Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:17, курсовая работа
В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решений перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случай известен как централизация, второй — как децентрализация.
Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т. е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать — это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.
Подведем краткие итоги:
· Технологические достижения, интернационализация, компьютеризация и высокий темп изменений в поведении потребителя – все это ведет к многообразию и быстрым изменениям на рынке. Жизненный цикл продукта становится короче.
· Все это требует решительных и эффективных действий, направленных на концентрацию предпринимательских начал внутри организации. Высшее руководство может обеспечить усиление духа предпринимательства.
· Управление подразделениями, стратегическое управление и адаптация культуры компании являются существенными и необходимыми инструментами решения этой задачи.
Рисунок 2. Тенденции развития и реакция на них предпринимательства
2.3. Что представляет собой бизнес-единица?
Процесс создания бизнес-единиц – это больше, чем организационная инициатива, посредством которой делегируются задачи и ответственность. Управление подразделениями может только тогда успешно осуществляться, когда созданы реальные хозяйственные единицы, подразделения, которым свойственны характеристики независимых компаний. Эти термины возможно требуют некоторого объяснения. Делегирование – это распределение работы, когда ответственность за некоторые задачи специалиста передается более низкому уровню. Организация управления подразделениями – это больше, чем децентрализация управления. Она связна с процессами, противоположными дифференциации, специализации и регулированию.
У подразделения имеется
собственное «поле для битвы»,
где находится ряд
Люди внутри подразделения как бы формируют нечто вроде «волчей стаи», то есть команды, которая работает вместе, чтобы реализовать определенные бизнес-цели. Это группа, которая серьезно подходит к их достижению. Подразделение обладает своей собственной культурой и может также иметь собственную организационную структуру, систему материального стимулирования. Люди внутри подразделения чувствуют сильную взаимную ответственность и отождествляют себя с подразделением. Это закономерно следует из мотивации, вытекающей из их совместного опыта, ведь для них предпринимательство – это интересно!
Несмотря на независимость, подразделение остается неотъемлемой частью родительского организма. Интегральная зависимость означает, что связи с другими бизнес-единицами и всей холдинговой компанией имеют первостепенное значение для подразделения. Эти связи следуют из синергии, которая, несмотря на независимость, существует между различными частями компании. Без этих связей подразделение не сможет выжить или сделает это, но очень неэффективно. Это и есть причина существования материнской компании. Если связь недостаточна, то перед нами не больше, чем финансовая синергия, и тогда мы уже имеем дело не с компанией, имеющей бизнес-единицы, а скорее с конгломератом компаний.
2.4. Организационные
структуры управления
В общем выделяют 3 способа структурирования организации:
· функциональное структурирование (см. рис. 3);
· структурирование в соответствии с продуктово-рыночными комбинациями (см. рис. 4, 5);
· географическое структурование.
Рисунок 3. Функциональная организация
Исследования показали, что различные структуры могут быть описаны как гибридные формы функциональной или национальной организации – с одной стороны, и конгломерата – с другой стороны. Это позволяет выделить семь организационных типов:
Рисунок 4. Функциональная организация с продуктовыми группами
· функциональная организация;
· организация с продуктовыми группами;
· организация с маркетинговыми подразделениями;
· матричная организация;
· организация с системой подразделений и центральным аппаратом;
· организация с системой подразделений и децентрализованным аппаратом;
· конгломерат.
Когда функциональная организация дополнена пересекающейся ответственностью за продукты – это функциональная организация с продуктовыми группами. Эти группы координируют долгосрочную политику и имеют дело с инновацией продуктов. Такая структура не рассматривается в качестве формы управления подразделениями, потому что здесь нет интегральной ответственность за продукт.
Идем далее, допустим функция маркетинга структурирована согласно продукту. Таким образом создается должность менеджера по продуктам, который несет ответственность за общую и коммерческую политику. Менеджер по продуктам обычно является председателем скоординированной группы, в которой представлены производство, разработки и иногда закупки. Такая структура организации называется организацией с системой подразделений. Это – «самая простая» форма управления подразделениями.
Рисунок 5. Функциональная организация с продуктовыми группами
Дальнейшая процедура
связана с тем, что подразделениям
делегируются определенные функции
– коммерческие, производственные
и исследовательские. Кроме этих
«разделенных» задач между
Если коммерческие, производственные
и исследовательские функции
могут быть полностью делегированы
подразделениям, то такую структуру
называют организацией с системой подразделений
и центральным аппаратом. Это
означает, что основные функции (маркетинг,
продажа, производство и разработка)
полностью реализуются бизнес-
Следующий тип структуры
характеризуется тем, что почти
все штабные функции
Такая форма организации
называется организацией с системой
подразделений и
Во всех этих структурах
существует взаимодействие между самими
подразделениями и между
Рисунок 6. Матричная организация: ЦС, ЦП, ЦР – центральные отделы; каждое подразделение состоит из своих отделов – сбыта (ПС), производственного (ПП), разработок (ПР)
Рисунок 7. Система подразделений
с центральным аппаратом
Рисунок 8. Система подразделений с децентрализованным аппаратом управления: у каждого подразделения свои отделы сбыта (С), производственный (П), исследований и разработок (Р), а также и свой аппарат управления, состоящий из административного отдела (А) и отдела кадров (К) (в компании возможны и другие отделы)
Рисунок 9. Конгломерат
В целом мы выделяем только четыре формы организации, соответствующие системе управления подразделениями:
· организация с маркетинговыми подразделениями;
· матричная организация;
· организация с системой подразделений и центральным аппаратом;
· организация с системой подразделений и децентрализованным аппаратом.
Строго говоря, только две последние структуры имеют ту репутацию, которая наиболее соответствует управлению подразделениями, потому что только о них можно сказать, что здесь реализован подход «компания внутри компании».
2.5. Какую форму и когда следует применять?
В процессе выбора между двумя формами организации – функциональным типом, с одной стороны, и конгломератом, с другой стороны, - всегда имеются две конкурирующие силы, между которыми и должен быть найден баланс в форме организационного компромисса. Это два следующих фактора:
1. Высокая степень динамизма
и/или дифференциации рынка и/