Деловая стратегия в карьере русского менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

Деловая карьера профессионального менеджера в российских реалиях – это гремучая смесь из стратегического планирования, профессиональных знаний и многоуровневых «офисных интриг». Профессиональная карьера успешного менеджера должна базироваться на нескольких «китах»:
высокие профессиональные знания;
глубокое знание искусства манипуляции;
глобальное стратегическое планирование – это наиболее важная составляющая часть, от которой зависит деловая карьера. Необходимо обозначить цели и этапы профессиональной карьеры; нужно просчитать каждый ближайший шаг и продумать, как от одной стадии профессиональной карьеры переходить к следующей; чтобы деловая жизнь была правильно распланирована, необходимо обладать навыком глобального мышления.1

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ 6
1.1 Определение, цели и задачи деловой карьеры 7
1.2 Классификация видов деловой карьеры 10
1.3 Этапы и модели деловой карьеры 12
2. ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДОЛЖНОСТНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ 16
2.1 Личностно-деловые качества и ценностные ориентации менеджеров 16
2.2 Концепции жизненных стратегий и внешняя мотивация 19
2.3 Основные составляющие самоменеджмента 20
3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ 23
3.1 Планирование и управление карьерой 23
3.2 Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Деловая стратегия в карьере русского менеджера.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Деловая стратегия  в карьере русского менеджера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Реформирование основных сфер нашего общества, становление рыночной экономики вызвало широкую популярность и актуальность темы деловой карьеры в среде менеджеров, как важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата в трудовых коллективах, повышения производительности труда в организации, а так же ее конкурентоспособности.

Деловая карьера  российского менеджера складывается из многих составляющих, как, впрочем, и любая карьера во всем мире. Однако российский бизнес имеет свою, особую, специфику. Поэтому и профессиональная карьера в отечественных компаниях, заметно отличается от пути к вершине в зарубежных корпорациях.

Деловая карьера профессионального менеджера в российских реалиях – это гремучая смесь из стратегического планирования, профессиональных знаний и многоуровневых «офисных интриг». Профессиональная карьера успешного менеджера должна базироваться на нескольких «китах»:

  • высокие профессиональные знания;
  • глубокое знание искусства манипуляции;
  • глобальное стратегическое планирование – это наиболее важная составляющая часть, от которой зависит деловая карьера. Необходимо обозначить цели и этапы профессиональной карьеры; нужно просчитать каждый ближайший шаг и продумать, как от одной стадии профессиональной карьеры переходить к следующей; чтобы деловая жизнь была правильно распланирована, необходимо обладать навыком глобального мышления.1

В данной работе изложены основные теоретические вопросы  построения деловой карьеры. Подробно рассмотрены понятие карьеры и ее классификации, законы управленческого развития и должностного продвижения, планирования карьеры работников и системы служебно-профессионального продвижения.

         Управление деловой карьерой как предмет исследования представляет особый интерес для менеджеров, потому что планирование и контроль деловой карьеры является одной из важнейших задач управления персоналом. Карьера – предмет заинтересованности любого работника, которые надеются на практическую помощь своих руководителей в решении этого вопроса. Менеджеры всех уровней должны проявлять особое внимание к прогнозированию использования персонала в будущем и заранее планировать подготовку кадров, с целью своевременного представления кандидатов на вакантные места.

Предмет исследования – деловая карьера.

Объект  исследования – личностно-деловые качества и ценностные ориентации менеджеров.

В этой связи  целью курсовой работы является изучение и обобщение теоретических положений по теории управления и управлению деловой карьерой менеджера.

Для достижения указанной цели в работе предполагается решение следующих задач:

  1. выявить сущностные характеристики понятия «деловая карьера»;
  2. выявление факторов, значимых в управлении деловой карьерой, перспективах служебного роста и возможности повышения квалификации;
  3. освещение преимуществ, которые может дать планирование карьеры и ротация кадров, как мотивирующего фактора в трудовой деятельности.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по теории управления, управления персоналом и управления деловой карьерой.

Методическая  база включает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные, методические пособия, периодические издания и сеть Интернет. Среди них можно выделить: Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. «Управление персоналом организации»; Тебекин А.В. «Управление персоналом»; Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. «Управление деловой карьерой»; М.Ю. Коноваленко «Моделирование деловой карьеры».

Курсовая работа состоит  из введения, трех взаимосвязанных  разделов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ

1.1 Определение, цели и задачи деловой карьеры

Большое внимание проблемам карьеры уделяется  в современных периодических изданиях, посвященных вопросам управления человеческими ресурсами. Интерес к карьере не случаен, потому что карьера – это достаточно сильный мотивирующий фактор, так как большинство молодых талантливых сотрудников покидают те или иные организации не столько из-за недостаточного уровня оплаты труда, сколько из-за невозможности быстрого карьерного роста.

В специальной  и учебной литературе деловая  карьера понимается по-разному. Слово «карьера» произошло от итальянского «сarriera», что в переводе на русский язык означает: «бег, жизненный путь, поприще».

Понимание карьеры  существует в широком и узком смысле. В широком понимании карьера – это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством). В узком понимании карьера – должностное продвижение, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Карьера в данном случае – это сознательно выбранный и реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремления к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение служащего в соответствии с уровнем его квалификации.2

Наиболее часто  встречающееся определение понятия  связано с продвижением: «деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой – либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.» Карьера – это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере как роде занятий, деятельности. Например, карьера менеджера, спортивная карьера, и т. д.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Таким образом, карьера – это движение вперед, продвижение по карьерной лестнице, сопровождаемое увеличением профессиональных обязанностей, расширением полномочий, ростом ответственности и увеличением дохода, ведущее к повышению ценности работника как внутри конкретной организации, так и на рынке труда в целом.3

Цели карьеры состоят в следующем:

  • получить работу или должность, которые соответствуют самооценке и доставляют моральное удовлетворение;
  • получить работу или должность, в определенной мере соответствующие самооценке, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать активный отдых;
  • получить работу или должность, которые активизируют потенциал работника и развивают его;
  • получить работу или должность, которые носят творческий характер;
  • получить работу или должность, которые позволяют достичь определенной степени независимости;
  • получить работу или должность, хорошо оплачиваемые или позволяющие одновременно получать большие побочные доходы;
  • получить работу или должность, которые позволяют продолжать активное обучение;
  • получить работу или должность, позволяющие заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам человек, растет его квалификация и т.д., поэтому формирование целей карьеры – это процесс постоянный.4

В процессе продвижения по карьерной лестнице выполняются следующие задачи:

  • достижение взаимосвязи целеполагания организации и отдельного сотрудника;
  • обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей;
  • обеспечение открытости процесса управления карьерой;
  • устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
  • повышение качества процесса планирования карьеры;
  • формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
  • изучение карьерного потенциала сотрудников;
  • обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
  • определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации5.

1.2 Классификация видов деловой карьеры

 

Существуют  различные виды карьеры и соответственно разные подходы к их классификации. Различают следующие классификации: по возможности осуществления, времени осуществления и характеру карьерной стратегии. Так, по возможности осуществления различают потенциальную и реальную карьеру; по времени осуществления – нормальную, скоростную, десантную и медленную; по характеру карьерной стратегии – типичную, устойчивую и прерывную.

Однако наиболее часто в кадровом менеджменте  выделяют два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную6.

Профессиональная  карьера (межорганизационная) характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности, работая в разных организациях, проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.  Профессиональная карьера выполняет следующие функции:

  • структурирует трудовой и жизненный опыт работника, благодаря чему трудовая биография приобретает вид развития, упорядоченного ступенями карьеры;
  • обеспечивает человеку материальное благополучие;
  • удовлетворяет потребности в самореализации, уважении, самоуважении, в успехе и власти;
  • показывает конкурентоспособность человека на рынке труда7.

Профессиональная карьера  может быть специализированной и неспециализированной.

Специализированная  карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.

Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же8.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации и обычно реализуется в четырех основных направлениях:

  1. вертикальное – именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как это понимается как подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
  2. горизонтальное – перемещение в другую функциональную область деятельности или расширение, или усложнение задач на прежней ступени;
  3. центростремительное – данное направление предусматривает движение к ядру, руководству организации;
  4. ступенчатое – совмещает в себе элементы горизонтального и вертикального направлений.

В процессе реализации карьеры  важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.9

1.3 Этапы и модели деловой карьеры

 

Встречаясь с новым  сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное – специфику индивидуальной мотивации. Деловая карьера включает в себя следующие этапы:

Предварительный этап. Включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Информация о работе Деловая стратегия в карьере русского менеджера