Человек как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

В течение ХХ века, по мере роста экономики и повышения индустриализации, управленческая деятельность стала массовой. В связи с этим потребовалось сформулировать некие универсальные знания о том, что такое управление, а на основе их создать некую подлежащую трансляции технологию. Так возник менеджмент, который в процессе своего развития стал разделяться по более узкие функциональные направления, одним из которых стало управление персоналом. Со временем и этот вид управленческой деятельности претерпел ряд изменений, связанных с развитием производственных отношений. К 1970-м годам появился термин «управление человеческими ресурсами».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Основные подходы к определению понятия «управление персоналом»
1.2 Основные подходы к определению понятия «Управление Человеческими Ресурсами»
1.3 Соотношение понятий «Управление Человеческими Ресурсами» и «Управление Персоналом»
2. Сравнительный анализ управленческих инструментов, применяемых в процессе «управления человеческими ресурсами» и «управления персоналом»
2.1 Сравнительный анализ целей «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
2.2 Сравнительный анализ субъектов «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
2.3 Сравнительный анализ методов «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
3. Человек как объект управления
3.1 Антропологический кризис в современной системе управления
3.2 «Управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» в период кризиса 2008—н.в.
3.3. Альтернативная модель «Управления Человеческими Ресурсами»
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

 

 

Приложение № 1

« Пять этапов управленческой мысли в ответе на вопрос: что такое человек, как объект управления»

Анализ современных моделей  управления персоналом и управления человеческими ресурсами представлен  в работе П.Г. Щедровицкого «PUZZLES: Как  современный управленец формирует  картину мира»58.

Первому периоду, пришедшемуся на 00—30 гг. ХХ века, соответствует концепция Научной организации труда, авторами которой стали «основатель менеджмента» Ф.У. Тейлор, А.Файоль и Г.Форд. В данной концепции, ставшей классикой менеджмента вообще и управления персоналом в частности, человек рассматривается как придаток станка, вспомогательный элемент производства. Труд в то время был преимущественно физическим, а значит — большинство рабочих были взаимозаменяемы. Умственный труд являлся прерогативой ограниченного числа квалифицированных инженеров. Роль рабочих в управленческом процессе отсутствовала, поскольку, по представлениям классиков менеджмента, «рабочий ленив, не имеет целей, не может понять сложную организацию современного производства и рационально организовать свой труд»59. Мотивация сводилась к материальным стимулам, держалась на страхе потерять работу.

Вторым этапом принято считать  период, связанный с деятельностью  «Школы человеческих отношений», возникшей также в первой половине ХХ века. Эта школа, в отличие от тейлоризма, стала рассматривать человека не как машину. В основу этого подхода лег принцип важности социально-психологического климата в коллективе, который служит важнейшим фактором мотивации.

Следующий этап, связан с последствиями  Великой депрессии в США 30-х  годов ХХ века, а именно с развитием представлений об «экономическом человеке». Начинается рассмотрение человека как потребителя, строится «потребительское общество». Массовое производство повышает доступность товаров. Главный инструмент мотивации — повышение доходов работников и, как следствие, рост их благосостояния.

Четвертый этап, протекающий в 1940—70 гг. ХХ века, во многом вызван II мировой войной и развитием военных технологий, которые впоследствии были применены в сфере управленческого консалтинга. Появление кибернетической теории управления, развитие математического моделирования и системного анализа способствовало оформлению процесса принятия решений и роли человека в нем. Все это дало толчок построению больших человеко-машинных систем.

Пятый этап приходится на 1940—70 гг. ХХ века и связан с внедрением в Японии производственной системы Тойоты. Здесь человек — субъект оптимизации деятельности, автор локальных улучшений. Создаются «кружки качества». Человек теперь не просто исполнитель у станка, а соавтор. Сотрудник любого уровня — лидер. Впервые на передний план выходит ключевая способность человека — способность к мышлению.

Последний этап, начавший в 80-х гг. прошлого века и протекающий по сей  день, определяется ключевым словом —  «инновации». Человек теперь основной субъект развития. Основная компетенцией сотрудника становится креативность.

 

 

Таблица 9.

Пять этапов управленческой мысли  в ответе на вопрос: что такое  человек, как объект управления

Доктрина, период

Авторы

Объекты

Средства управления

Представления о человеке, о мотивации, о движущих силах индустриального развития

Научная организация  труда

00-30 гг. XX в.

Ф.У. Тейлор,

Анри Файоль,

Генри Форд

Промышленное  производство, администрирование.

Изучение работы, ее нормировка и оптимизация, стандартизация и контроль исполнения, обучение рабочих, выделение планирования в отдельную функцию, иерархическая вертикальная структура администрирования, концентрация административных полномочий.

«К людям, как и к  машинам, можно относиться стандартизованным  образом»21.

Рабочий ленив, не имеет целей, не может понять сложную организацию современного производства и рационально организовать свой труд22.

Человек-машина, человек — психофизиологическое существо.

Доктрина человеческих отношений (партиципационные методы).

Первая половина XX в.

М.П.Фолетт, Элтон  Мэйо, Ф. Ротлисбер-гер.

Промышленное  производство, отношения формальных, неформальных групп и руководства.

Исследование  групповых отношений, вовлечение неформальных групп рабочих в обсуждение условий  труда и управление, развитие у них чувства совместной ответственности, анализ требований и интересов сторон.

«Человек — уникальное социальное животное, могущее достичь полной «свободы», лишь полностью растворившись в группе», стремится «к способу существования в социальной связи с другими людьми и как часть этого — к экономической функции, которая нужна группе и ценится ею»24.

На предприятии существуют социальные группы со своими «нормами и целями». Групповые ценности –наиболее важный фактор.

Последствия индустриализации — «социальная дезорганизация», «несчастные индивидуумы».

Конфликт человека и  организации: жесткая иерархия подчиненности  не совместима с природой человека.

Решение проблемы человека — дело бизнесменов.

Недостаточно стимулировать  индивидуальные усилия рабочих.

Необходимо стимулировать социальные группы с учетом их психологических и социальных особенностей.

«Просвещение служащих», договорённости администрации с неформальными группами, «паритетное управление» (вовлечение в управление).

Теории рынков, монетаризм.

1910-1960 гг.

А.Н. Уайтхед, Й.А. Шумпетер, Д.М. Кейнс, Н.Д.Кондратьев

Экономические циклы. Формирование потребителя, спроса, рынка, образа жизни.

Маркетинг, создание торговых сетей, брендов, мерчендайзинг, монетизация социальных услуг, гуманитарные технологии, культурная политика.

«Прелесть экономического человека в том, что мы знаем, чего он хочет»25.

Экономический человек –«рациональное животное, стремящееся максимизировать свои экономические выгоды. Каждый индивидуум реагирует на экономические стимулы  как изолированный…»26.

Экономический человек переходит к продаже  своего рабочего времени. Его можно  заставить избыточно потреблять, а поэтому и избыточно работать.

Источник предпринимательской  прибыли — мышление.

Экономическая выгода

Создание общества потребления, стимулирующего труд

Массовая культура обеспечивает массовое потребление

Социальное государство, основанное на «экономическом человеке»

Методы исследования операций.

1940-1950-е гг.

П.М.С. Блэкетт,

Л.В. Канторович и др.

Большие технические  и человекомашин-ные системы, управление запасами, распределение ограниченны. ресурсов, массовое обслуживание, логистика, состязание и т.д.

Системное рассмотрение явления, построение его математической модели, анализ модели и поиск решения, проверка адекватности модели и решения явлению, корректировка модели и решения, применение решения.

Человек испытывает затруднения в принятии решений  с учетом более 10 переменных или  более 20 факторов.

Человеческое  повеление — система целеустремленных действий.

Субъект исследования операции — сложного процесса с ясно выраженной целью — группа, владеющая методами точных наук и свободная от одностороннего подхода, свойственного любой отдельной научной дисциплине и владеющему ей человеку.

Технологизация  простейшего мышления.

Стремление  к цели, прогресс, приближение к идеалу, переход к новым все более увлекательным проблемам.

Технологизация  анализа и планирования производства, логистики, массового потребления.

Производственная  система Тойоты и других корпораций.

1940-1970-е гг.

Таити Оно,

Сигео Синго.

Производство, управление производством.

Организация рабочего места, поставка материалов «точно вовремя» и в нужное место, полное исключение потерь, исключение работ, не создающих  добавленную стоимость, немедленное  решение любой проблемы; потребитель должен получить то, что ему нужно, в удобное для него время.

Рабочий и управляющий  смыкаются в одном лице.

Человек — субъект оптимизации деятельности, автор локальных улучшений.

Человек — лидер, знающих работу и философию компании, подающих пример.

Исключительных  результатов позволяют достичь  многофункциональные команды.

Долгосрочные  ценности и идеалы. Ценности компании. Условия для обучения и развития.

Супертехнологизация производства за счет «склейки» на одних и тех же людях процессов  производства, его анализа, разработки и реализации проектов оптимизации, планирования производства.

Локальные оптимизирующие инновации.

Мультиа-гентские системы, субъекты развития.

1980-е –наши  дни.

 

Инновации, инновацион-ные  системы, управление инновациями, управление развитием.

Создание инновационных  инфраструктур и инновационной  среды, развитие городской среды, создание механизмов интеллектуальной собственности, формирование якорных заказов на инновации, создание инновационных  систем корпораций, развитие инженерно-управленческого образования.

Человек — субъект развития.

Субъектами  развития являются группы 20-200 человек, умеющие решать проблемы, разрабатывать  и реализовывать проекты.

Субъекты развития — мультиагентские сети.

Коммуникация  и кооперация — базовые квалификации.

Развитие.

Реализация  ценностей и принципов.

Коллективная  реализация проектов, соответствующих  ценностям.

Инновации.

Технологические инновации.


 

Размещено на Allbest.ru

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Управление_персоналом

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F1%F3%F0%F1

3 Там же

4 http://ru.wikipedia.org/wiki/Природные_ресурсы

5 http://www.alzin.ru/files/rab-kurs.doc (08.03.2013)

6 http://ru.wikipedia.org/wiki/Использование_человеческих_ресурсов (05.03.2013).

33. Словарь терминов Всемирного банка // http://www.worldbank.org/depweb/beyond/mirross/glossary.html  (05.03.2013).

7

8 Цитируется по советскому изданию 1940 года, однако стоит учитывать тот факт, что У. Петти жил и работал в XVII веке.

9 Словарь терминов Всемирного банка // http://www.worldbank.org/depweb/beyond/mirross/glossary.html (05.03.2013).

10 Васнев В.А. Статистика: Учебное пособие.— М.: изд-во МГУП, 2001.

11 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации.—М.: ИНФРА - М, 2005.

12 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.

13 Мигуренко Р.А. Современные проблемы управления человеческими ресурсами.— Томск.: ТПУ, 2009

14 Драфт Р.Л. Менеджмент / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского.— СПб.: Питер, 2001.

15 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.

16 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.

17 Там же.

18 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами организации.— СПб.: Питер, 2004.

19 Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие.— М.: Эксмо, 2009.

20 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.

21 Там же

22 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.

23 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами организации.— СПб.: Питер, 2004.

24 Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами.— М.: Юнити, 2003

25 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.— М.: Аспект Прогресс, 2002.

26 Там же

27 Там же

28 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами организации.— СПб.: Питер, 2004.

29 Там же

30 Григорьев О.В. Что такое neoconomica. Разделение труда.— М.: Курс лекций совместная программа Московской высшей школы социальных и экономических наук, Открытого университета «Сколково» и НИЦ «Неокономика», 2012.

31 http://worldcrisis.ru/crisis/likbez (08.03.2013)

32 Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал в контексте процессов разделения труда // Материалы стенограммы лекций. 26 ноября 2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/chk%20msk.pdf (08.03.2013).

33 Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал в контексте процессов разделения труда // Материалы стенограммы лекций. 26 ноября 2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/chk%20msk.pdf (08.03.2013).

34 Щедровицкий П.Г. Цикл лекций «Повестка дня 2010-х»// Материалы стенограммы лекций «Иркутские чтения 2011», 4-9 сентября 2011, Иркутск. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/TCikl_lektcij_v_Irkutske_Povestka_dnya_2010-h.pdf (08.03.2013)

35 Щедровицкий П.Г. Чего можно хотеть в мире конкуренции систем разделения труда // Материалы стенограммы лекций «Иркутские чтения 2012», 12 сентября 2012, Иркутск. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/TCikl_lektcij_v_Irkutske_Povestka_dnya_2010-h.pdf (08.03.2013)

36 Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный управленец формирует картину мира // Материалы стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва, МИСИС // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/PUZZLES_Kak_sovr_upr-tc_formiruet_kartinu_mira.pdf  (08.03.2013).

37 Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный управленец формирует картину мира // Материалы стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва, МИСИС // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/PUZZLES_Kak_sovr_upr-tc_formiruet_kartinu_mira.pdf (08.03.2013).

38 Щедровицкий П.Г. Цикл лекций «Повестка дня 2010-х»// Материалы стенограммы лекций «Иркутские чтения 2011», 4-9 сентября 2011, Иркутск. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/TCikl_lektcij_v_Irkutske_Povestka_dnya_2010-h.pdf (08.03.2013)

39 Зайцева Т.В. Система управления человеческими ресурсами.— М.: Издательство Московского университета, 2012.

40 Трудовой кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_71.html#p5885 (08.03.2013)

41 Зайцева Т.В. Система управления человеческими ресурсами.— М.: Издательство Московского университета, 2012.

42 Сонин К.И. Интервью радиостанции «Финам ФМ», 11 апреля 2013 г., http://finam.fm/archive-view/7927/3/

43 Гурвич Е.Т. Нефтегазовая рента в российской экономике // Вопросы экономики №11, 2010 // http://www.eeg.ru/files/renta2010.pdf

44 Ставка НДФЛ — 13%, взносы в социальные фонды: ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФОМС — 5,1%

45 http://www.newsru.com/finance/04apr2013/zaniatost.html

46 http://www.vedomosti.ru/companies/print/2012/12/26/7633481

47 Зайцева Т.В. Система управления человеческими ресурсами.— М.: Издательство Московского университета, 2012.

48 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Materials/prez-dek.ppt (01.05.2013)

49 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/

50 http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=2823

51 Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал в контексте процессов разделения труда // Материалы стенограммы лекций. 26 ноября 2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/chk%20msk.pdf (08.03.2013).

52 Архипов А.И. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова.— М.: Издательство Проспект, 2008.

53 Хазин М.Л. Интервью порталу «Sibnovosti.ru» 08 февраля 2012 г. http://www.youtube.com/watch?v=MDm-iiWyS1o (01.05.2013)

54 Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный управленец формирует картину мира // Материалы стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва, МИСИС

55 Там эе

56 http://www.dynacon.ru/content/articles/975/ (01.05.2013)

57 Щедровицкий П.Г. Человеческий капитал в контексте процессов разделения труда // Материалы стенограммы лекций. 26 ноября 2012, Москва, РАНХиГС. // http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180/chk%20msk.pdf (08.03.2013).

58 Щедровицкий П.Г. PUZZLES: Как современный управленец формирует картину мира // Материалы стенограммы лекций. 2010-2011 гг., Москва, МИСИС

59 Гвишиани Д.М. Организация и управление.— М.: Изд — во МГТУ им. Баумана, 2008.


Информация о работе Человек как объект управления