесса. В связи  с этим одним из элементов системы  поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого  вопроса, это - создание венчурных либо страховых фондов.

     Венчурные фонды могут формироваться за счёт средств организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средств  банков, страховых организаций и  других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный  капитал инновационных организаций.

     Страховые фонды должны создаваться для  снижения рисков и большей привлекательности  инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При  этом средства фондов могут формироваться  за счёт средств, включаемых в себестоимость  продукции. Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер отчислений на формирование страховых  фондов может устанавливаться в  повышенном размере. 
 

     Заключение

     Переход к инновационной экономике требует обеспечения тесного союза всех участников инновационного процесса, и, прежде всего, государства и частного бизнеса, сплоченных общей инновационной политикой. Отвечающая этому новому, соответствующему современному уровню требований инновационная политика должна представлять собой комплексную систему мер по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и материального производства, увязанных с адекватными сопровождающими мерами в важнейших сферах жизнедеятельности общества, обеспечивающих в совокупности создание всех необходимых условий реализации текущих и перспективных целей социально-экономического развития государства.

     В современных условиях важнейшим  ресурсом развития становится интеллектуальный, основу которого составляют специалисты  с высшей образовательной и научной  подготовкой, способные выдвигать  и реализовывать новые инновационные  идеи в любых областях – от точных наук до организации производства и  управления – и адаптировать достижения мировой науки и технологии в  экономику и социальную сферу  своей страны.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в РБ