Франчайзинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Что такое франчайзинг. 6
1.1. Сущность и содержание понятия «франчайзинг» 6
1.2. История развития франчайзинга. 9
1.3. Виды франчайзинга 18
1.3.1. Виды и формы франчайзинга 19
1.3.2. Виды франчайзинговых систем. 27
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга. 28
1.4.1. Преимущества для франчайзера. 29
1.4.2. Преимущества для франчайзи. 31
1.4.3. Недостатки для франчайзера. 33
1.4.4. Недостатки для франчайзи. 35
1.5. Риски при инвестировании в предприятия франчайзи. 37
1.6.Основные условия договора франчайзинга. 38
Глава 2. Франчайзинг в международной практике. 49
2.1. Виды международного франчайзинга 49
2.2. Лицензионные соглашения и франчайзинг как альянсы 51
2.3. Особенности развития франчайзинга в современных условиях 52
Глава 3. Франчайзинг в России. 65
3.1. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей. 67
3.2. Правовое положение франчайзинга в России. 80
3.2.1. Правовое регулирование договора франчайзинга. 81
3.2.2. Отличия договора коммерческой концессии от сходных предпринимательских договоров. 86
3.2.3. Форма и регистрация договора коммерческой концессии 87
3.2.4. Продление и перезаключение договора коммерческой концессии 89
3.2.5. Прекращение договора коммерческой концессии 91
3.3. «1С: Франчайзи» в России. 93
3.4. Инновационное предпринимательство и франчайзинг. 98
Заключение 102
Список используемой литературы 108

Файлы: 1 файл

Диплом - Франчайзинг.doc

— 524.50 Кб (Скачать)

1.5. Риски при инвестировании  в предприятия франчайзи.

Принимая решение о  становлении или участии во франчайзинговой  сети, помимо понимания содержания формы, преимуществ системы, необходимо учитывать, что франчайзинг связан с определенным риском. Об этом должен знать предприниматель, прежде чем он решится вкладывать свои деньги в новое предприятие. Франчайзинг, как и любое другое предприятие, не подходит для пассивного человека. Как и любой другой вид предпринимательства, он требует усилий, поскольку это деловые решения, такие, как наем рабочей силы, планирование, покупки, ведение учета и т. п., которые должны снизить или минимизировать риски, связанные с инвестициями в предприятия-франчайзи.

Вместе с тем, для принятия окончательного решения предпринимателю необходимо оценить и такие данные. Исследования, проведенные американскими учеными в области франчайзинга, свидетельствуют о том, что при открытии массы новых компаний, половина из них прекращает существование через 2 - 3 года, а уже через 5 лет уровень банкротств достигает 70%. Это плохой показатель для независимого бизнеса. Рис. 1 иллюстрирует уровень банкротств среди американских компаний.

Показательно, что франчайзинг - абсолютная противоположность этой печальной статистики. По данным министерства торговли США только 4% компаний, работающих по системе франчайзинга, закрываются каждый год. В эти 4% входят и те, что просто свернули свою деятельность, а также были реорганизованы или имели много других причин для закрытия, не имеющих ничего общего с банкротством.

Общее исследование, проведенное  международной франчайзинговой  ассоциацией, показало, что среди ее членов количество банкротств составляет менее 1%. Такова американская действительность.

1.6.Основные условия договора франчайзинга.

 

1. Заголовок

Заголовок договора может иметь  следующие названия:

• Договор франчайзинга;

• Франчайзинговый договор;

• Договор франшизы;

• Франшизный договор;

• Франчайзинговое соглашение;

• Контракт франшизы.

 

2. Стороны в договоре стороны могут именоваться следующим образом:

• франшизодатель - франчайзер, головная компания, франшизер;

• франшизополучатель - франчайзи, оператор, арендатор, дилер.

 

3. Объект договора

Объектом договора франчайзинга является передача прав на использование «делового комплекса» за установленное вознаграждение с выполнением иных оговоренных обязанностей со стороны франчайзи.

«Деловой  комплекс», передаваемый франчайзером франчайзи, состоит из прав на пользование  объектами интеллектуальной собственности франчайзера и дополнительных обязательств франчайзера по отношению к франчайзи.

4. Обязанности франчайзи

Франчайзи является самостоятельным  субъектом хозяйственной деятельности и совершает сделки от своего имени и за свой счет. Он не отвечает по обязательствам франчайзера, за исключением ответственности перед потребителями за качество продаваемых товаров и услуг.

Соблюдение  франчайзи требований, установленных  франчайзером по использованию «делового комплекса».

Франчайзи обязан соблюдать требования, предъявляемые к использованию «делового комплекса», которые относятся как к использованию определенным, предусмотренным договором, способом фирменного наименования франчайзера, так и к обеспечению соответствия качества производимых на основе «делового комплекса» товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), проводимых франчайзером. Контроль со стороны франчайзера над франчайзи по использованию переданного «делового комплекса» обусловлен тем, что потребитель воспринимает франчайзи и франчайзера как единого субъекта, а следовательно, производимые и продаваемые ими товары (работы, услуги) должны быть идентичны. Франчайзер контролирует соблюдение его прав со стороны франчайзи на переданную интеллектуальную собственностью.

Контроль качества товаров (работ, услуг), производимых франчайзи, осуществляется обычно посредством проверки соблюдения требований технической и коммерческой документации, а также иных инструкций франчайзера. Требование франчайзера о приобретении франчайзи товаров только у одобренных или названных  поставщиков является определенной гарантией качества товаров, продаваемых франчайзи.

Право франчайзера на контроль обычно реализуется через проведение периодических проверок франчайзи. Иногда франчайзер может пользоваться услугами экспертов или проводить опросы потребителей или работников франчайзи.

Соблюдение графика развития и  заключения договоров субфранчайзинга.

Договор международного франчайзинга может предусматривать график развития франчайзинговой сети на территории, закрепленной за франчайзи, а именно: увеличение количества предприятий и заключение франчайзи субфранчайзинговых договоров. График, как правило, определяет количество объектов, которые франчайзи и/или субфранчайзи должны открыть в течение определенного срока. Несоблюдение графика развития приводит к тому, что франчайзер в связи с отсутствием роста оборота франчайзинговой сети не получает намеченную прибыль.

Договором франчайзинга может быть предусмотрено, что несоблюдение оговоренного графика развития может привести к определенным последствиям, таким, как ограничение или лишение франчайзи исключительного права, и даже может стать основанием для расторжения договора.

Предоставляя франчайзи право  заключения договора субфранчайзинга, франчайзер оставляет за собой право  на утверждение новых франчайзи. Причем франчайзи по договору субфранчайзинга передает лишь те права, которые были ему переданы, и вправе заключать договоры субфранчайзинга на срок, не превышающий срок франчайзинга. Если при этом основной договор франчайзинга будет признан недействительным, то недействительными будут признаны и все договоры субфранчайзинга.Франчайзер, предоставляя франчайзи право заключения договоров субфранчайзинга, предусматривает субсидиарную (дополнительную) ответственность франчайзи по обязательствам субфранчайзи.

Оговорка об ограничении конкуренции

Такая оговорка распространяется как  на франчайзи, так и на франчайзера. Для франчайзи это означает запрет:

• на осуществление самостоятельной  деятельности, аналогичной сфере  деятельности в рамках договора франчайзинга, в том числе и в течение определенного периода после окончания срока действия договора франчайзинга;

• на осуществление такой деятельности за пределами территории, закрепленной по договору франчайзинга;

• на заключение франчайзинговых  договоров с другими франчайзерами.

Обязательства по ограничению  конкуренции могут быть абсолютными либо ограничиваются определенными видами товаров (работ, услуг, категориями потребителей или сроками.

Эти ограничения могут касаться:

• запрета на создание объектов франчайзинга вне закрепленной территории;

• запрета на рекламу в месте, отличном от специально отведенного, или вне договорной территории;

• запрета на реализацию товаров  определенным категориям потребителей (франчайзер может оставить за собой право непосредственных поставок товаров государственным предприятиям);

• запрета на продажу товаров  определенным способом (например, право  торговли по почте может быть оставлено за франчайзером);

• временных ограничений  конкуренции, привязанных либо к  определенному объему продаж, либо к соблюдению графика развития франчайзинговой сети.

Уплата вознаграждения франчайзеру

Уплата вознаграждения за использование «делового комплекса» является одной из важнейших обязанностей франчайзи. Существуют различные способы вознаграждения, которые могут применяться как в отдельности, так и в определенном их сочетании. К ним относятся:

• Паушальный платеж - когда франчайзер получает единовременную плату за переданные права на объекты интеллектуальной собственности. Фактически поушальный платеж представляет собой плату за предлагаемое франчайзером начальное обучение и в качестве возмещения понесенных им расходов, связанных с созданием нового объекта франчайзинга. Однако при этом способе платежа франчайзер не имеет прямой заинтересованности в успешной предпринимательской деятельности франчайзи.

• Первоначальный платеж, уплачиваемый частями, может использоваться вместо паушального платежа. Например, 20% уплачиваются при подписании договора, 20 - по завершении обучения, 20% - при открытии первого объекта. Размер первоначального взноса может составлять 14-15 тыс. долл.

• Фиксированные периодические текущие платежи выплачиваются в сумме, определенной в договоре, в течение срока договора и осуществляются в виде лицензионных платежей (роялти) или сервисных платежей. Роялти, уплачиваемые франчайзи, являются для франчайзера источником дохода, получаемого за переданный «деловой комплекс» и компенсацией за проведение исследований и разработок для улучшения «делового комплекса» и предоставление информации об этих улучшениях. Размер периодически текущих платежей варьируется от 3-5% до 25-40% дохода франчайзи и зависит от набора услуг, предоставляемых франчайзером.

Основную часть текущих выплат франчайзер расходует на обучение операторов в учебном центре франчайзи - на самом предприятии, на периодических курсах; 0,5-2% дохода франчайзи идут на общие рекламные кампании. На долю прибыли приходится сравнительно небольшая часть текущих платежей франчайзи - в пределах 25%.

• Отчисления от дохода, получаемого франчайзи. Обычно за стандартные услуги - выбор места расположения предприятия, обучение оператора, услуги по маркетингу, менеджменту, бухгалтерии, финансовую экспертизу - франчайзер получает 6-7% дохода франчайзи. Этот процент увеличивается, если франчайзер оплачивает временных работников, предоставляет информацию об источниках кредитования и гарантии по кредитам, оказывает помощь при расчете налогов, оплачивает страхование.

При таком способе  вознаграждение франчайзера зависит  непосредственно от деятельности франчайзи.

• Вознаграждение франчайзера за дополнительные услуги предусматривается в договорах, когда франчайзер оказывает услуги по обучению; предоставляет консультации по управлению объектами франчайзинга, по форме и содержанию рекламы, по модернизации объектов франчайзинга. Часто договором предусматривается, что вознаграждение за такие услуги выплачивается франчайзи отдельно.

• Специализированные платежи. К таким платежам, присущим конкретному договору, относятся депозитные, гарантии в случае регулярных поставок франчайзером товаров для франчайзи, плата за пользование компьютерной сетью резервирования номеров при франчайзинге отелей и др.

Соблюдение конфиденциальности

Франчайзи берет на себя обязанность  по соблюдению конфиденциальности в соответствии с требованиями франчайзера в отношении конкретной информации, а также обязанность принятия мер по охране указанной информации. В особенности это касается неохраноспособной информации, т.е. той, которая не может быть защищена согласно международным конвенциям об охране интеллектуальной собственности.

Осуществление рекламы

Франчайзи согласно договору обычно берет на себя обязанность по осуществлению за свой счет рекламы и мер по продвижению товаров и услуг. Иногда франчайзи обязуется израсходовать определенную сумму денег для обеспечения постоянного спроса на товары и услуги франчайзера. В зависимости от условий договора эта сумма может делиться между местными, национальными и международными объктами франчайзинговой сети.

 

5. Обязанности франчайзера

В обязанности франчайзера входят следующие функции:

* Передача франчайзи  прав на использование «делового  комплекса»

Это основная обязанность франчайзера, который при передаче франчайзи  исключительного права обязуется:

• не осуществлять деятельность, аналогичную  деятельности франчайзи, на территории, которая закрепляется за франчайзи по договору;

• не заключать договоров франчайзинга с иными лицами, осуществляющими аналогичную деятельность на данной территории;

• возмещать убытки франчайзи, связанные  с его ответственностью перед потребителями, например по гарантийному обслуживанию и ремонту;

• передавать всю необходимую дополнительную информацию по поддержанию конкурентоспособности «делового комплекса», его дальнейшему развитию и совершенствованию;

• предоставлять консультационные и маркетинговые услуги;

• поставлять необходимые  для эксплуатации «делового комплекса» сырье и материалы.

* Обучение  франчайзи

Обучение, осуществляемое франчайзером в отношении франчайзи, включает в себя следующие виды:

• обучение технологии производства товара либо предоставления услуг (например, при производстве продукции общественного питания франчайзер обучает персонал франчайзи способам приготовления продукции, а также ее реализации потребителям);

• обучение ремонту товара, а также  наблюдение за тем, чтобы у франчайзи  всегда имелись в наличии запасные детали и оборудование для диагностики и обслуживания (для франчайзинга, связанного с продажей товаров длительного пользования, важно, чтобы франчайзи всегда мог осуществлять их ремонт и сервисное обслуживание);

• обучение маркетингу, продаже и  рекламной технике в отношении своей продукции;

• обучение методам учета  и ведения предпринимательской  деятельности, т.е. франчайзер обучает франчайзи тому, как вести бухучет, учет продаж в кредит, кадровый учет, налоговый учет, осуществление инвентаризации, а также другим финансовым и управленческим навыкам, необходимым для успешного ведения предпринимательской деятельности.

Договор франчайзинга обычно предусматривает, что расходы, связанные с обучением на предприятиях франчайзи, несет франчайзи. В состав таких расходов включаются гонорары специалистов, транспортные расходы, оплата проживания и питания приглашенных специалистов. Расходы по обучению работников франчайзи на предприятиях франчайзера несет франчайзер - частично либо полностью.

Информация о работе Франчайзинг в России