Бизнес-планирование на современных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:08, реферат

Краткое описание

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Оглавление

Введение 3

1.Основы бизнес-плана 5

1.1.Бизнес-план его цели и задачи и функции 5

1.2 Типы бизнес-планов 8

2. Разработка бизнес-плана 9

2.1.Этапы разработки бизнес-плана 9

2.2 Структура и состав бизнес-плана 11

Заключение 19

Список литературы 21

Файлы: 1 файл

бизнес-план реферат.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Вторым  шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

     Украинские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не склонны.

     Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям привлечения инвесторов.

     Третий  шаг к созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию).

     Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

     Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвёртому шагу- установление общей структуры создаваемого документа.

     Обычно  бизнес-план включает в себя такие  составные части: титульный лист; резюме; историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует ); описание продуктов (услуг); описание дел в отрасли, товарные рынки; конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценку риска; план исследований и разработку; приложение (аппендикс).

2.2 Структура и состав бизнес-плана

 

     Бизнес-план - это документ, в котором описываются  все основные аспекты предпринимательской  деятельности, анализируются главные  проблемы, с которыми может столкнуться  предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

     В зависимости от конкретного характера  и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут  существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

     Как правило, бизнес-план состоит из следующих  разделов:

     - резюме;

     - описание продукта (услуги);

     - анализ рынка сбыта;

     - оценка конкурентов;

     - стратегия маркетинга;

     - план производства;

     - организационный план;

     - финансовый план.

     Резюме

     Многие  кредиторы и инвесторы любят  читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает  двух листов. Это дает им возможность  увидеть важные особенности и  преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»

     Для ответа на поставленные вопросы в  этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть: увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновение на рынки и вытеснение старых товаров.

     В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.Резюме составляется после составления бизнес-плана.

     Описание  продукта (услуги)

     Первый  раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель  собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

     Какие потребности призван удовлетворять  данный продукт (услуга)?

     Какой полезный эффект можно получить от данного товара (услуги)?

     Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?

     Полезный  эффект - это то, ради чего приобретается  товар. Отличительные особенности  товара - это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, многие важные особенности их конструкции.

     Два элемента - потребительные свойства товара и цена - являются определяющими  для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.

     Производителю товара (услуги) всегда нужно помнить, что в конечном итоге люди склонны  покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Очень важный и очень часто упускаемый из виду момент - это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия фирмы, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили услуги, оказанные данной фирмой. Без этого и сама фирма-производитель не будет иметь полного представления о своих будущих проблемах и затратах, и его потенциальные кредиторы и партнеры не захотят дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ выпускаемой продукции, доведенный до товарного вида, фотографию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие представления, или детальное описание предоставляемых услуг.

     В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид, если необходимо - и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу.

     Анализ  рынка сбыта

     Второй  раздел бизнес-плана - изучение рынка  товара или услуги. Недостаточный  анализ рынка и потенциальных  потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.

     Если  трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему  предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о  рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.

     При этом предпринимателю целесообразно  обратить внимание на следующее:

     - насколько часто и охотно покупатели  приобретают его товар или  обращаются в его фирму за услугами;

     - кто именно покупает его товар  или обращается к нему за  услугами, что именно привлекло;

     - сколько времени потребовалось  для реализации всей партии  товара или оказания одной  услуги;

     - как реагируют покупатели на  цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

     Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.

     Оценка  конкурентов

     Третий  раздел бизнес-плана посвящается  анализу конкурентов. Не следует  думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а ориентировать свой бизнес следует с расчетом на будущее. Так что стоит позаботиться и об этом разделе бизнес-плана. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

     Кто является конкурентом сегодня и  в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

     Каковы  отличия данного товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) конкурентов?

     Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?

     В чем рассчитывается их превзойти?

     Цель  данного раздела - облегчить выбор  подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих  промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

     «Воевать  на два фронта» трудно. Поэтому  необходимо сделать акцент на те стороны  деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал), попытаться сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что они известны).

     Если  четко ответить на вопросы указанных  трех разделов бизнес-плана, то должно сложиться определенное представление о той рыночной нише, которую хотелось бы заполнить, организуя свой бизнес.

     Стратегия маркетинга

     Четвертый раздел - это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» - главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах, так или иначе, была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести продукт до потребителя.

     Произвести товар, по своим параметрам соответствующий запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение по значению уступает только качеству продукции как основной причины выбора поставщиков.

Информация о работе Бизнес-планирование на современных предприятиях