Франчайзинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Что такое франчайзинг. 6
1.1. Сущность и содержание понятия «франчайзинг» 6
1.2. История развития франчайзинга. 9
1.3. Виды франчайзинга 18
1.3.1. Виды и формы франчайзинга 19
1.3.2. Виды франчайзинговых систем. 27
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга. 28
1.4.1. Преимущества для франчайзера. 29
1.4.2. Преимущества для франчайзи. 31
1.4.3. Недостатки для франчайзера. 33
1.4.4. Недостатки для франчайзи. 35
1.5. Риски при инвестировании в предприятия франчайзи. 37
1.6.Основные условия договора франчайзинга. 38
Глава 2. Франчайзинг в международной практике. 49
2.1. Виды международного франчайзинга 49
2.2. Лицензионные соглашения и франчайзинг как альянсы 51
2.3. Особенности развития франчайзинга в современных условиях 52
Глава 3. Франчайзинг в России. 65
3.1. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей. 67
3.2. Правовое положение франчайзинга в России. 80
3.2.1. Правовое регулирование договора франчайзинга. 81
3.2.2. Отличия договора коммерческой концессии от сходных предпринимательских договоров. 86
3.2.3. Форма и регистрация договора коммерческой концессии 87
3.2.4. Продление и перезаключение договора коммерческой концессии 89
3.2.5. Прекращение договора коммерческой концессии 91
3.3. «1С: Франчайзи» в России. 93
3.4. Инновационное предпринимательство и франчайзинг. 98
Заключение 102
Список используемой литературы 108

Файлы: 1 файл

Диплом - Франчайзинг.doc

— 524.50 Кб (Скачать)

• разработка стратегии маркетинга и рекламы; первоначальное обучение работников и подготовка в области управления; дизайн магазина и закупка оборудования; разработка унифицированной политики и процедур; централизованные закупки по пониженным ценам; постоянное консультирование по вопросам управления; выбор места и представление рекомендаций по размещению предприятия; предоставление помещения в аренду; финансирование;

• принадлежность начинающего предпринимателя  к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски; постоянная поддержка и руководство со стороны франчайзера дают возможность франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом и повысить свой профессионализм и компетентность;

• личная заинтересованность франчайзи  в успехе дела, а именно: в максимизации дохода за счет сокращения издержек и расширении бизнеса при минимизации предпринимательского риска;

• возможность утвердиться на труднодоступном  для мелкого предпринимателя рынке за счет, использования опыта и деловой репутации франчайзера для повышения конкурентоспособности продаваемых продукции и услуг;

• возможность избежать банкротства, находясь под зашитой крупной компании, предоставляющей соответствующие рекомендации по ведению бизнеса и осуществляющей контроль за деятельностью и удовлетворению стандартам качества;

• ориентация на совершенствование стандартов качества, обновление и расширение ассортимента и спецификаций, осуществляемых франчайзером; обеспечение бесперебойными поставками продукции, сырья и материалов, удовлетворяющими потребности франчайзи со стороны франчайзера;

• при недостатке у франчайзи собственных средств франчайзер может выступить в качестве поручителя по векселям при заимствовании средств в банке. Обычно франчайзи вносит в качестве собственного капитала, необходимого для начала дела, по крайней мере половину денежных средств. Остальную сумму он обеспечивает за счет продажи акций родственникам и друзьям, либо заимствования у них для покупки акций на свое имя, либо путем обращения в банк за кредитом.

Наряду с положительными чертами франчайзинг имеет и  определенные отрицательные аспекты:

• франчайзер в определенной степени  ограничивает инициативу франчайзи, вмешиваясь во все сферы деятельности франшизного предприятия, принимая важные решения, зачастую без учета мнения отдельных франчайзи;

• франчайзер определяет и тем самым навязывает франчайзи определенные объемы продаж в соответствии со своей маркетинговой политикой, которая может не соответствовать планам и возможностям франчайзи;

• ассортимент продукции  и услуг, предлагаемых франчайзи, строго подчинен интересам франчайзера и направлен на ограничение конкуренции на закрепленной за франчайзи территорией.

 

 

 

Выводы по главе:

 

 

Итак, преимущества международного франчайзинга состоят в следующем:

 

 

  1. Создаваемые предприятия входят в систему головной компании и находятся под общим и технологическим контролем его производственной системы;
  2. Ввоз оборудования и комплектующих может проводиться в режиме временного ввоза, что позволяет франчайзеру избавиться от значительной части таможенных платежей;
  3. Франчайзи включается в систему товаропроводящей сети франчайзера, поэтому создавать изолированную торговую систему ему не нужно, региональная же торговая система существенно дополняет существую-щую товаропроводящую сеть франчайзера;
  4. Франчайзинговый бизнес, как правило, выбирает для развития своей сети те страны, где существует налоговое и иное стимулирование развития малого предпринимательства;
  5. Высокая защищенность вложений франчайзера в связи с продуманной системой договорных отношений между сторонами;
  6. Создание дополнительных рабочих мест, соответственно, повышение спроса регионального потребителя;
  7. Получение поддержки территориальных органов власти в виде льгот по местным налогам, а также фондов поддержки развития малого бизнеса в виде ссуд.

Главным недостатком  международного франчайзинга можно считать относительно более сложную правовую проработку всей стратегии долгосрочного сотрудничества.

Как правило, при данной форме сотрудничества помимо договора франчайзинга заключается еще ряд договоров, контролирующих выполнение обязательств сторон при аренде оборудования, обучении персонала, внутрифирменной поставке товара и др.

Для развивающегося российского  рынка преимущества франчайзинга налицо. Экономика остро нуждается в оживлении коммерческой деятельности и в повышении выживаемости новых предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. Именно этому содействует франчайзинг. Именно это реально осуществляется при продвижении иностранных торговых марок на российском рынке. Международные франчайзинговые компании одними из первых стали выходить на российский рынок в самую экономически нестабильную пору. Все мы помним удачный опыт McDonald's и Baskin Robbins в России.

 

Глава 3. Франчайзинг в России.

 

В настоящее время  в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании.

Российская система  ведения бизнеса отличается очень  серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как – это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами.

Российский предприниматель  готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная. Это нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться.

В 1997г. в ежегодный  список американских и канадских франчайзеров, предложенный журналом Entrepreneur, вошли 920 компаний, 500 из которых участвовали в рейтинге. Основными критериями присвоения ранга стали прежде всего финансовые показатели компании, ее финансовая устойчивость. Коэффициент роста и размер франчайзинговой системы. Учитывая также период деятельности в бизнесе и франчайзинге, начальные расходы, необходимые для организации франчайзингового предприятия, процент расхождения договоров франчайзинга или банкротств владельцев франшиз, а также оказываемая франчайзи финансовая поддержка. По этим показателям в десятку сильнейших, вошли следующие франчайзинговые системы:

  • McDonald’s - ресторан быстрого обслуживания (гамбургеры, курица, салаты);
  • Subway - рестораны быстрого обслуживания (бутерброды submarine и салаты);
  • Yogen Fruz / Bresler’s Ice Cream / ICBIY (I Can’t Believe It’s Yogurt) - кафе-мороженое (замороженный йогурт и мороженое);
  • 7-Eleven Convenience Stores - миниуниверсамы, продуктовые магазины широкого профиля;
  • Snap-On Tools - магазины по продаже инструментов и оборудования;
  • Burger King Сorp. - рестораны быстрого обслуживания (гамбургеры);
  • Jani-King - агенства по уборке производственных площадей и помещений коммерческих организаций;
  • Dairy Queen - кафе-мороженое (блюда из молочных продуктов, бутерброды);
  • KFC (Kentucky Fried Chicken) - рестораны быстрого обслуживания (курица);
  • CleanNet USA Inc. - агенства по уборке офисных помещений.

Для отечественных предпринимателей наибольший интерес, несомненно, представляют те компании-франчайзоры, которые присутствуют на российском рынке в качестве действующих или потенциальных франчайзодателей6.

3.1. Франчайзинг в деятельности  отечественных производителей.

Сегодня на различных  уровнях все чаще поднимаются  вопросы, связанные с продвижением российского производителя на рынке товаров и услуг, поддержкой среднего и малого предпринимательства, повышению конкурентоспособности российских предприятий и производимых ими товаров, формированию можно сказать национальной идеи приверженности российским товарам. Призыв "Покупайте российское" чем-то созвучен лозунгу "Что хорошо для Дженерал Моторс", то хорошо для Америки.

Однако, лозунг сам по себе не решает тех проблем, которые  существуют в России. Отсутствие должного уровня государственной поддержки, различного рода административные барьеры, стоящие на пути развития российского предпринимателя делают все наши благие пожелания практически неисполнимыми. Пока вопросы решаются на государственном уровне предпринимательству остается рассчитывать в основном на свои силы и мобилизовывать внутренние ресурсы. Это одна сторона медали. С другой стороны крупный российский бизнес и умевшие утвердиться на рынке средние предприятия испытывают серьезные проблемы со сбытом и продвижением своей продукции, связанные с "оторванностью " с конечными потребителями. Проблемы бизнеса бумерангом сказываются на потребителях, проявляясь в ценах товаров, качестве и дизайне, что позволяет потребителям оправданно заявлять о преимуществах импортных товаров перед отечественными. Если рассматривать ситуацию с позиции маркетинга, то вопрос ставится о создании маркетинговых условий на всех уровнях, независимо от масштаба бизнеса, позволяющие решить проблемы потребителей с учетом их мотиваций и требований. Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в России сформировались реальные возможности выбора таких технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную организацию бизнеса. В этом смысле достаточно своевременной для России является форма деятельности субъектов рынка по аналогии применяемой в мировой практике системы франчайзинга.

Само слово “франчайзинг”  произошло от французского “franchise”, что означает “ льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса”. Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от “franchise” имеют различное звучание, что в ряде случаев вводит в заблуждение отечественных предпринимателей и вызывает появление элементов недоверия, как к самому термину, так и к системе в целом.

Франчайзинг имеет почти  двухсотлетнюю историю. Его появление  относят к началу 1800 годов (хотя схожие системы отношений существовали еще в средневековье), к так называемой системе “связанных домов”, используемой британскими пивоварами. По схеме, очень близкой к франчайзингу работала фабрика “Singer” ( с 1860г.), компания “Coca Cola”(с1886г.),компания “General Motors” (с1898г.) и другие широко известные компании. Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, широко распространен в зарубежной практике и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80-ти странах мира.

Франчайзинг сложен в  исполнении в первый год существования, на этапе формирования системы. Развитие же системы после ее апробации происходит достаточно стремительно. Это можно проиллюстрировать на примере двух франчайзинговых систем, которые пришли и на Российский рынок.

 

Печатные Салоны Альфа Графикс.

Открытие первого салона относится к 1970г. (штат Аризона). Трудно сказать, когда появилась идея развития сети, продажа же торговой марки зарегистрирована в 1979г.

Восемь  салонов в штате были открыты  уже в 1980г. и к 1985г. сеть была расширена до 100 предприятий. Первые международные салоны появились в 1986г., сеть к тому моменту насчитывала около 200 предприятий, в 1987г. их количество достигло 275. В 1989 г. открылся первый салон в Москве. К 1996г. сеть салонов распространилась в 23 государствах.

Рис.2. Альфа-графикс.

В 1945г. двумя предпринимателями  было открыто первое кафе мороженое, которое отличалось большим ассортиментом  мороженого и дисертов. В 1946 году насчитывалось 6 таких кафе, в настоящее время  кафе Баскин-Роббинс распространены в 52 странах и их количество составляет 4000.

В 1988г  первое кафе открылось в Москве, в 2002г. построена в Москве фабрика, что дало возможность развития франчайзинговой сети в России7. (Рис. 3. Баскин-Робинс).

По расчетам специалистов в России и государствах СНГ насчитывается порядка 90 работающих и находящихся в завершении стоительства кафе.

В приведенных примерах наглядно видны темпы развития системы.

В последние годы достаточно активно стали использовать систему  франчайзинга и российские компании: "ЛУКойл", “1С”, ”Золотой Цыпленок”, заявляют о внедрении системы франчайзинга "Русские блины", "Картошка Крошка" и другие организации. Регистрация в Роспатенте договоров коммерческой концессии по части передачи прав на использование товарного знака (являющиеся в определенной степени аналогами франчайзинга) становится достаточно распространеннным явлением.

Франчайзинг является вертикальной маркетинговой системой, предполагающей корпоративное стратегическое планирование, управление конфликтами и контроль над каналами распределения, что гарантирует стабильность деятельности партнеров по бизнесу.

Франчайзинг предоставляет  широкие возможности для развития структуры отношений в целом, интеграции крупного, среднего и малого бизнеса, продвижения организаций-производителей и отечественных товаров на внутреннем и международном рынке, придания "фирменности" российским товарам и организациям, формирования дополнительной системы контроля качества продукции, создания условий для формирования приверженности населения российскому производителю, достижения определенного уровня защищенности участников малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест.

Информация о работе Франчайзинг в России