Централизация и децентрализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решений перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случай известен как централизация, второй — как децентрализация.
Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т. е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать — это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.

Файлы: 1 файл

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ.docx

— 469.00 Кб (Скачать)

Важность решений, принимаемых  на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать  решения, связанные с затратами  значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло. 3. Последствия  решений, принимаемых на нижестоящих  уровнях. Если руководители нижнего  и среднего звена могут принимать  решения, затрагивающие более чем  одну функцию, то организация, по-видимому, децентрализованная.

Количество контроля за работой подчиненных. В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей, исходя из предположения, что все эти решения правильные. Оценка действий руководства делается на основании суммарных достигнутых результатов, в особенности, уровня прибыльности и роста организации.

В рамках одной и той  же организации одни отделы могут  быть более централизованы, чем другие. Управляющие магазинами и привилегированные  арендаторы (например, в сети ресторанов «МакДоналдс») имеют почти неограниченную власть принимать решения в отношении своего персонала и некоторые полномочия в выборе покупаемых продуктов. В этой фирме решения о размещении новых ресторанов и магазинов принимаются в средних звеньях управления, в то время как решения, определяющие уровень цен и выпуск новых товаров, принимаются только высшим руководством. В обычных больницах административные функции имеют высокую степень централизации, но собственно медицинский персонал и, в первую очередь, лечащие врачи почти полностью автономны и независимы в своих действиях. В

крупных университетах на разных факультетах степень, до которой преподаватель имеет право менять содержание читаемого им курса, может очень сильно варьироваться.

Говоря о той или  иной степени централизации или  децентрализации организации, мы фактически определяем степень делегирования  высшим руководством нижестоящим уровням  управления своих полномочий по принятию важнейших решений в таких  областях, как определение цен, разработка видов продукции, маркетинг и  вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Даже в большой степени децентрализованных организациях высшее руководство оставляет  за собой право выносить решения  по таким вопросам, как определение  общих целей и задач организации, стратегическое планирование, формулирование политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, разработка финансовой и бухгалтерской  системы фирмы. Ясно, что было бы глупо позволить руководству  какого-либо одного отдела диктовать, как должна работать организация  в целом. По аналогичным причинам руководство высшего звена должно оставлять за собой контроль за расходами и стратегическими планами своих важнейших отделений. Фирма «General Dynamics» понесла огромные убытки из-за того, что при проведении серьезной децентрализации структуры управления в ведении высшего руководства не были оставлены полномочия по решению этих вопросов. Одна из причин того, что «Bank Of America» потерял в 1986 г. Почти 1 млрд. долл., заключалась в чрезмерной децентрализации решений по вопросам о предоставлении займов. Согласно результатам одного из исследований, «в настоящее время «Bank Of America» резко сокращает число своих отделений, которые могут предоставлять кредиты и возлагает на высокопоставленных служащих центрального отделения банка обязанность регулярно проверять их работу.

Хотя в организациях с  сильно децентрализованными структурами  полномочия принимать решения должны делегироваться руководству среднего звена, важнейшие решения в крупных  фирмах все равно принимаются  только служащими, занимающими достаточно высокие должности на уровне не ниже руководства отдела. Такая форма  децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.

Факторы, определяющие степень централизации

Вскоре после первой мировой  войны такие фирмы, как «General Motors», “Standart Of New Jersey» осознали серьезность потенциальных проблем, заключавшихся в функциональных централизованных структурах. Хотя функциональная организация и централизованный порядок принятия решений в прошлом доказал свою эффективность, по мере расширения номенклатуры продукции этих фирм, проявления активности в новых областях бизнеса, выхода на международные рынки, руководство высшего звена осознало, что количество и сложность решений, которые они должны принимать, превышает их возможности. Руководство этих фирм пришло к выводу, что для обеспечения дальнейшего роста и развития организации, а также эффективности решений, принимаемых по ключевым вопросам, необходимо делегировать некоторые важные полномочия нижестоящим иерархическим уровням управления. Таким образом, эти организации стали переходить к децентрализованной структуре управления, при которой за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям отделений было делегировано право принимать решения в области, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

Эта тенденция реорганизовывать структуру фирмы в соответствии ее стратегическими планами есть еще одна форма проявления уже  приводившегося нами тезиса о том, что  стратегия определяет структуру  — тезиса, который получил очень  много экспериментальных подтверждений. Примерно в то же время и по аналогичным  причинам к децентрализованной дивизиональной структуре стали переходить и некоторые другие крупные фирмы: «Юнион Карбавд», «Вестингауз Электрик», «Ю.Эс. Раббер», «Гудрич» и сеть бакалейно-гастрономических магазинов «Эй энд Пи». Однако, как этого и следовало ожидать, подобная тенденция не стала всеобщей, и не все фирмы, внедрявшие децентрализованную структуру, продолжали двигаться в этом направлении. Так, например, в 1976 г. Один из пионеров децентрализации, фирма «Сирс» начала реорганизовывать свою структуру в сторону большей централизации, что было вызвано снижением уровня прибыльности. В то время, как в существовавшей структуре большинство важных решений в отношении материально-технического снабжения и рекламы продукции в фирме «Сирс» ранее принималось на уровне директора магазина или управляющего районной сетью магазинов, в новой структуре они должны приниматься в штаб-квартире фирмы. Руководство фирмы «Сирс» пришло к заключению, что такой подход позволит лучше контролировать расходы, а на переговорах с поставщиками даст возможность лучше использовать все преимущества, связанные с масштабами фирмы и покупательной способностью «Сирс».

В 1984 г. «Дженерал Моторс»  также реорганизовала часть своей  прежде децентрализованной структуры, сделав ее более централизованной. Руководство фирмы посчитало, что  такая реорганизация позволит выполнить  график запуска в производство новых  моделей, лучше контролировать издержки, ужесточить контроль качества и поможет  отделениям фирмы перейти к выпуску  более разнообразных моделей  взамен нынешних машин, почти неотличимых  друг от друга.

В прошлом «Дженерал Моторс»  состояла из пяти отделений, и каждое разрабатывало и производило  свои собственные модели автомобилей. Согласно новой структуре, разработка новых моделей была сосредоточена  в двух отделениях (а не в пяти): большие автомобили и малолитражки. В отделение малолитражных автомобилей  входят «Шевроле», «Понтиак» и «Дженерал _А_ам_соф Канада», а в отделение больших — «Бьюик», «Кадиллак» и «Олдсмобил». «Дженерал Моторс» будет продолжать сбывать свои автомобили через все пять отделений. Таким образом, в данном примере маркетинговые функции остались децентрализованными, а производство и техническая политика приобрели большую степень централизации.

Согласно результатам  проведенного всеобъемлющего научного исследования, четыре отрасли отличаются наиболее высокой степенью децентрализации  — это транспорт, химическая электротехническая и резинотехническая промышленность. По сравнению с более централизованными  отраслями (пищевой и бумажной промышленностью, металлургией и машиностроением), эти  отрасли отличаются высокой степенью диверсификации продукции и активностью  на международных рынках.

У децентрализованных структур сегодня много сторонников. Частично это объясняется тем, что в  них заложена мысль о том, что  людям изначально присуща способность  успешно справляться с поставленными  задачами, а частично — многочисленными  подтверждениями эффективности  таких структур. Одно из наиболее ярких  и убедительных доказательств было представлено Питером Друкером. Он был одним из первых, кто начал изучать, быть может, самый серьезный в мировой истории опыт создания децентрализованной организации: децентрализацию «Дженерал Моторс», предпринятую Альфредом П. Слоуном в 20-х годах. Основываясь на очевидном успехе децентрализации в «Дженерал Моторс», «Сирс», «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик» и «Дюпон», Друкер заключил, что «основное правило для любой организации состоит в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд».

Очевидно, что многие руководители согласны с этим выводом. Большинство  крупных американских корпораций имеют  децентрализованную организацию^. Их общая  структура базируется на принципе федеральной  децентрализации, при которой руководители важнейших отделений могут действовать  почти полностью автономно во всем, что касается производимой ими  продукции. Однако даже самые ярые сторонники децентрализации признают, что она  не является единственным средством  для любой ситуации.[3]

Все возможные варианты централизации  и децентрализации, конечно, перечислить  нельзя, их слишком много. Попробуем  выделить три точки на шкале, которые  наиболее ярко характеризуют существенные аспекты: полная централизация, максимально  возможная децентрализация и  некий промежуточный вариант  — частичная централизация. 

Полная централизация  подразумевает, что сбытовая сеть состоит  из центрального аппарата (управляющей  компании) и сбытовых точек, которые  фактически не имеют никаких рычагов  управления продажами и по сути дела являются всего лишь пунктами выдачи товара. Реклама ведется централизованно  из головного офиса. План составляется тоже централизованно, соответственно под план продаж формируется план поставок, график и схема движения товаров (то, что называется логистикой). Товар попадает прямо на точки  выдачи, которые могут управлять  всего лишь одним параметром —  желанием потенциального клиента что-нибудь купить, когда он уже вошел в  магазин. Руководство такого «пункта  выдачи» может лишь менять дизайн, освещенность, цвет стен (в случае, если у него есть внутренний бюджет). Можно  менять температуру кофе, подаваемого  клиенту, или манеру поведения и  продавцов, выкладку товара на витрине, дизайн ценников, но не более того. В  случае полной централизации при  абсолютном отсутствии бюджета на управление продажами у пунктов выдачи нет  других возможностей влияния на продажи. При этом руководство холдинга требует  выполнения спущенного сверху плана продаж. Но как они могут управлять этим процессом? Ведь за все предыдущие стадии — поставку товаров, привлечение внимания покупателей к товарам, к магазину и т. П. — они не отвечают, у них для этого нет средств, все централизовано. 

При использовании описанной  схемы самая большая и самая  распространенная ошибка состоит в  том, что руководство холдинга заставляет «пункты выдачи» отвечать за план. (Хотя на практике они за него не отвечают, потому что их не увольняют, даже если план продаж сорван — не набирать же каждый квартал новых людей.) Но у  центрального аппарата остаются иллюзии: мы всё делаем правильно, минимизируя общие затраты, а вы, ребята, плохо продаете на местах. В то время, как продавцы ничем не управляют, кроме собственного обаяния. Если к тебе приходит всего один клиент в день, то даже при идеальном умении продавать, пятерым ты продать свой товар никак не можешь.

Сбытовой холдинг —  структура, состоящая из материнской  компании и множества зависимых от нее фирм, отличающаяся от прочих организационных образований тем, что головная компания обязательно принимает долевое участие в капитале остальных.

С управленческой (функциональной) точки зрения сбытовой холдинг —  это три взаимосвязанных подсистемы:

Управление спросом (привлечением клиентов), включающее маркетинг, рекламу  и т. П.;

Управление поставками и  движением товаров;

Управление продажами.

Это очень большая проблема. Сильные волевые руководители и  владельцы холдингов склонны  ответственность за основные этапы  брать в свои твердые руки (я  имею в виду управление поставками и привлечением клиентов), а план продаж спускать не в сбытовые структуры, а в точки выдачи товара. Отсюда — хроническое невыполнение плана  и примирение с этим (от безысходности); отсюда — отсутствие или размывание ответственности у сотрудников как на нижних, так и на верхних уровнях управления. Наверху объясняют так: с какой стати нам отвечать за продажи, если они там внизу плохо продают. А внизу и рады бы отвечать, да без средств и полномочий не могут — везде упираются в централизованные функции. Так что же, совсем их освободить от всякой ответственности за план? Это тоже неправильно — тогда они просто будут по углам стоять за свою зарплату, а клиент пусть сам ходит туда-сюда. 

Уязвимость этого подхода  состоит еще и в том, что  люди на нижних уровнях не имеют  стимулов совершенствоваться в нюансах  продаж, когда видят громадные  неиспользованные резервы, находящиеся  в руках центрального управления. Это порождает ощущение безысходности  и бессмысленности своего труда  и люди начинают уходить. Остаются неопытные и малоинициативные. Они неконкурентоспособны, т.к. должны противостоять малым, разрозненным, но самостоятельным в решениях «волкам-конкурентам». 

Коллизия понятна, и сказать, что кто-то знает единственно  правильное решение, нельзя — его  нет. Я бы сформулировал так: полная централизация — это вынужденная  мера, если нет никакой надежды  на силу, самостоятельность и сообразительность  продавцов в конечных точках. Тогда  материнская компания берет все  на себя, все строго прописывает. А  вниз спускается план – пусть боятся. [7]

Информация о работе Централизация и децентрализация