Централизация и децентрализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт - одна из важнейших инфраструктурных отраслей экономики России. На железнодорожном транспорте широкое распространение получило диспетчерское регулирование движения поездов, при котором железнодорожная линия условно делится на участки протяженностью от 100 до 500 км и выше, включающие в себя 10-30 станций, с учетом проведенного на сети железных дорог России укрупнения диспетчерских участков. Протяженность диспетчерского участка - величина расчетная. Она зависит от допустимого уровня загрузки поездного диспетчера, интенсивности движения поездов, "плеч" оборота локомотивных бригад и географии расположения локомотивных депо, технических способов реализации связи, количества станций, линейных пунктов и т.п.

Оглавление

Введение
Централизация и децентрализация9
Преимущества централизации 10
Преимущества децентрализации 11
Централизация и децентрализация на примере железных дорог 12
Организация перевозок 14
Диспетчерское управление движением поездов 15
Основные задачи ОЦ 18
Структура диспетчерских систем 19
Заключение 32
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Ващенко Д.Д. ДТЛ 3-003.docx

— 98.25 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание:

    Введение

  1. Централизация и децентрализация9
  2. Преимущества централизации                                                             10
  3. Преимущества децентрализации                                                          11
  4. Централизация и децентрализация на примере железных дорог       12
  5. Организация перевозок                                                                        14
  6. Диспетчерское управление движением поездов                                  15
  7. Основные задачи ОЦ                                                                            18
  8. Структура диспетчерских систем                                                         19

    Заключение 32

    Список  использованных источников                                                       36 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

     Транспорт - одна из важнейших инфраструктурных отраслей экономики России. На железнодорожном  транспорте широкое распространение  получило диспетчерское регулирование  движения поездов, при котором железнодорожная  линия условно делится на участки  протяженностью от 100 до 500 км и выше, включающие в себя 10-30 станций, с  учетом проведенного на сети железных дорог России укрупнения диспетчерских  участков. Протяженность диспетчерского участка - величина расчетная. Она зависит  от допустимого уровня загрузки поездного  диспетчера, интенсивности движения поездов, "плеч" оборота локомотивных бригад и географии расположения локомотивных депо, технических способов реализации связи, количества станций, линейных пунктов и т.п.

Движением поездов на каждом из участков руководит  поездной диспетчер или ДНЦ (как  правило, сокращения в железнодорожной  отрасли не являются аббревиатурами, сложились исторически и в  таком виде вошли во все штатные  инструкции, технические описания, учебники и т.п.). ДНЦ является ключевой фигурой в системе оперативного управления перевозками. Он оценивает  достоверность получаемой информации, ситуацию на контролируемом участке  и принимает адекватное решение, за последствия которого несет ответственность. От действий ДНЦ зависят обеспечение  безопасности движения поездов и  других подвижных единиц, здоровье и жизнь пассажиров, обслуживающего персонала дороги, сохранность материальных ценностей, экологическая безопасность окружающей среды, а также технико-экономические  показатели работы железнодорожного транспорта.Вначале, когда на станциях стрелки переводились вручную, а на перегонах не было автоматической блокировки, диспетчер руководил движением поездов через дежурных по станции. При прохождении поезда по участку диспетчер по телефону давал дежурным указания о порядке движения поезда по станции, а дежурные по станциям сообщали диспетчеру сведения о времени фактического прибытия поезда на станцию, отправления или проследования.В 1930-е гг. началось широкое внедрение устройств электрической сигнализации на станциях, а на перегонах - автоматической блокировки. Это создало условия для применения такой системы телеуправления-телесигнализации (ТУ-ТС) для железнодорожного транспорта, которая позволила бы диспетчеру осуществлять непосредственное управление стрелками и сигналами на станциях диспетчерского участка без участия дежурных, находящихся на этих станциях. Комплекс устройств, состоящий из автоблокировки на перегонах, электрической централизации стрелок и сигналов на станциях и системы ТУ-ТС, дающей возможность практически сосредоточить управление стрелками и сигналами в одном пункте, в руках одного лица - поездного диспетчера, получил название диспетчерской централизации (ДЦ). В соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог" устройства диспетчерской централизации должны обеспечивать:

- управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда станций и перегонов;

- контроль на аппарате управления за положением и занятостью стрелок, перегонов и путей на станциях и прилегающих к ним блок-участках, а также повторение показаний входных, маршрутных и выходных светофоров;

- возможность передачи станций на резервное управление стрелками и сигналами по приему, отправлению поездов и производству маневров или передачи стрелок на местное управление для производства маневров;

- автоматическую запись графика исполненного движения поездов;

- выполнение требований, предъявляемых к электрической централизации, блокировке, автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи.

Первая  установка диспетчерской централизации  в стране (тогда это был СССР) была построена в 1936 г., однако широкое  внедрение ДЦ началось в 1950-е гг. Первоначально применялась система  ДВК (диспетчерская временного кода), имеющая небольшую емкость по числу управляемых и контролируемых объектов и обладающая малым быстродействием (команда передавалась в течение 5 с). С 1955 г. на железных дорогах бывшего  СССР стала внедряться более совершенная  система: полярно-частотная диспетчерская  централизация ПЧДЦ-ЦНИИ. Внедрение  в широких масштабах электрической  тяги на переменном токе, при которой  все линейные цепи устройств автоматики, телемеханики и связи проходят в  кабеле, а также повышение интенсивности  движения поездов привели к созданию в 1961 г. частотной диспетчерской  централизации (ЧДЦ). В этой системе  впервые в устройствах диспетчерской  централизации часть аппаратуры была выполнена на бесконтактных  элементах.

С 1967 г. на грузонапряженных однопутных и двухпутных линиях, а также на пригородных участках с интенсивным движением поездов внедряется принципиально новая система диспетчерской централизации "Нева", в которой контрольная информация с линейных пунктов передается циклическим способом.

Наибольшую  эффективность дало применение диспетчерской  централизации на двухпутных участках и особенно при оборудовании перегонов двухпутными вставками и оборудовании раздельных пунктов по продольной схеме. Внедрение ДЦ "Нева" позволило повысить участковую скорость движения поездов на 15-25 %, увеличить пропускную способность на 35-40 %, сократить эксплуатационный персонал в среднем на 60 человек для каждых 100 км дороги. Срок окупаемости капиталовложений, затрачиваемых на оборудование однопутного участка устройствами ДЦ, составил примерно 4-5 лет.В настоящем учебнике дано описание двух систем ДЦ старого поколения, внедренных ранее на сети железных дорог: ДЦ "Нева" и ДЦ "Луч", а также систем диспетчерской сигнализации нового поколения ДЦ "Сетунь" и ТУМС (телеуправление малодеятельными станциями).

ДЦ "Сетунь" предназначена для применения на железнодорожных узлах и участках, при однопутном и многопутном движении поездов с автономной или электрической тягой в системах контроля и управления движением подвижного состава. ДЦ "Сетунь" функционально включает в себя современную систему телемеханики с дуплексным или полудуплексным обменом информацией между Центральным (распорядительным) постом и линейными (исполнительными или контролируемыми) пунктами. Система рассчитана на использование любых типов электрической сигнализации (ЭЦ) на станциях и автоблокировки (АБ) на перегонах. Длина управляемого и контролируемого участка железной дороги может достигать любой протяженности и зависит от интенсивности движения поездов и числа контролируемых пунктов на участке. Количество управляемых и контролируемых системой объектов на линейных пунктах (ЛП) практически неограниченно.

Система диспетчерской централизации "Сетунь" позволяет выполнять следующие функции:

- непрерывный контроль поездной ситуации на участке в автоматическом режиме с учетом номеров и индексов поездов, их ходовых качеств и других данных;

- автоматическое управление движением поездов на участке при отсутствии отклонений от заданного графика;

прогнозирование возможного отклонения от заданного  графика и выдача рекомендаций диспетчеру по предотвращению этого отклонения;

- отображение и документирование исполненного графика движения поездов, действий диспетчера и т.д.;

- контроль и отображение состояния путевых объектов;

- управление скоростью движения поездов в зависимости от ситуации;

- передача ответственных команд на линейные пункты;

- возможность работы в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах;

- обмен необходимой информацией с устройствами ДЦ "Сетунь" соседних диспетчерских участков и с информационно-управляющими системами верхнего уровня.

Структура системы диспетчерской централизации  имеет два иерархических уровня:

1) аппаратура центрального поста (ЦП), включающая в себя ПЭВМ типа IBM PC, устройства ввода и отображения информации, устройства регистрации информации; в последнее время рекомендуется применение высоконадежных промышленных компьютеров (ПК), совместимых с IBM PC и предназначенных для круглосуточной работы;

2) аппаратура линейного пункта (ЛП), включающая в себя специализированную управляющую ЭВМ, устройство ввода информации, интерфейсные элементы увязки с исполнительными и контролируемыми элементами устройств автоматики на станциях и перегонах.

В главе 3 представлены архитектура построения и подробное описание аппаратуры управления и контроля системы ДЦ "Сетунь". Особый акцент сделан при этом на описании автоматизированного рабочего места поездного диспетчера (АРМ ДНЦ "Сетунь").

В главе 6 даны описания микропроцессорных  систем диспетчерской централизации "Сетунь" (п. 6.1) и системы телеуправления малодеятельными станциями (ТУМС) (п. 6.2).

Необходимо  отметить, что система ДЦ "Сетунь" является универсальной системой и может использоваться как для оснащения диспетчерских участков, не охваченных диспетчерской централизацией, так и для модернизации внедренных ранее диспетчерских систем "Нева", "Луч" и др. При этом возможны различные варианты модернизации:

- производится  замена старого оборудования  на центральном посту ДЦ на  оборудование ДЦ "Сетунь" и сохраняется аппаратура контролируемых линейных пунктов;

- производится  замена аппаратуры на ЦП и  ЛП одновременно.

Система ДЦ "Сетунь" способна функционально взаимодействовать практически со всеми системами старого поколения.

Естественно, по планам капитального строительства (вновь устанавливаемые системы  ДЦ) безусловное предпочтение отдается системе ДЦ "Сетунь". ДЦ "Сетунь", по сравнению с внедренными ранее системами ДЦ, заметно улучшает условия труда оперативного персонала, обеспечивает удобную форму ввода и отображения информации с учетом требований современной эргономики. Применение для организации рабочих станций ПК с плазменными и жидкокристаллическими видеомониторами, отличающихся повышенной надежностью и безопасностью и практически полным отсутствием электромагнитного, особенно рентгеновского излучения, электростатического, электромагнитного и магнитного полей, позволяет создать экологически идеальную моторную зону (пространство рабочего места) для оперативного и обслуживающего персонала.

Программное обеспечения рабочих станций  ДЦ "Сетунь" позволяет обеспечить:

- оперативную адаптируемость программного обеспечения под

конкретный  участок внедрения благодаря  использованию оригинальных инструментальных систем реального времени;

- применение новых информационных технологий;

- возможность фильтрации поступающих сообщений с использованием традиционных способов;

- организацию "горячего" резервирования для создания рабочей конфигурации системы (подсистемы) в случае выхода из строя одного из устройств.

    1. Централизация и децентрализация.

     Организации, в которых руководство высшего  звена оставляет за собой большую  часть полномочий, необходимых для  принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации — это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

На практике, однако, не встречается полностью  централизованных или децентрализованных организаций. Такие организации  представляют собой лишь предельные точки некоего континуума, между  которыми лежат все встречающиеся  на практике типы структур. Степень  централизации варьируется от организации, где большая часть (если не все) полномочия, необходимые для принятия важнейших  решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть  таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной  степени делегирования прав и  полномочий. Поэтому любая организация  может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении  с другими организациями или  в сравнении с собой же, но в  другие периоды.

Понять, насколько данная организация централизована в сравнении с другими, можно, определив следующие ее характеристики:

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации.

2.Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.

3. Последствия  решений, принимаемых на нижестоящих  уровнях. Если руководители нижнего  и среднего звена могут принимать  решения,

Информация о работе Централизация и децентрализация