Тема: Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 18:35, реферат

Краткое описание

Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике и пр.

Файлы: 1 файл

пкп.docx

— 23.38 Кб (Скачать)

Тема: Государственное  регулирование инновационной деятельности  

   

Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и  утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении  независимости и процветания  России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования  научной деятельности, которыми с  учетом конкретной социально-экономической  ситуации руководствуются федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские  организации, научно-технические общества и объединения.  

Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед  отечественной наукой встали серьезные  трудности: крайне недостаточное бюджетное  финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни  и труда ученых, осложняет эффективное  государственное регулирование  в научной сфере, по-прежнему остро  стоит проблема более эффективного использования результатов научных  исследований в экономике и пр.  

Для выхода из кризиса  необходимо разрабатывать стратегию  сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:  

•  реструктуризация научно-технического потенциала в различных  отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на «прорывных» направлениях науки и техники  

•  создание фонда  имущества науки и инноваций  за счет объектов науки, являющихся федеральной  собственностью и не используемых по назначению  

•  разработка системы  использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов  инновационной деятельности, разрабатывающих  и производящих наукоемкую продукцию  с использованием дорогостоящих  приборов и оборудования  

•  совершенствование  механизмов системы привлечения  банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала  

•  разработка и  использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций  в топливно-энергетическом комплексе  

•  создание в  финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов  специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные  проекты  

•  формирование института разработчиков и управляющих  инновационными проектами из числа  научно-технических работников, ученых и специалистов  

•  образование  на базе фондов, поддерживающих инновационную  деятельность, ассоциации фондов с  развитым финансовым капиталом для  помощи «прорывным» проектам  

•  формирование системы целевого использования  средств амортизационного фонда  на финансирование мероприятий, связанных  с проведением НИОКР, экспериментальных  и других видов работ, освоением  инноваций, патентованием новых  решений, приобретением и освоением  отечественных и зарубежных патентных  и беспатентных лицензий  

•  разработка предложений  об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение  инновационной активности.  

Цель государственной  инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное  использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники  в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение  прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности  и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.  

Задачи государственной  инновационной политики:  

•  обеспечение  скоординированной деятельности государственных  органов, хозяйственных и научных  организаций для реализации структурной  перестройки экономики  

•  обеспечение  эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции  развития народного хозяйства и  его структурной сбалансированности  

•  сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных»  исследований  

•  углубление специализации  и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями  

•  перемещение  центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной  деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.  

Важнейшие принципы государственной инновационной  политики:  

•  опора на отечественный  научный потенциал  

•  свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность  при формировании и реализации научной  политики  

•  стимулирование развития фундаментальных научных  исследований  

•  сохранение и  развитие ведущих отечественных  научных школ  

•  создание условий  для здоровой конкуренции и предпринимательства  в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности  

•  создание условий  для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения  необходимой обороноспособности и  национальной безопасности страны  

•  интеграция науки  и образования, развитие целостной  системы подготовки квалифицированных  научных кадров всех уровней  

•  защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций  и государства  

•  обеспечение  беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею  

•  развитие научно-исследовательских  и опытно-конструкторских организаций  различных форм собственности, поддержка  малого инновационного предпринимательства  

•  формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений  

•  повышение престижности научного труда, создание достойных  условий жизни и работы ученых и специалистов  

•  пропаганда современных  достижений науки, их значимости для  будущего России.  

Основы инновационной  политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и  политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и  объекты управления, их права, обязанности  и ответственность.  

Законодательство  является основным регулятором инноваций  и научно-технической деятельности.  

В современных условиях нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:  

•  заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов  в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения  этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной  деятельности  

•  заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и  его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или  уменьшения размеров налогов  

•  возможность  получения гарантированного и льготного  кредита участникам инновационной  деятельности  

•  обеспечение  защиты прав интеллектуальной собственности, как научных коллективов, так  и отдельных ученых и разработчиков  

•  обеспечение  общепризнанного социального статуса  и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих  эти процессы.  

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную  деятельность различают методы прямого  и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической  политики).  

Прямое регулирование  включает в себя, прежде всего, бюджетное  финансирование научной сферы, а  также охватывает содержательную сторону  инновационной деятельности (выбор  приоритетов, заключение правительственных  контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).  

В качестве негативных сторон прямого государственного регулирования  можно отметить:  

•  неуверенность  в отношении кратко- и среднесрочной  ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.  

•  субъективный подход к принятию решений со стороны  чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в  средствах или не задействованы  непосредственно в реализации своих  решений  

•  замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим  характером оформления заявок  

•  концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии  

•  неприемлемость для частного бизнеса вмешательства  государства в принятие решений  об инвестициях.  

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам  по себе обладает уникальными возможностями  выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования  заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении  организаций, ориентированных на инновационную  деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в  общественном мнении и престижа образования  и науки. При этом государство  не контролирует конкретные научные  проекты.  

Таким образом, ключевым элементом реформирования системы  государственного управления инновационной  сферой становится совершенствование  механизмов финансирования, организации  научных исследований и налоговой  политики, а именно:  

•  выделение средств  из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ гражданского назначения в  размере 3 % его расходной части  с ежегодным увеличением этого  размера по мере стабилизации экономики  до уровня, характерного для высокоразвитых стран  

•  обеспечение  устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров  и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных  университетов и других высших учебных  заведений, научных библиотек, музеев и информационных центров  

•  обеспечение  множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ за счет активной поддержки  целевых государственных фондов  

•  создание благоприятных  условий для инвестирования в  науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами  

•  развитие конкурсных начал в распределение средств  на научные программы и проекты  при открытости принимаемых решений  и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств  

•  поэтапное введение федеральной контрактной системы  в сфере научно-технических и  опытно-конструкторских разработок  

•  введение налоговых  и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности  

Информация о работе Тема: Государственное регулирование инновационной деятельности