Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с оценкой деловых качеств менеджера.
Объект исследования - ООО «Продмаркетплюс».
Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) проанализировать развитие подходов к деловым качествам менеджера;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………….……..3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, РАСКРЫВАЮЩИЕ СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА……………………………………………..…………5 1.1 Сущность деловых качеств менеджера…………..………………..……........5
1.2 Подход к анализу и оценке деловых качеств менеджера ….………….…...8
1.3 Развитие подходов и взглядов на деловые качества менеджера в современных условиях……………………………………………………………11
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ООО «Продмаркетплюс»…………………………………………………………….…16
2.1 Характеристика деятельности ООО «Продмаркетплюс»………….………16
2.2 Анализ деловых качеств менеджеров в ООО «Продмаркетплюс»………..17
РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ ООО «Продмаркетплюс»………………..….…...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………
Учреждение образования
«ЧАСТНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему
«Деловые качества менеджера»
По дисциплине: Менеджмент
Выполена:
Факультет: Экономический
Специальность: ЭиУПР
Курс: 3
Группа:
Руководитель работы:
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, РАСКРЫВАЮЩИЕ СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА……………………………………………..……
1.2 Подход к анализу и оценке деловых качеств менеджера ….………….…...8
1.3 Развитие подходов и взглядов на деловые качества менеджера в современных условиях…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ООО «Продмаркетплюс»……………………………………
2.1 Характеристика деятельности ООО «Продмаркетплюс»………….………16
2.2 Анализ деловых качеств менеджеров в ООО «Продмаркетплюс»………..17
РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ ООО «Продмаркетплюс»………………..….…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….......2
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия или организации является получение прибыли. Эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от деловых и профессиональных качеств управленцев этого предприятия. Любой процесс, хозяйственный, экономический, финансовый, маркетинговый и т.д. подразумевает управление им. Процесс хозяйственной деятельности является сложным и многосторонним процессом, именно поэтому, возникает потребность в менеджерах высокого уровня.
Чтобы стать хорошим менеджером высокого ранга, нужно, как правило, пройти хорошую теоретическую подготовку и несколько ступеней должностной лестницы. Сильный управленец творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ними, то свои контраргументы тщательно обосновывает. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы имеет очень важное значение. Менеджеру предоставлено право, решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от деловых качеств менеджера.
От того, насколько эффективно менеджер предприятия выполняет свою работу, зависит многое, в том числе и финансовое состояние самого предприятия и его персонала. Умение руководить, подразделением, отделом, управлением, департаментом, или же, всем предприятием – главное качество менеджера. Именно поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с оценкой деловых качеств менеджера.
Объект исследования - ООО «Продмаркетплюс».
Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) проанализировать развитие подходов к деловым качествам менеджера;
2) рассмотреть зависимость профессионального успеха от деловых качеств менеджера;
3) исследовать и проанализировать деловые качества менеджеров в ООО «Продмаркетплюс»; Работа состоит из трех разделов, в первом раскрываются теоретические аспекты исследования деловых качеств менеджера, она состоит из четырех пунктов, во второй главе показаны исследования деловых качеств менеджера в исследуемом предприятии, она состоит из двух пунктов, в третьем разделе даны рекомендации по совершенствованию деловых качеств менеджеров.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, РАСКРЫВАЮЩИЕ СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА
1.1 Сущность деловых качеств менеджера
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.[1]
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными из них являются:
- избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;
- самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и
действиях других людей и своих поступках;
- контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
- способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
- способность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;
- способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.[2]
Помимо этого, можно отметить и такие организаторские качества как:
- целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
- гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
- работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
- настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
- самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
- дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
- инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества, включая:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
- субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
- служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.
- дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Кроме того, важное значение имеют и мотивационно-волевые качества менеджера:
- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
- добросовестность (внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
- свобода (самоопределение, открытость);
- компетентность (разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).[3]
Также следует отметить и предпринимательские качества менеджера, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
1.2 Подход к анализу и оценке деловых качеств менеджера
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.[4]
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
- объективно — вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;
- надежно — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
- достоверно в отношении деятельности — оцениваться должен реальный уровень владения навыками — насколько успешно человек справляется со своим делом;
- с возможностью прогноза — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
- комплексно — оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности). Проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию[5].
Рассмотрим наиболее популярные методы оценки персонала. Среди них можно выделить следующие: