Франчайзинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Что такое франчайзинг. 6
1.1. Сущность и содержание понятия «франчайзинг» 6
1.2. История развития франчайзинга. 9
1.3. Виды франчайзинга 18
1.3.1. Виды и формы франчайзинга 19
1.3.2. Виды франчайзинговых систем. 27
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга. 28
1.4.1. Преимущества для франчайзера. 29
1.4.2. Преимущества для франчайзи. 31
1.4.3. Недостатки для франчайзера. 33
1.4.4. Недостатки для франчайзи. 35
1.5. Риски при инвестировании в предприятия франчайзи. 37
1.6.Основные условия договора франчайзинга. 38
Глава 2. Франчайзинг в международной практике. 49
2.1. Виды международного франчайзинга 49
2.2. Лицензионные соглашения и франчайзинг как альянсы 51
2.3. Особенности развития франчайзинга в современных условиях 52
Глава 3. Франчайзинг в России. 65
3.1. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей. 67
3.2. Правовое положение франчайзинга в России. 80
3.2.1. Правовое регулирование договора франчайзинга. 81
3.2.2. Отличия договора коммерческой концессии от сходных предпринимательских договоров. 86
3.2.3. Форма и регистрация договора коммерческой концессии 87
3.2.4. Продление и перезаключение договора коммерческой концессии 89
3.2.5. Прекращение договора коммерческой концессии 91
3.3. «1С: Франчайзи» в России. 93
3.4. Инновационное предпринимательство и франчайзинг. 98
Заключение 102
Список используемой литературы 108

Файлы: 1 файл

Диплом - Франчайзинг.doc

— 524.50 Кб (Скачать)

В кризисных ситуациях  в экономике США в 70-х - начале 80-х гг. контракты «франчайзинга» служили действенным средством смягчения проблемы безработицы.

В Англии, где франчайзинг  начал практиковаться в 70-х гг., 600 франчайзеров, имеющих более 30 тыс. франчайзи по всей стране, создали свыше 260 тыс. рабочих мест. Годовой оборот франчайзеров составляет от 6,5 до 7 млрд ф. ст. Численность этой категории собственников в 80-х гг. в США в оптовой торговле увеличилась с 294 тыс. до 349 тыс. человек, в сфере услуг - с 2,7 млн до 3,9 млн человек. С 1970 по 1990 г. количество мелких предприятий в этой системе выросло с 234 тыс. до 416 тыс., их выручка повысилась с 96 млрд до 607 млрд долл. Число занятых достигло 7 млн. человек. По этой системе реализуется около 20% объема услуг производству и населению.

Так, например, в Германии современное  состояние франчайзинга выглядит следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Ведущие франчайзинговые предприятия  Германии

Торговая марка

Отрасль

Количество франчайзинговых предприятий

"Фото Порст"

Торговля фототоварами

2332

"Айсман"

Охлажденные продукты

1364

"Фото Квелли"

Торговля фототоварами

1261

"Квик Шу"

Торговля обувью

471

"Бюро ФирсТ"

Туризм

423

"Фрелих"

Обучение музыке

421

"Макдональдс"

Закусочные

400

"Санпойт"

Солярии

386


Критериями франчайзинга, по мнению Федеральной торговой комиссии США, являются следующие показатели:

1. Франчайзи  реализует товары и услуги  под торговой маркой франчайзера.

2. Франчайзер  активно поддерживает деятельность  франчайзи и контролирует его.

3. В течение  полугодия с начала действия  договора франчайзи платит франчайзеру не менее 500 долларов.

В США на долю малого бизнеса  приходится более 40% объема продаж, примерно половина численности занятых в экономике и преобладающая часть предприятий. К концу 90-х гг. более 50% малого бизнеса были франчайзинговыми предприятиями. Соотношение крупных и мелких форм предпринимательства существенно различается по отраслям, отражая специфику технологий и потребительского спроса. Наиболее широко мелкий бизнес представлен в сельском хозяйстве, торговле, а также в сфере оказания услуг производству и населению. В США его доля в общей численности работающих в розничной торговле составляет 80%, в оптовой - 75, в сфере услуг производству и населению - 50, а в обрабатывающей промышленности - всего 27-30%.

Высокий удельный вес мелкого предпринимательства  в торговле и услугах определяется спецификой этой сферы: совмещение производства и потребления по месту и во времени, индивидуализированный характер многих операций ограничивают размеры предприятия и соответственно потребности в стартовом капитале. Учитывая доступность кредитных источников, широкую практику аренды и проката оборудования и помещений, в торговле и услугах легче начать собственное дело, чем в большинстве других отраслей.

В 1970 г. объем продаж предприятий, работающих на основе франчайзинга, составил более 100 млрд долл., что превысило 25% общего объема розничных продаж в США. В 1975 г. объем франчайзинга удвоился, а в 1990 г. объем продаж достиг 716 млрд долл., что более чем в 2 раза превышает показатель 1980 г. В 80-х гг. наблюдалось значительное сокращение персонала среднего звена в крупных корпорациях США. При этом менеджеры среднего уровня становились франчайзи - покупателями франшиз. Они, как правило, были хорошо образованы, имели карьерные устремления, обладали навыками трудной, упорной работы, но не были готовы начать свой бизнес самостоятельно на пустом месте. Покупая франшизу, бывший менеджер получал возможность совместить огромный потенциал свободного предпринимательства с повседневной опекой франчайзера, заинтересованного в успехе франчайзи.

По данным администрации  малого бизнеса США, за пятилетний период более 65% малых предприятий по тем или иным причинам заканчивали свое существование. За тот же период было закрыто только 14% предприятий, работающих в системе франчайзинга.

Франчайзинг получил широкое распространение в США также в связи с необходимостью создания и совершенствования широкой дистрибьюторской сети, включающей продажу товаров и услуг, а также сервисное обслуживание проданных относительно сложных товаров.

Согласно данным Национальной федерации независимого бизнеса (National Federation of Independent Business), около 10% из 19 млн предприятий США в 1988 г. функционировали на основании какого-нибудь франшизного соглашения, и франчайзинг в 1988 г. охватывал 34% объема продаж розничной торговли. С 1972 г. по 1988 г. выручка от продаж по всем типам франшиз - в розничной торговле, производстве, оптовой торговле, в сфере услуг - возросла с 144 млрд долл. до 640 млрд. долл.

Новой формой франчайзинга, в том числе в международном бизнесе, является субфранчайзинг, означающий обмен франшизами непосредственно между дилерами. Эта форма взаимодействия дилеров быстро распространяется, особенно в сфере торговли пищевыми продуктами и в ресторанном бизнесе.

Американские корпорации в 1987 г. имели в сфере международного франчайзинга 28 тыс. предприятий (исключая автомобильных дилеров, бензозаправочные станции и торговые точки с безалкогольными напитками), в том числе 24 тыс., или 84%, в развитых странах. Из 28 тыс. франчайзинговых предприятий 6,1 тыс. приходилось на рестораны; 5,7 тыс. - на предприятия, предоставляющие услуги по аренде автомобилей; 4,0 тыс. - по аренде оборудования для учебных целей; 3,9 тыс. - по предоставлению конторских услуг; 2,2 тыс. - по обслуживанию автомобилей; 1,7 тыс. - по строительству и ремонту жилья; 515 - гостиницы, мотели, кемпинги; 177 - парки отдыха, аттракционы; 132 - прачечные и химчистки.

Рост этой формы бизнеса  произошел в США в кризисные 30-е гг., когда традиционные торговые структуры оказались неспособны реализовать массовый поток продукции по ценам, приемлемым для производителей и потребителей, и фирмы-производители были вынуждены создавать фирменную торговлю, привлекая к сотрудничеству мелкий бизнес. Это было наиболее характерно для фирм - производителей автомобилей, бензина и безалкогольных напитков, которые привлекли к сотрудничеству мелких независимых торговцев, предоставив им право реализации своих товаров. В послевоенный период эта форма бизнеса стала применяться в других видах торговли и охватывает сейчас практически все виды услуг производству и населению.

Контрактные отношения  типа «франчайзинг» считаются в  США наиболее важной и динамичной формой организации бизнеса со времен возникновения корпораций.

Особенно популярным франчайзинг в США стал после окончания Второй мировой войны, когда десятки тысяч американцев - бывших военнослужащих в поисках занятости стали приобретать франшизы известных американских корпораций и открывать свои предприятия. В 50-60-х гг. в США открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинов, прачечных, химчисток, пунктов автосервиса, ресторанов и кафе быстрого обслуживания, пунктов обслуживания бизнеса (копировальные и фотоработы, печать, быстрая доставка корреспонденции), салонов красоты, ремонтных мастерских, оздоровительных и развлекательных клубов, туристских агентств.

Важное значение имеют  и социальные аспекты развития партнерства в рассматриваемых отраслях, которое содействует сохранению широкого слоя мелкого предпринимательства, тормозит процессы его вытеснения крупным капиталом, предупреждая тем самым обострение социальных конфликтов.

Франчайзинг как специфический  метод распространения товаров и услуг развивался от простого права на дарение, на использование привилегий. Его история началась в Европе, а точнее, в средневековой Франции. Само слово «франчайзинг» обозначало в те времена особую привилегию, или «вольность», даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивно торговать какими-то товарами, право держать рынки и ярмарки, содержать паромную переправу, строить дороги и пивоваренные заводы.

В дальнейшем идея получила распространение  по всей Европе и мэры многих городов стали давать рыночным торговцам франчайзы - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка. В 1840-х гг. немецкие пивоварни давали такие же права некоторым тавернам и барам, разрешая им торговать своим пивом и использовать символику пивоварен. В 1851 г. «Зингер» - известная немецкая компания, производившая швейные машинки, - стала давать исключительное право на продажу ее продукции специально отобранным дистрибьюторам. С 1880 г. права на привилегию стали предоставляться автомобильным, строительным, водяным, канализационным, газовым, а в последующем электрическим компаниям. Нефтяные компании, нефтеперерабатывающие и автомобильные заводы также начали предоставлять права на продажу своих продуктов. На том этапе это было именно предоставление привилегий на права распространять и продавать продукты изготовителей.

В США появление франчайзинга относится  к началу 1880-х гг. Однако действительный подъем франчайзинга относится к 1898 г., когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Ее действующая в настоящее время франшизная система, имеющая 10,9 тыс. дилеров, распространена по всей стране. Аналогичные франшизные системы были созданы компаниями «Рексолл» в 1902 г. и «Говард Джонсон» в 1926 г., как и многие другие нефтяные бакалейные, мотельные и закусочные франшизные заведения.

Стремительному развитию франчайзинга в современных условиях способствовали многие факторы, которые создавали определенные условия и обусловили положительные сдвиги в организации предпринимательской деятельности. К ним относятся:

• Изменение структуры и системы организации бизнеса, в частности в отраслях общественного питания, гостиничного сектора, автомобильного сервиса, здравоохранения, бытового обслуживания населения. Традиционные рестораны и отели, ранее ориентированные на ограниченный спрос, уступили место цепным объединениям ресторанов и кафетериев быстрого обслуживания, экономичным отелям, мотелям, кемпингам, рассчитанным на массового потребителя; возникла принципиально новая система проката и обслуживания автомобилей.

• Повышение общего уровня культуры ведения бизнеса благодаря освоению франчайзи нового опыта, новых идей и методов работы, новых технологий, передаваемых франчайзером. Это привело к повсеместному распространению фирменного обслуживания и повышению общего уровня культуры обслуживания потребителей.

• Лучшее удовлетворение требований и потребностей массового потребителя благодаря установлению и обеспечению единообразных высоких стандартов качества продукции и услуг; лучшему удовлетворению растущих потребностей населения в товарах и услугах повседневного спроса; приближению торговых точек к местам проживания или работы населения. Этому способствовало создание огромного числа мелких магазинов, торгующих обычно круглосуточно товарами широкого ассортимента, а также прачечных, химчисток, ремонтных мастерских в жилых районах.

• Усиление устойчивости мелкого предпринимательства, чему способствовало повышение конкурентоспособности мелкого бизнеса в результате создания и применения передовой техники и технологии, рассчитанной на предприятия небольшого размера и доступной по ценам мелким предпринимателям. В результате внедрения компьютерных технологий повысилась эффективность индивидуального обслуживания, обработки небольших партий товаров, что позволило мелким предпринимателям экономить на использовании наемных рабочих на трудоемких операциях. На этой основе получил развитие малый семейный бизнес.

• Обеспечение возможности привлечения в бизнес обширного круга лиц, оставшихся без работы, но имеющих опыт работы в качестве наемных работников и способных начать свое дело под руководством франчайзера.

• Укрепление связей крупного бизнеса с мелким, что создает более прочную экономическую основу, воздействует на развитие хозяйственной конъюнктуры, позволяя усиливать процессы регулирования в экономике как на государственном, так и на межфирменном уровне.

• Воздействие на устойчивость социальной основы общества, укрепление социальной базы рыночного хозяйства. Развитие франчайзинга как формы малого предпринимательства способствует росту широкого слоя мелких предпринимателей, расширяющих класс собственников, обеспечивающих социальную и политическую стабильность общества благодаря своей правовой защищенности. Повышение уровня занятости за счет начинающих свое дело мелких предпринимателей предупреждает в известной степени возникновение социальных конфликтов.

В основе развития франчайзинга лежала объективная потребность расширения бизнеса и взаимная выгодность для партнеров.

Для франчайзера она  состоит в следующем:

• обеспечивает возможность быстрого расширения бизнеса, представляя собой один из наиболее выгодных способов рыночной экспансии, поскольку позволяет:

  • расширить территориальные границы бизнеса;
  • использовать неинвестиционные формы благодаря аккумулированию инвестиционных ресурсов мелких собственников;
  • экономить на текущих издержках за счет расходов на заработную плату, а также налогов и расходов на социальное страхование, которые уплачивает оператор-франчайзи;
  • освобождаться от предпринимательского риска, который берет на себя франчайзи;

• позволяет осваивать  новые рынки, особенно зарубежные, что  является более выгодным, чем использование форм торгового представительства, поскольку обычно франчайзер, действуя под личную ответственность, проявляет большую активность, чем дистрибьютор либо агент.

Для франчайзи выгодность использования этой формы бизнеса  состоит в следующем:

• стать собственником, юридически и хозяйственно самостоятельным предпринимателем;

• начать собственное дело при  небольшом стартовом капитале под руководством опытного крупного предпринимателя, обеспечивающего ему обучение ведению дела и определенные стандарты качества предоставляемой продукции и услуг, а также возможность пользоваться известной торговой маркой и уникальными ноу-хау. Франчайзи фактически получает, во-первых, готовое предприятие, а во-вторых, за фиксированную (обычно небольшую) плату получает следующие виды помощи:

Информация о работе Франчайзинг в России