Человеческий фактор в развитии менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент в общем, виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.
Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его конкурентоспособность.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Эволюция управленческой мысли…………………………………6
Формирование школ управления……………………………………………6
Процессный подход………………………………………………………….16
Системный подход…………………………………………………………..21
Ситуационный подход ……………………………………………………...25

РАЗДЕЛ 2. Роль человека в современном менеджменте……………………..29
Развитие менеджмента за рубежом………………………………………...29
Развитие менеджмента в Украине………………………………………….39

РАЗДЕЛ 3. Менеджмент в будущем……………………………………………44
Мировые тенденции развития менеджмента ……………………………..44
Перспективы развития менеджмента в Украине………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Гегель дает прямое определение культуры: «Культура  в своем абсолютном определении  есть освобождение и работа высшего  освобождения. Это освобождение представляет собой в субъекте тяжкий труд, направленный против голой субъективности поведения…».

Данное определение  можно понимать как экономику, то есть возделывание и обработка проявляет  себя в искусстве ведения хозяйства  человеком. Кроме того, выше приведенное определение одного из известных мыслителей говорит о том, что теоретическая основа положена, не хватает лишь практического утверждения и присутствия.

Важно то, что  все ведущие управленцы - культурные люди, но это лишь задаток, малая  часть айсберга. В настоящее время этого мало, его должно в современных отношениях быть больше. Такой способ управления открывает новые возможности не только в практике. Так, в своем теоретическом представлении он может способствовать формированию специалистов с новым уровнем, способных улучшать выполняемую работу, а также изменять представление об обществе в лучшую сторону. Это уже стратегия не предприятия, а государства.

Таким образом, мы можем увидеть значимость проблемы и пути ее решения.

Вторым вопросом может выступить то, что в начале ХХ в. благодаря трудам А. Эйнштейна и прочих его последователей были подвергнуты сомнению некоторые фундаментальные теории в физике и математике, на основе которых было сформулировано и построено экономическое мышление.

Для его разрешения потребуется пересмотрение базовой части экономических учений, не их радикальное изменение, а те части, которые опираются на классические, т.к. субстанциональные представления не являются окончательными и единственно верными. Безусловно, не факт, что это существенно изменит мир с его старым устройством, но развитие необходимо не только в одном направлении.

Итак, мы можем  сказать следующее, что посредствам  окультуривания возможно совершенствование  методов формирования стратегии  любого предприятия.

Отметим тот факт, что в написанном выше, возможно, содержится большое количество философии, но это лишь потому, что экономика и философия - две рядом стоящие науки, а также стратегия должна быть мудрой и логически правильной.

В целом тяжело опираться на теорию, так как практика имеет свойство искажаться и довольно существенно, выходя из-под контроля. На этот процесс и дальнейший ход события всецело влияют внутренние качества человека.

Таким образом, следует, что каждый человек при  принятии стратегического решения обязан задуматься о многом, ведь он своим действием определяет судьбу многих. Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако, при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

Управление  организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации  для достижения ей своих целей. Нужно  помнить то, что менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Еще одна проблема, которая может возникнуть на современном  этапе развития науки управления, это проблема соответствия между  менеджментом и менталитетом.

Важно отметить и то, что между этими двумя элементами существует некоторая взаимосвязь. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной системной иерархичности или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он управляет своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. Как следствие мы можем сделать вывод о том, что управление есть форма выражения ментальности.

Таким образом, менеджмент можно так же охарактеризовать как форму внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. Поэтому важно учитывать все нюансы менталитета той или иной страны, даже на уровне регионов для проведение более успешной плановой и управленческой политики.

Нельзя не сказать о том, что в Украине рядом уживаются догматизм и стремление к новому. Аскетизм, огромная набожность и ничем не прикрытый воинствующий атеизм и безбожие. Интересно то, что все это может причудливо сочетаться в одном коллективе и в совершенно разных соотношениях.

Поэтому особенностью украинского менеджмента является его гибкость, приспособляемость, маневренность, диалектичность. Его формирование должно начинаться с микроуровня, т.е. строиться  конкретно на каждом предприятии  и в учреждении. Это значит, что  наличие переходной экономики предполагает адекватную систему менеджмента с длительным периодом становления. Последняя должна учитывать:

1) устоявшийся  дуализм менталитета; 

2) его различия  в разных регионах и огромные  просторы страны.

Для ее реализации необходимо налаживание общероссийской психологической службы, имеющей свои отделения в каждом регионе, на каждом крупном предприятии. В задачи этой службы на макроуровне будет входить создание общероссийской и региональной карт ментальности. Это поможет социально-психологическим службам предприятий выявить соотношение психологических качеств работников, на основе которых и будут моделироваться конкретные системы управления, учитывающие двойственность и соотношение противоречивых сторон российской ментальности.

Формирование украинского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида.

При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость и креативность.

В крупных городах  с развитой психологией индивидуализма все чаше отношения строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению. Система формирующегося украинского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность. Таким людям лучше всего поручать индивидуальные участки работы, где они могли бы проявить все свои способности и получать зарплату в соответствии с ними.

Работников  с коллективистской психологией  целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления с  акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль.

Таким образом, мы можем сказать, что в Украине  в системе менеджмента существуют как проблемы, так и способы  их решения.

Главное при  этом учитывать особенности украинского  рынка и менталитета.

Важно так же отметить огромные перспективы развития данной науки как на теоретическом, так и на практическом уровне в нашей стране. Нужно использовать все ресурсы и все источники для перехода нашей страны на качественно новый уровень управления на мировой арене.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе значительно возрос интерес к человеку, как к главному фактору производства, фактору доходов, повышения производительности труда, как к ценному ресурсу, достоянию организации в конкурентной борьбе.

Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, которые воздействуют на взаимоотношения между организацией и её работниками. Это означает что управление персоналом тесно связано со стратегией бизнеса.

Стратегия управления человеческими ресурсами исходит из единства целей человеческих ресурсов со стратегией бизнеса.

Уровень и результаты работы организации зависят от качества управления. Современный менеджмент выступает не столько в качестве теории и практики управления, организации управления, процесса принятия и реализации управленческих решений, сколько как искусство управления людьми.

Главный потенциал любой организации заключен в кадрах. Кадры управления – это ресурс, вложение в человеческие ресурсы, кадровая работа становится стратегическим фактором выживания организации.

Человеческие возможности – главное и определяющие в достижении поставленных целей независимо от формы собственности. Без людей нет организации. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не сможет достичь целей и выжить в конкурентной борьбе.

Для каждого менеджера особое место в его деятельности занимает подбор кадров управления – это процесс поиска и привлечения людей, выдвижение на определенные должности.

Успех подбора гарантирует организации возможности удовлетворения своих потребностей в людских ресурсах. Организации часто самостоятельно делают эту работу или же могут поручить её консультационным фирмам.

Источники подбора кадров могут быть внутренними (из работников организации) и внешними (люди, ни как не связанные с организацией).

На современном этапе главным фактором становится разработка принципов подбора кадров и методы оценки кадров.

В итоге можно констатировать, что «человеческий фактор» играет решающую роль в любом производственном процессе. Технологии процесса управления персоналом оказывают решающее значение на результаты работы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бестужев –Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. – М.: Олимп, 2004. – 384 с.
  2. Борисова С.П. Теория управления. – М.: Дело, 2000. – 452 с.
  3. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. - 436 с.
  4. Марцинкевич В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. – М.: Наука, 1991. – 240 с.
  5. Разумова Е.Д. Модели управления производством. – М.: Олимп, 2003. – 419 с.
  6. Бондарь Д. Менеджмент по-японски в бизнесе по-украински //Управление персоналом - №3 (222), 2012 – с. 29 – 31
  7. Гуленко В.В. Использование человеческого фактора в деле //Менеджмент и кадры - №4, 2008 – с. 7-12
  8. Кирич Н.Б. Роль людського фактора у підвищенні ефективності роботи підприємства // Україна: аспекти праці - №5, 2008 – с. 46-50
  9. Кугел Ф. На пороге эпохи человеческого капитала //Управление персоналом - №7 (214), 2011 – с. 59-61
  10. Момот А.И. Использование человеческого фактора в условиях украинской действительности // Методы и инструменты менеджмента- №2 (01-03), 2010 – с. 39-40
  11. Яшкина Н.В. Экскурс в историю менеджмента // Менеджмент и кадры - №12, 2010 – с. 12-21
  12. http://www.ekmair.ukma.kiev.ua/bitstream/123456789/718/1/Lazorenko_Osobennosti_upravleniya.pdf  -  Лазоренко Л.В. Особенности управления персоналом в коммерческих организациях Украины
  13. http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/2971/st_35_18.pdf?sequence=1 – Хачванкян В.В. Человеческий фактор управления предприятием
  14. http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VSUNU/2011_14_1/Klimenkova.pdf- Клименкова О.В. О концепции программы развития человеческого капитала в Украине
  15. http://ars-administrandi.com/article/Novikova_2011_3.pdf - Новикова О.Ф. Проблемы управления развитием человеческого потенциала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Таблица 1.1

Развитие  научных школ управления

Научные школы

Представление об объекте управления

Главная составляющая объекта управления

Вклад в методологию управления

Критерий  оценки результативности управления

Научного управления

Производственный  комплекс

Трудовой процесс. Работник как производственный фактор

Методы анализа  рабочего времени и рабочих движений, нормирование труда, правила подбора  рабочих

Рост производительности труда за счет интенсификации

Административная (классическая)

Предприятие

Управленческий  процесс

Принципы функционального  разделения труда, модели линейной и  штабной оргструктур управления

Рентабельность производства

Поведенческих отношений

Предприятие как социальная

система

Человеческий фактор. Работник как 

социальный фактор

Социально-психологический  инструментарий, использование приемов науки психологии и социологии в управлении человеческими отношениями

Повышение эффективности деятельности предприятия через удовлетворение интересов работников


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Вклад различных школ в современную  науку менеджмента

Научное направление  и ключевое положение концепции

Основные идеи, используемые в современном менеджменте

Научные принципы управления

Рационализация выполнения работ

Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования

Разделение труда в  управлении

Оплата труда как  важнейший элемент мотивации  работающих

Школа человеческих отношений и школа поведенческих  наук

Коллектив как особенная социальная группа

Использование в менеджменте  факторов коммуникаций, групповой динамики, мотивации и лидерства

Межличностные отношения  как фактор роста эффективности  и потенциала каждого работающего

Исследование поведения  людей в организациях

Отношение к членам организации  как к активным человеческим ресурсам

Количественный  подход

Использование методов  количественных исследований, моделирования

Использование количественных измерений при принятии решений

Использование информационных систем управления и компьютерной техники

Системный и  ситуационный подходы

Взаимодействие всех компонентов организации, выявление и учет ситуационных переменных внешней среда

Рассмотрение организации  как системы, которая состоит  из взаимосвязанных частей

 

Значение внешней среды и обратной связи для достижения успеха организации

 

Принятие управленческих решений на основе выявления всей совокупности ситуационных факторов

Информация о работе Человеческий фактор в развитии менеджмента