Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа
В течение ХХ века, по мере роста экономики и повышения индустриализации, управленческая деятельность стала массовой. В связи с этим потребовалось сформулировать некие универсальные знания о том, что такое управление, а на основе их создать некую подлежащую трансляции технологию. Так возник менеджмент, который в процессе своего развития стал разделяться по более узкие функциональные направления, одним из которых стало управление персоналом. Со временем и этот вид управленческой деятельности претерпел ряд изменений, связанных с развитием производственных отношений. К 1970-м годам появился термин «управление человеческими ресурсами».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Основные подходы к определению понятия «управление персоналом»
1.2 Основные подходы к определению понятия «Управление Человеческими Ресурсами»
1.3 Соотношение понятий «Управление Человеческими Ресурсами» и «Управление Персоналом»
2. Сравнительный анализ управленческих инструментов, применяемых в процессе «управления человеческими ресурсами» и «управления персоналом»
2.1 Сравнительный анализ целей «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
2.2 Сравнительный анализ субъектов «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
2.3 Сравнительный анализ методов «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
3. Человек как объект управления
3.1 Антропологический кризис в современной системе управления
3.2 «Управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» в период кризиса 2008—н.в.
3.3. Альтернативная модель «Управления Человеческими Ресурсами»
Список литературы
В свою очередь «управление человеческими ресурсами» — понятие из области макроэкономики. Оно рассматривает управление «человеческими ресурсами», то есть трудовыми ресурсами определенной территории с учетом их человеческого капитала.
МИКРОЭКОНОМИКА |
МАКРОЭКОНОМИКА | |
|
| |
Объект управления |
|
|
Рисунок 1. Соотношение понятий УП и УЧР
Управление персоналом и управление человеческими ресурсами, как инструменты деятельности, имеют различия и сходства по целям, субъектам и методам деятельности.
управление персонал человеческий ресурс
2.1 Сравнительный анализ целей «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
Для того чтобы разобраться с целями управления персоналом и управления человеческими ресурсами, определимся с понятием «цель». Ниже приведены определения этого понятия:
Перейдем к рассмотрению целей управления персоналом.
Характеризуя цели УП, В.П. Пугачев разделяет их на две группы: организационные и личные. При этом он отмечает, что «организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом»20. В свою очередь под личными целями удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии со стороны сотрудников. И первая, и вторая группа целей способствует повышению эффективности организации, поскольку «управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации»21. Резюмируя, В.П. Пугачев пишет: «в общей форме можно сказать так: эффективность управления персоналом — это достижение организационных (применительно к коммерческим организациям — прибыльности и стабильности предприятия и его адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал) и индивидуальных (удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии) целей»22. Таким образом, целью управления персоналом является повышение эффективности организации.
Перейдем к рассмотрению целей УЧР.
Как пишет теоретик УЧР М. Армстронг: «Основная цель УЧР — это обеспечить достижение успеха данной организации с помощью людей»23. Другие теоретики УЧР Грэхем X.T. и Беннетт Р. описывают цель УЧР более подробно: «Цель HRM — обеспечить использование сотрудников компании, т.е. ее человеческие ресурсы таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений и навыков, а работники — максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда»24. По утверждению авторов, цели УЧР идентичны целям УП. В описании HRM внимание акцентируется на целях организации, также упоминаются цели по повышению личной удовлетворенности сотрудников.
Иначе обстоит дело с макроэкономическим понятием УЧР. Поскольку эта тема только начинает обсуждаться в литературе, и научное осмысление целей УЧР пока отсутствует, сослаться на авторитетные источники не представляется возможным. Тем не менее, очевидно, что цели управления человеческими ресурсами лежат не в повышения организационной эффективности, а в создании и усовершенствовании систем разделения труда, развития территорий, создания новых цепочек добавленной стоимости. С экономической точки зрения, цель управления человеческими ресурсами — это создание платежеспособного спроса, поскольку человек является не только производителем, но и потребителем, и лишь углубление разделения труда и вовлечение максимального количества людей в сложные системы кооперации способно повысить благосостояние населения.
2.2 Сравнительный анализ субъектов «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
Согласно точке зрения В.П. Пугачева «функции управления персоналом осуществляются его субъектами — должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью»25. Далее В.П. Пугачев конкретизирует: «Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней; службы персонала (отделы кадров); органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов; кружки качества, профсоюзы, женские организации, организации рационализаторов, ветеранов и т.п., действующие на предприятии»26. Отдельно упоминаются внешние по отношению к организации силы: «Государство и прежде всего те его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы; собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом»27.
Субъекты УЧР в организациях мало чем отличаются от субъектов управления персоналом. М. Армстронг, выделяя отличия между УП и УЧР, пишет, что «управление персоналом — это деятельность службы управления персоналом»28, а «управление человеческими ресурсами — это совместные усилия службы по управлению человеческими и всего руководящего звена организации»29. Вместе с тем, сопоставляя данное высказывание с точкой зрения В.П. Пугачева относительно субъектов УП, можно заметить, что субъекты УП и УЧР совпадают.
Вопрос о том, кто является субъектами управления человеческими ресурсами в макроэкономическом плане, представляется проблемным. Четкого ответа на него нет. Вместе с тем, этот вопрос является принципиальным для осмысления того, что такое управление человеческими ресурсами, где оно протекает и какие цели преследует. Для того чтобы разобраться в этом, рассмотрим УЧР по нескольким параметрам.
Следует выделить две площадки или рамки, где происходит управление человеческими ресурсами: территория и система разделения труда.
Под территорией может пониматься абсолютно любое крупное населенное пространство (район, город, регион, страна или объединение стран).
В трудах О.В. Григорьева30, М.Л. Хазина31, П.Г. Щедровицкого32 понятие «разделение труда» делится на естественное и технологическое. Первое вызвано природными особенностями какой-либо территории, второе — определяется развитием инструментов, операционализацией деятельности и специализацией занятых в ней людей. Кроме этого, вводятся следующие различения — вертикальное и горизонтальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда подразумевает деление процесса деятельности на операции, объединение множества видов деятельности в технологические цепочки, а также количество видов деятельности и профессий на территории. Вертикальное разделение труда предполагает работу по созданию новых видов деятельности и проектирование систем разделения труда. Таким образом, сама система разделения труда представляет собой закрепленную на некоторой территории систему кооперации деятельности в рамках общей технологической цепочки. О.В. Григорьев и П.Г. Щедровицкий считают, что «в основе экономического развития лежит процесс разделения труда и усложнение системы разделения труда. Этот процесс зависит как минимум от трех факторов:
В процессе разделения труда в рамках территории, уместно сказать, что человеческими ресурсами будут являться жители данной территории, а точнее количество трудовых ресурсов с учетом их человеческого капитала, аккумулированных на данной территории.
В территориальном УЧР субъект управления имеет дело с населением, проживающим на данной территории. В задачи данного субъекта может входить повышение численности населения (либо естественного, либо миграционного прироста), повышение их человеческого капитала, увеличение благосостояния, а также повышение привлекательности данной территории как инвестиционной площадки. Все эти задачи способны решать органы местной или государственной власти. Поэтому логично предположить, что они и должны стать субъектами УЧР в этом случае.
В УЧР в рамках системы разделения
труда дела обстоят иначе. Поскольку
минимальный уровень
В основе разделения труда лежит формирование новых систем деятельности по созданию инновационных продуктов. Эту задачу могут решить только предприниматели. В свое время главными конструкторами новых систем разделения труда выступали Г.Форд, Т. Эдисон и др35.
2.3 Сравнительный анализ моделей «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
Обобщая сходства и различия между УП и УЧР, как моделями управления деятельностью, можно сделать вывод о кардинальном их различии по объектам и субъектам деятельности, а также по целям и типам управления.
Таблица 6.
Сравнительный анализ моделей «Управления Человеческими Ресурсами» и «Управления Персоналом»
Объект |
Рамка |
Субъект управления |
Типы управления |
Цель | |
Микроэкономика (управление персоналом) |
Персонал |
Организация |
Менеджмент (руководство организации) |
Планирование операций, контроллинг |
1. Соответствие персонала целям организации 2. Повышение прибыльности организации |
Макроэкономика (управление человеческими ресурсами) |
Человеческие ресурсы |
Территория |
Государство, территориальные органы власти |
Стратегирование, сценирование |
1. Повышение привлекательности территории 2. Повышение благосостояния населения |
Система разделения труда |
Предприниматели |
Оргпроектирование, проектирование |
1. Углубление кооперации 2. Повышение производительности труда |
Сходство этих двух разных моделей лишь в одном — это человек, который попадает в различные системы управления, при этом становясь либо «персоналом» либо «человеческим ресурсом». Именно этот момент порождает путаницу в понятиях УП и УЧР, столь распространенную в современных теориях управления.
Основным отличием управления персоналом (УП) от управления человеческими ресурсами (УЧР) является то, что УП протекает внутри организаций и имеет своей конечной целью повышение прибыльности организации, а УЧР — повышает степень развития трудовых ресурсов как человеческого капитала. Общим в обоих видах деятельности является объект управления — человек.
Возникает необходимость разобраться с тем, что представляет собой человек как объект управления. Если выразить более конкретно: может ли персонал организации стать капиталом организации, наравне с материальными ресурсами, технологиями, патентами и пр.
Все мероприятия, проводимые в рамках управления персоналом, имеют своей целью не только достижение высокой производительности труда, но и закрепление сотрудника в данной организации (повышение его лояльности, вовлеченности в работу компании). Без этого невозможно рассматривать расходы на персонал (в данном случае имеются в виду расходы на обучение, развитие и прочие аналогичные мероприятия) как инвестицию: мы не можем инвестировать в то, что нам не принадлежит. Проблема инвестиций развитие персонала также усугублена несовершенством трудового законодательства РФ, которое если не способствует, то и не препятствует «миграции» работников по предприятиям.
Следствием этого становится вопрос: достижима ли цель управления персоналом по капитализации сотрудников?
Если управление персоналом связано с мотивированием к работе и обеспечением адекватным заработком людей на готовых рабочих местах, то управление человеческими ресурсами предполагает коренные изменения в текущих процессах, организацию фактически новых пластов, как в экономике, так и в жизнедеятельности. Решение этих задач требует совершенно иной методологии, которую только предстоит разработать
3.1 Антропологический кризис в современной системе управления
«В наши дни система управления переживает определённый антропологический кризис. Процесс инноваций, а значит, технологизации интеллектуальной деятельности, следовательно, и придумывания нового, становится массовым. Из этого вытекают определённые требования к людям. Они должны иметь творческий, креативный характер, но управлять такими людьми очень трудно. Если человек творческий и знает себе цену, он всегда готов организовать своё собственное предприятие, малую инновационную фирму. Именно так чаще всего и происходит: ключевые креаторы уходят и образуют свои собственные компании. Есть масса сложных механизмов, бонусов, отложных платежей, механизмов участия в прибыли, механизмов участия в капитале, но всё это не работает. Проточность кадров чрезвычайно выросла»36.