Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа
В течение ХХ века, по мере роста экономики и повышения индустриализации, управленческая деятельность стала массовой. В связи с этим потребовалось сформулировать некие универсальные знания о том, что такое управление, а на основе их создать некую подлежащую трансляции технологию. Так возник менеджмент, который в процессе своего развития стал разделяться по более узкие функциональные направления, одним из которых стало управление персоналом. Со временем и этот вид управленческой деятельности претерпел ряд изменений, связанных с развитием производственных отношений. К 1970-м годам появился термин «управление человеческими ресурсами».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Основные подходы к определению понятия «управление персоналом»
1.2 Основные подходы к определению понятия «Управление Человеческими Ресурсами»
1.3 Соотношение понятий «Управление Человеческими Ресурсами» и «Управление Персоналом»
2. Сравнительный анализ управленческих инструментов, применяемых в процессе «управления человеческими ресурсами» и «управления персоналом»
2.1 Сравнительный анализ целей «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
2.2 Сравнительный анализ субъектов «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
2.3 Сравнительный анализ методов «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
3. Человек как объект управления
3.1 Антропологический кризис в современной системе управления
3.2 «Управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» в период кризиса 2008—н.в.
3.3. Альтернативная модель «Управления Человеческими Ресурсами»
Список литературы
Анализ современных моделей
управления персоналом и управления
человеческими ресурсами
Первому периоду, пришедшемуся на 00—30 гг. ХХ века, соответствует концепция Научной организации труда, авторами которой стали «основатель менеджмента» Ф.У. Тейлор, А.Файоль и Г.Форд. В данной концепции, ставшей классикой менеджмента вообще и управления персоналом в частности, человек рассматривается как придаток станка, вспомогательный элемент производства. Труд в то время был преимущественно физическим, а значит — большинство рабочих были взаимозаменяемы. Умственный труд являлся прерогативой ограниченного числа квалифицированных инженеров. Роль рабочих в управленческом процессе отсутствовала, поскольку, по представлениям классиков менеджмента, «рабочий ленив, не имеет целей, не может понять сложную организацию современного производства и рационально организовать свой труд»59. Мотивация сводилась к материальным стимулам, держалась на страхе потерять работу.
Вторым этапом принято считать период, связанный с деятельностью «Школы человеческих отношений», возникшей также в первой половине ХХ века. Эта школа, в отличие от тейлоризма, стала рассматривать человека не как машину. В основу этого подхода лег принцип важности социально-психологического климата в коллективе, который служит важнейшим фактором мотивации.
Следующий этап, связан с последствиями Великой депрессии в США 30-х годов ХХ века, а именно с развитием представлений об «экономическом человеке». Начинается рассмотрение человека как потребителя, строится «потребительское общество». Массовое производство повышает доступность товаров. Главный инструмент мотивации — повышение доходов работников и, как следствие, рост их благосостояния.
Четвертый этап, протекающий в 1940—70 гг. ХХ века, во многом вызван II мировой войной и развитием военных технологий, которые впоследствии были применены в сфере управленческого консалтинга. Появление кибернетической теории управления, развитие математического моделирования и системного анализа способствовало оформлению процесса принятия решений и роли человека в нем. Все это дало толчок построению больших человеко-машинных систем.
Пятый этап приходится на 1940—70 гг. ХХ века и связан с внедрением в Японии производственной системы Тойоты. Здесь человек — субъект оптимизации деятельности, автор локальных улучшений. Создаются «кружки качества». Человек теперь не просто исполнитель у станка, а соавтор. Сотрудник любого уровня — лидер. Впервые на передний план выходит ключевая способность человека — способность к мышлению.
Последний этап, начавший в 80-х гг. прошлого века и протекающий по сей день, определяется ключевым словом — «инновации». Человек теперь основной субъект развития. Основная компетенцией сотрудника становится креативность.
Таблица 9.
Пять этапов управленческой мысли в ответе на вопрос: что такое человек, как объект управления
Доктрина, период |
Авторы |
Объекты |
Средства управления |
Представления о человеке, о мотивации, о движущих силах индустриального развития |
Научная организация труда 00-30 гг. XX в. |
Ф.У. Тейлор, Анри Файоль, Генри Форд |
Промышленное производство, администрирование. |
Изучение работы, ее нормировка и оптимизация, стандартизация и контроль исполнения, обучение рабочих, выделение планирования в отдельную функцию, иерархическая вертикальная структура администрирования, концентрация административных полномочий. |
«К людям, как и к машинам, можно относиться стандартизованным образом»21. Рабочий ленив, не имеет целей, не может понять сложную организацию современного производства и рационально организовать свой труд22. Человек-машина, человек — психофизиологическое существо. |
Доктрина человеческих отношений (партиципационные методы). Первая половина XX в. |
М.П.Фолетт, Элтон Мэйо, Ф. Ротлисбер-гер. |
Промышленное производство, отношения формальных, неформальных групп и руководства. |
Исследование групповых отношений, вовлечение неформальных групп рабочих в обсуждение условий труда и управление, развитие у них чувства совместной ответственности, анализ требований и интересов сторон. |
«Человек — уникальное социальное животное, могущее достичь полной «свободы», лишь полностью растворившись в группе», стремится «к способу существования в социальной связи с другими людьми и как часть этого — к экономической функции, которая нужна группе и ценится ею»24. На предприятии существуют социальные группы со своими «нормами и целями». Групповые ценности –наиболее важный фактор. Последствия индустриализации — «социальная дезорганизация», «несчастные индивидуумы». Конфликт человека и организации: жесткая иерархия подчиненности не совместима с природой человека. Решение проблемы человека — дело бизнесменов. Недостаточно стимулировать индивидуальные усилия рабочих. Необходимо стимулировать социальные группы с учетом их психологических и социальных особенностей. «Просвещение служащих», договорённости администрации с неформальными группами, «паритетное управление» (вовлечение в управление). |
Теории рынков, монетаризм. 1910-1960 гг. |
А.Н. Уайтхед, Й.А. Шумпетер, Д.М. Кейнс, Н.Д.Кондратьев |
Экономические циклы. Формирование потребителя, спроса, рынка, образа жизни. |
Маркетинг, создание торговых сетей, брендов, мерчендайзинг, монетизация социальных услуг, гуманитарные технологии, культурная политика. |
«Прелесть экономического человека в том, что мы знаем, чего он хочет»25. Экономический
человек –«рациональное животное,
стремящееся максимизировать Экономический
человек переходит к продаже
своего рабочего времени. Его можно
заставить избыточно Источник предпринимательской прибыли — мышление. Экономическая выгода Создание общества потребления, стимулирующего труд Массовая культура обеспечивает массовое потребление Социальное государство, основанное на «экономическом человеке» |
Методы исследования операций. 1940-1950-е гг. |
П.М.С. Блэкетт, Л.В. Канторович и др. |
Большие технические и человекомашин-ные системы, управление запасами, распределение ограниченны. ресурсов, массовое обслуживание, логистика, состязание и т.д. |
Системное рассмотрение явления, построение его математической модели, анализ модели и поиск решения, проверка адекватности модели и решения явлению, корректировка модели и решения, применение решения. |
Человек испытывает затруднения в принятии решений с учетом более 10 переменных или более 20 факторов. Человеческое повеление — система целеустремленных действий. Субъект исследования операции — сложного процесса с ясно выраженной целью — группа, владеющая методами точных наук и свободная от одностороннего подхода, свойственного любой отдельной научной дисциплине и владеющему ей человеку. Технологизация простейшего мышления. Стремление к цели, прогресс, приближение к идеалу, переход к новым все более увлекательным проблемам. Технологизация анализа и планирования производства, логистики, массового потребления. |
Производственная система Тойоты и других корпораций. 1940-1970-е гг. |
Таити Оно, Сигео Синго. |
Производство, управление производством. |
Организация рабочего места, поставка материалов «точно вовремя» и в нужное место, полное исключение потерь, исключение работ, не создающих добавленную стоимость, немедленное решение любой проблемы; потребитель должен получить то, что ему нужно, в удобное для него время. |
Рабочий и управляющий смыкаются в одном лице. Человек — субъект оптимизации деятельности, автор локальных улучшений. Человек — лидер, знающих работу и философию компании, подающих пример. Исключительных результатов позволяют достичь многофункциональные команды. Долгосрочные ценности и идеалы. Ценности компании. Условия для обучения и развития. Супертехнологизация производства за счет «склейки» на одних и тех же людях процессов производства, его анализа, разработки и реализации проектов оптимизации, планирования производства. Локальные оптимизирующие инновации. |
Мультиа-гентские системы, субъекты развития. 1980-е –наши дни. |
Инновации, инновацион-ные системы, управление инновациями, управление развитием. |
Создание инновационных инфраструктур и инновационной среды, развитие городской среды, создание механизмов интеллектуальной собственности, формирование якорных заказов на инновации, создание инновационных систем корпораций, развитие инженерно-управленческого образования. |
Человек — субъект развития. Субъектами развития являются группы 20-200 человек, умеющие решать проблемы, разрабатывать и реализовывать проекты. Субъекты развития — мультиагентские сети. Коммуникация и кооперация — базовые квалификации. Развитие. Реализация ценностей и принципов. Коллективная реализация проектов, соответствующих ценностям. Инновации. Технологические инновации. |
1
http://ru.wikipedia.org/wiki/
2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%
3 Там же
4 http://ru.wikipedia.org/wiki/
5 http://www.alzin.ru/files/rab-
6 http://ru.wikipedia.org/wiki/
33. Словарь терминов Всемирного банка
// http://www.worldbank.org/
7
8 Цитируется по советскому изданию 1940 года, однако стоит учитывать тот факт, что У. Петти жил и работал в XVII веке.
9
Словарь терминов Всемирного банка // http://www.worldbank.org/
10 Васнев В.А. Статистика: Учебное пособие.— М.: изд-во МГУП, 2001.
11 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации.—М.: ИНФРА - М, 2005.
12 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.
13 Мигуренко Р.А. Современные проблемы управления человеческими ресурсами.— Томск.: ТПУ, 2009
14 Драфт Р.Л. Менеджмент / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского.— СПб.: Питер, 2001.
15 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.
16 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.
17 Там же.
18 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами организации.— СПб.: Питер, 2004.
19 Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие.— М.: Эксмо, 2009.
20 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.
21 Там же
22 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.
23 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами организации.— СПб.: Питер, 2004.
24 Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами.— М.: Юнити, 2003
25 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.
26 Там же
27 Там же
28 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами организации.— СПб.: Питер, 2004.
29 Там же
30 Григорьев О.В. Что такое neoconomica. Разделение труда.— М.: Курс лекций совместная программа Московской высшей школы социальных и экономических наук, Открытого университета «Сколково» и НИЦ «Неокономика», 2012.
31 http://worldcrisis.ru/crisis/
32
Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал
в контексте процессов разделения труда
// Материалы стенограммы лекций. 26 ноября
2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
33
Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал
в контексте процессов разделения труда
// Материалы стенограммы лекций. 26 ноября
2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
34
Щедровицкий П.Г. Цикл лекций «Повестка
дня 2010-х»// Материалы стенограммы лекций
«Иркутские чтения 2011», 4-9 сентября 2011,
Иркутск. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
35
Щедровицкий П.Г. Чего можно хотеть в мире
конкуренции систем разделения труда
// Материалы стенограммы лекций «Иркутские
чтения 2012», 12 сентября 2012, Иркутск. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
36
Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный
управленец формирует картину мира // Материалы
стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва,
МИСИС // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
37
Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный
управленец формирует картину мира // Материалы
стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва,
МИСИС // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
38
Щедровицкий П.Г. Цикл лекций «Повестка
дня 2010-х»// Материалы стенограммы лекций
«Иркутские чтения 2011», 4-9 сентября 2011,
Иркутск. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
39 Зайцева Т.В. Система управления человеческими ресурсами.— М.: Издательство Московского университета, 2012.
40
Трудовой кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/
41 Зайцева Т.В. Система управления человеческими ресурсами.— М.: Издательство Московского университета, 2012.
42
Сонин К.И. Интервью радиостанции «Финам
ФМ», 11 апреля 2013 г., http://finam.fm/archive-view/
43
Гурвич Е.Т. Нефтегазовая рента в российской
экономике // Вопросы экономики №11, 2010
// http://www.eeg.ru/files/
44 Ставка НДФЛ — 13%, взносы в социальные фонды: ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФОМС — 5,1%
45 http://www.newsru.com/finance/
46 http://www.vedomosti.ru/
47 Зайцева Т.В. Система управления человеческими ресурсами.— М.: Издательство Московского университета, 2012.
48 http://www.gks.ru/free_doc/
49 http://www.gks.ru/wps/wcm/
50 http://obrnadzor.gov.ru/ru/
51
Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал
в контексте процессов разделения труда
// Материалы стенограммы лекций. 26 ноября
2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
52 Архипов А.И. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова.— М.: Издательство Проспект, 2008.
53
Хазин М.Л. Интервью порталу «Sibnovosti.ru»
08 февраля 2012 г. http://www.youtube.com/watch?
54 Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный управленец формирует картину мира // Материалы стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва, МИСИС
55 Там эе
56 http://www.dynacon.ru/content/
57
Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал
в контексте процессов разделения труда
// Материалы стенограммы лекций. 26 ноября
2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/
58 Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный управленец формирует картину мира // Материалы стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва, МИСИС
59 Гвишиани Д.М. Организация и управление.— М.: Изд — во МГТУ им. Баумана, 2008.