Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 18:35, реферат
Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике и пр.
Тема: Государственное
регулирование инновационной
Указом Президента
РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и
утверждена доктрина развития российской
науки – система взглядов на роль
и значение науки в обеспечении
независимости и процветания
России, а также принципов, определяющих
механизм государственного регулирования
научной деятельности, которыми с
учетом конкретной социально-экономической
ситуации руководствуются федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ,
научные работники, научно-исследовательские
организации, научно-технические общества
и объединения.
Системный кризис, сопровождающий
период социально-экономического переустройства
страны, привел к тому, что перед
отечественной наукой встали серьезные
трудности: крайне недостаточное бюджетное
финансирование научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Для выхода из кризиса
необходимо разрабатывать стратегию
сохранения и развития научно-технического
и инновационного потенциала страны
по следующим направлениям:
• реструктуризация
научно-технического потенциала в различных
отраслях экономики с учетом концентрации
материальных, финансовых и интеллектуальных
ресурсов на «прорывных» направлениях
науки и техники
• создание фонда
имущества науки и инноваций
за счет объектов науки, являющихся федеральной
собственностью и не используемых по
назначению
• разработка системы
использования лизинга как
• совершенствование
механизмов системы привлечения
банковского кредита для
• разработка и
использование системы
• создание в
финансово-промышленных группах наряду
с системой консолидации финансовых
и производственных потенциалов
специальных инновационных
• формирование
института разработчиков и
• образование
на базе фондов, поддерживающих инновационную
деятельность, ассоциации фондов с
развитым финансовым капиталом для
помощи «прорывным» проектам
• формирование
системы целевого использования
средств амортизационного фонда
на финансирование мероприятий, связанных
с проведением НИОКР, экспериментальных
и других видов работ, освоением
инноваций, патентованием новых
решений, приобретением и освоением
отечественных и зарубежных патентных
и беспатентных лицензий
• разработка предложений
об изменении налогового законодательства,
обеспечивающих значительное повышение
инновационной активности.
Цель государственной
инновационной политики – развитие,
рациональное размещение и эффективное
использование научно-
Задачи государственной
инновационной политики:
• обеспечение
скоординированной деятельности государственных
органов, хозяйственных и научных
организаций для реализации структурной
перестройки экономики
• обеспечение
эффективного использования научно-
• сохранение научного
потенциала и обеспечение «прорывных»
исследований
• углубление специализации
и повышение надежности связей по
кооперации общественного производства
с наукоемкими технологиями
• перемещение
центра тяжести экономических реформ
и стимулов в сферу инновационной
деятельности, повышение инвестиционной
и инновационной активности малого
и среднего бизнеса.
Важнейшие принципы
государственной инновационной
политики:
• опора на отечественный
научный потенциал
• свобода научного
творчества, последовательная демократизация
научной сферы, открытость и гласность
при формировании и реализации научной
политики
• стимулирование
развития фундаментальных научных
исследований
• сохранение и
развитие ведущих отечественных
научных школ
• создание условий
для здоровой конкуренции и
• создание условий
для организации научных
• интеграция науки
и образования, развитие целостной
системы подготовки квалифицированных
научных кадров всех уровней
• защита прав интеллектуальной
собственности исследователей, организаций
и государства
• обеспечение
беспрепятственного доступа к открытой
информации и права свободного обмена
ею
• развитие научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
• формирование
экономических условий для
• повышение престижности
научного труда, создание достойных
условий жизни и работы ученых
и специалистов
• пропаганда современных
достижений науки, их значимости для
будущего России.
Основы инновационной
политики закладываются путем принятия
свода законодательных актов, адекватных
реальной экономической, социальной и
политической ситуации в стране. Именно
в них определяются субъекты и
объекты управления, их права, обязанности
и ответственность.
Законодательство
является основным регулятором инноваций
и научно-технической
В современных условиях
нормативно-правовое регулирование
инновационной деятельности предполагает
разработку и введение в действие
законов и нормативных актов,
которые бы обеспечивали:
• заинтересованность
государства, общественных организаций,
предприятий и частных лиц, вкладывать
значительную часть своих доходов
в инновационную деятельность за
счет льготного налогообложения
этой доли средств и прибыли, полученной
от реализации продуктов инновационной
деятельности
• заинтересованность
всех участников и партнеров по кооперации
в доведении инновационной идеи
и разработки до товарного вида и
его коммерческой реализации на рынке,
за счет освобождения их от уплаты или
уменьшения размеров налогов
• возможность
получения гарантированного и льготного
кредита участникам инновационной
деятельности
• обеспечение
защиты прав интеллектуальной собственности,
как научных коллективов, так
и отдельных ученых и разработчиков
• обеспечение
общепризнанного социального
По характеру государственного
воздействия на научную и инновационную
деятельность различают методы прямого
и косвенного регулирования (проводимые
в рамках налоговой, кредитно-финансовой,
амортизационной и
Прямое регулирование
включает в себя, прежде всего, бюджетное
финансирование научной сферы, а
также охватывает содержательную сторону
инновационной деятельности (выбор
приоритетов, заключение правительственных
контрактов, формирование государственного
заказа, субсидирование и предоставление
гарантий частным банкам).
В качестве негативных
сторон прямого государственного регулирования
можно отметить:
• неуверенность
в отношении кратко- и среднесрочной
ориентации государственной политики,
ограниченной бюджетными трудностями,
состоянием конъюнктуры и др.
• субъективный
подход к принятию решений со стороны
чиновников, которые, как правило, не
располагают достаточными знаниями
о действительной потребности в
средствах или не задействованы
непосредственно в реализации своих
решений
• замедление исследовательского
процесса в связи с бюрократическим
характером оформления заявок
• концентрацию
выделяемых средств в крупнейшие монополии
• неприемлемость
для частного бизнеса вмешательства
государства в принятие решений
об инвестициях.
Косвенные методы встроены
в рыночный механизм, который сам
по себе обладает уникальными возможностями
выявления и удовлетворения потребностей
в исследованиях и разработках.
Сущность косвенного регулирования
заключается в создании общего благоприятного
инновационного климата, поощрении
организаций, ориентированных на инновационную
деятельность, в мерах по формированию
высокого социального статуса в
общественном мнении и престижа образования
и науки. При этом государство
не контролирует конкретные научные
проекты.
Таким образом, ключевым
элементом реформирования системы
государственного управления инновационной
сферой становится совершенствование
механизмов финансирования, организации
научных исследований и налоговой
политики, а именно:
• выделение средств
из федерального бюджета на финансирование
научно-исследовательских и
• обеспечение
устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской
академии медицинских наук, Российской
академии сельскохозяйственных наук,
Российской академии образования, Российской
академии архитектуры и строительных
наук, Российской академии художеств,
государственных научных
• обеспечение
множественности источников финансирования
научно-исследовательских и
• создание благоприятных
условий для инвестирования в
науку средств промышленными предприятиями,
банками, международными организациями
и частными лицами
• развитие конкурсных
начал в распределение средств
на научные программы и проекты
при открытости принимаемых решений
и привлечении научного сообщества
к контролю за использованием средств
• поэтапное введение
федеральной контрактной
• введение налоговых
и таможенных льгот для стимулирования
и поддержки научной
Информация о работе Тема: Государственное регулирование инновационной деятельности