Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:28, шпаргалка
Менеджмент - рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.
БМ представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.
В соответствии с основными принципами теории коммерческих ссуд банку для обеспечения ликвидности необходимо связывать процесс кредитования с последовательными стадиями движения продукта от производства к потреблению.
Условием ликвидности согласно Теории перемещения выступает определенная доля в общей сумме активов и структура быстрореализуемых активов. По признаку ликвидности все активы подразделяют на: первичные резервы, вторичные резервы, ссуды, прочие ценные бумаги, здания, сооружения.
Теория ожидаемого дохода связывает ликвидность банка с кредитоспособностью клиентов, обеспеченной их будущей выручкой.
В последние годы в зарубежных странах управление ликвидностью базируется на Теории управления пассивами. Банк может решить проблему ликвидности путем улучшения качества депозитной базы. Критерием ее качества является увеличение доли устойчивой части депозитов, т.е. средств вкладчиков, не покидающих банк. Чем выше доля этой части привлеченных ресурсов, тем ликвидность банка выше.
30. Система управления прибылью банка.
Прибыль КБ - внутренний источник его развития. Управление прибылью - важная составная часть банковского менеджмента, цель которой заключается в максимизации прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса.
Основные блоки управления:
1) определение подразделений банка, участвующих в процессе управления прибылью;
2) планирование доходов, расходов и прибыли банка;
3) применение способов оценки уровня прибыльности банковской деятельности;
4) определение методов текущего регулирования прибыли (финансового результата).
Управление осуществляется на различных уровнях: на уровне банка в целом (высший), уровне отдельных направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктов, отдельных рабочих мест и т.п.
В организации процесса управления прибылью банка участвуют различные подразделения банка:
1) Функциональные подразделения - управления и отделы, прямо участвующие в проведении активных и пассивных операций банка (оценка и анализ рентабельности продуктов, контроль за рентабельностью сделок).
2) Казначейство или сводное управление (составление плана доходов и расходов банка как составной части бизнес-плана, анализ и оценка уровня прибыли банка в целом и рентабельности отдельных направлений и т.д.).
3) Бухгалтерия (обеспечивает аналитические службы казначейства и функциональных подразделений необходимой информацией).
4) Служба внутреннего контроля (контроль за правильностью формирования и использования прибыли).
Основные направления контроля включают:
1) проверка соблюдения
нормативных требований ЦБ
2) проверка соблюдения
требований Министерства по
3) проверка правильности применяемых ставок налога и сроков его перечисления;
4) проверка льгот, используемых банком при исчислении налогов;
5) проверка использования прибыли.
31. Способы оценки и регулирования уровня прибыли КБ.
Система финансовых коэффициентов для оценки прибыльности: коэффициент процентной маржи, уровней непроцентного дохода и расхода, соотношения непроцентной и процентной маржи, стабильных расходов на рубль активов, показатели прибыльности активов и собственного капитала и т.д.
Оценка уровня прибыльности банка на основе финансовых коэффициентов основывается на приемах:
1) сравнение фактического значения финансового коэффициента со стандартами банка;
2) оценка соответствия уровня коэффициента мировым стандартам:
3) анализ динамики коэффициента;
4) сопоставление значения коэффициента с соответствующими показателями однотипных по величине и направлениям деятельности банка.
Факторный анализ уровня прибыльности банка позволяет детализировать причины ее изменения, и конкретизировать принятие управленческих решений. Он применяется для выявления основного фактора изменения показателя прибыльности.
Методы текущего регулирования прибыли: оценка уровня прибыльности банка в целом позволяет оценить степень надежности банка и выделить основные факторы, от которых она зависит.
Регулирование процентной маржи складывается из элементов:
1) определение коэффициента достаточной процентной маржи на предстоящий период на основе бизнес-плана, фиксирование его уровня в документе о кредитной политике;
2) регулярный контроль за соответствием коэффициентов фактической и достаточной процентной маржи;
3) контроль за спредом на основе коэффициентов спреда и посреднической маржи;
4) контроль за долей работающих активов;
5) формирование договорного процента с учетом коэффициента достаточной процентной маржи.
Управление беспроцентным доходом включает: отслеживание тенденций изменения беспроцентного дохода на рубль активов, контроль за соотношением стабильных и нестабильных беспроцентных доходов, изучение рынка предоставляемых клиентам услуг и разработку стратегии банка на этом рынке с целью правильного формирования комиссионного вознаграждения и создания новых услуг, активное использование рекламы банковских услуг. Осуществляется: контроль за структурой расходов, отслеживание тенденций изменения из величины на рубль активов, сопоставление тенденций изменения расходов и доходов банка, контроль за центрами затрат.
К критическим показателям относят: сложившееся падение коэффициентов прибыли, тенденция сокращения процентной маржи, рост «бремени», формирование чистой прибыли в основном за счет нестабильных источников, отрицательная процентная маржа по ссудным операциям, являющимся традиционным направлением деятельности банка; поглощение процентной маржи «бременем» и налогами.
32. Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка и рентабельностью банковского продукта.
Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка основывается на выделении функциональных подразделений банка, ответственных за определенные направления деятельности банка, т.е. за группу однородных банковских продуктов.
Прибыль от реализации любого банковского продукта определяется на основе его рыночной цены и себестоимости. Банковские продукты разделяют на 2 группы:
1) продукты, приносящие банку процентный или приравненный к нему доход, создание которых связано с вложением в активные операции банковских ресурсов (ссудные операции, операции с ценными бумагами);
2) продукты, приносящие банку комиссионный доход и не связанные с использованием ресурсов (расчетные услуги, предоставление гарантий).
Расчет рентабельности по 1 группе: Рп = М-С, где Рп - рентабельность продукта, М - процентная маржа по данному виду продукта (процент годовых), С - себестоимость операций по созданию продукта (процент годовых). М = Д-Цр, где М - процентная маржа по активным операциям, сложившаяся в периоде, Д - средняя доходность продукта (активной операции), Цр - средневзвешенная цена ресурсов, вложенных в активную операцию.
Расчет рентабельности по 2 группе: Рп = (Дк – С) / Оп, где Рп - рентабельность продукта, процент годовых, Дк - комиссионное вознаграждение банка за данный продукт в периоде, С - себестоимость, т.е. все затраты, связанные с созданием данного продукта в периоде, Оп - размер активных операций, связанных с данным продуктом.
Важным элементом в системе управления прибыльностью продукта является блок методов текущего регулирования финансового результата. К методам можно отнести:
1) совершенствование технологии создания продукта;
2) отслеживание динамики себестоимости и процентной маржи;
3) контроль за соответствием себестоимости и цены на рынке данного продукта;
4) разработка ценовой стратегии;
5) отслеживание динамики цен на рынке.
33. Управление пассивами банка: собственный капитал, оценка и анализ активов по степени их риска.
Процесс управления пассивами КБ предполагает их эффективное использование в соответствии с возможностями формирования ресурсной базы и, наоборот, формирование ресурсной базы в соответствии с возможностями ее использования. Управление пассивами предполагает раскрытие двух взаимосвязанных проблем: управление собственным капиталом и управление привлеченными ресурсами.
Собственный капитал КБ составляет основу его деятельности и является важным источником финансовых ресурсов. Он призван поддерживать доверие клиентов к банку и убеждать кредиторов в его финансовой устойчивости. Определение достаточности капитала банка с учетом рисков балансовых и забалансовых операций стало одной из наиболее серьезных проблем при оценке устойчивости банка.
Для анализа активов по степени риска их необходимо сгруппировать в соответствии с установленными коэффициентами риска. Взвешивание активов производится путем умножения остатков средств на соответствующем балансовом счете (счетах) или их части на коэффициент риска (в процентах), деленный на 100%. Полученная сумма активов, взвешенных по степени риска, увеличивается на сумму кредитного риска по инструментам, отраженным на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, сумму кредитного риска по срочным сделкам и сумму рыночного риска. Для определения кредитного риска по инструментам, отраженным на внебалансовых счетах, номинальная величина обязательств по каждому финансовому инструменту умножается на коэффициент риска. На полученную сумму увеличиваются рисковые активы.
Для расчета кредитного риска по срочным сделкам определяется текущий кредитный и потенциальный риски. Текущий кредитный риск (Ткр) - это сумма стоимости замещения по сделкам, включенным в двусторонние компенсационные соглашения и стоимости замещения по сделкам, не включенным в компенсационные соглашения. Процентный кредитный риск (Пкр) определяется как сумма риска по сделкам с юридически оформленными двусторонними компенсационными соглашениями и по сделкам, не включенным в указанные соглашения.
Общая величина риска по срочным сделкам: КРС=Ткр+Пкр - сумма обеспечения, полученная банком от контрагента.
В целях приведения уровня достаточности капитала в соответствие с международными стандартами минимально допустимое значение норматива Н1 устанавливается в размерах: для банков с капиталом от 5 млн. евро и выше - 10%; для банков с капиталом менее 5 млн. евро - 11%.
34. Управление собственным капиталом банка.
Управление капитала подразумевает:
1) Обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Так, чем больше доля рискованных активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства (капитал) банка (Н1). В любом случае банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными.
2) Выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала. Различают три способа:
- Важнейший внутренний источник роста капитала - прибыль, размер которой связан с дивидендной политикой банка (установленным размером дохода на акцию). Банк заинтересован в сохранении старых акционеров и привлечении новых, поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиции с аналогичной степенью риска. «Недостаток» наращивания прибыли связан с размером ее налогообложения;
- Увеличение капитала банка за счет повторных эмиссий связано с их высокими издержками. Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности различных факторов;
- Субординированный кредит (кредит, привлеченный КО не менее чем на 5 лет).
3) Учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и других кредитных организаций (в финансовом менеджменте рассматривается как самостоятельное направление – «Управление пассивами»).
35. Состав и организация управления привлеченными ресурсами КБ.
Управление привлеченными ресурсами - деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в т.ч. других банков, направленную на поддержание ликвидности как отдельных банков, так и банковской системы в целом.
Управление привлеченными ресурсами включает:
1) планирование пассивных операций - разработку депозитной политики банка и других внутрибанковских документов, регламентирующих пассивные операции;
2) анализ ресурсной базы банка;
3) организацию и регулирование деятельности по привлечению ресурсов;
4) контроль над осуществлением пассивных операций и состоянием ресурсной базы банка.
Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов. Каждый банк должен разработать, а затем строго соблюдать внутренние документы по привлечению ресурсов.
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным подразделениям и направлениям на основе сравнения фактически сложившейся структуры ресурсов с прогнозными данными, данными за прошлые периоды и с результатами, достигнутыми другими банками.
Особенностью регулирования пассивных операций банков является наличие государственного надзора за деятельностью банков. Поэтому внутрибанковское регулирование пассивных операций должно обеспечивать соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора, а также адекватность пассивных операций КБ проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политике.
Контроль в банковской деятельности, в т.ч. деятельности по привлечению ресурсов, подразделяется на внешний и внутренний.
36. Управление активными операциями банка.
Управление активами предполагает:
1) Диверсификацию активных операций по степени их ликвидности. Выделяют:
- высоколиквидные активы – первичные резервы (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках);
- вторичные резервы – государственные ценные бумаги, ссуды и другие платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;
- остальные ссуды;
- ценные бумаги негосударственных эмитентов;
- основные средства (здания и оборудование) - неликвидные активы.
2) Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по ссудам и ценным бумагам.