Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:28, шпаргалка
Менеджмент - рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.
БМ представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.
Основные формы цены банковских услуг: процент, дисконт и комиссия. В качестве основных факторов, влияющих на уровень этой цены, можно выделить следующие: себестоимость услуг; требуемая банку рентабельность услуг; соотношение спроса и предложения на рынке данной услуги.
К способам, обеспечивающим продажу банковских услуг, относятся все виды рекламы (особенно реклама продукта), отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей, правильный выбор типа банковской организации, система стимулирования работников банка в продаже наибольшего количества услуг, выбор стратегии и тактики работы банка на определенном сегменте рынка и т.п.
16. Содержание и роль аналитической работы в деятельности коммерческого банка.
Цель аналитической работы - обеспечение бесперебойной деятельности банка, его безубыточности. Кроме этого - повышение экономической эффективности деятельности банка, улучшения его конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижения и ограничения рисков банковской деятельности.
Предмет анализа - финансово-экономические процессы, их результаты и влияющие факторы.
Объекты анализа - окружающая социально-экономическая среда, потенциальный и завоеванный рынки, состояние конкуренции, активы и пассивы банка, его доходы, расходы и прибыль, банковские риски и операции.
Аналитическая работа ведется
руководством банка,
Источниками информации для анализа: данные финансовой отчетности, расшифровки отдельных статей баланса и данные аналитического учета, внутренние документы банка, материалы проверок и т.д.
Виды анализа:
1) Ретроспективный - предполагает
взгляд в прошлое,
2) Оперативный - оперирует данными настоящего времени.
3) Внешний - изучение состояния контрагента на межбанковском рынке, финансового состояния клиентов банка.
4) Внутренний - изучение
состояния банка на основании
данных синтетического и
5) Количественный - регистрирует
величину и темпы изменений
в структуре баланса банка,
других объектов анализа,
6) Качественный - предполагает исследование причин изменения банковской прибыли, изучение факторов, влияющих на качество портфелей и отдельных активов и т.д.
Принципы аналитической работы:
1) Историзация (следует использовать данные за длительный период).
2) Ранжирование (котировка) - важно оценить значимость выявленной проблемы, степень ее влияния на банк.
3) Сравнение (сравнение полученных результатов с конкурентами, планами и расчетами).
4) Сопоставимость (для объективной оценки банка необходимо сопоставить данные разных периодов, исключить влияние инфляционных процессов, используя коэффициент инфляции, дефлятор, метод твердых валют и т.п.).
5) Последовательность.
17. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента: цели, задачи, содержание и направления контроля.
Внутренний контроль банка - система методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы. Состоит из элементов:
1) административный контроль (план организации работ, процедуры и ведение документации, связанной с предоставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами);
2) контроль за денежными потоками (состояние ликвидности, концентрацию рисков);
3) финансовый контроль (ведение документации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения достоверности финансовой отчетности);
4) контроль за результатами деятельности (ведение документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями себестоимости банковских продуктов и их рентабельностью).
Основная цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.
Задачи:
1) контролирует выполнение
2) обеспечивает соблюдение
3) принимает своевременные и эффективные решения с целью устранения недостатков и нарушений;
4) обеспечивает выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
5) контролирует сохранность
Направления внутреннего колнтроля:
1) контроль планов банка (выполнение текущих и перспективных планов);
2) контроль полномочий (выполнение операций, согласно имеющимися у банка лицензиями);
3) контроль документального оформления (полное, достоверное и оперативное отражение операций);
4) контроль сохранности (предупреждается неправильное использование активов банка).
18. Организация внутреннего контроля.
Организация внутреннего контроля в банках строится на принципах:
1) открытости всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур;
2) постоянства контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией;
3) разделения обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операций в целом;
4) обязательности проверки работы каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;
5) осуществления постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.
Центральное место в организации внутреннего контроля занимает контроль за рисками банковской деятельности. Под рисками банковской деятельности понимается возможность утраты ликвидности, а также финансовые потери (убытки).
Система внутреннего контроля за основными видами рисков банковской деятельности организуется на трех основных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микроуровне (уровень подразделения) и макроуровне.
Частью системы внутреннего контроля кредитной организации является комплаенс-контроль. Комплаенс-контроль - это внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках. Он осуществляется по следующим направлениям: управление информационными потоками; предотвращение манипулирования ценами на рынке ценных бумаг; взаимоотношения с клиентами; предотвращение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.
19. Контроль ЦБ, анализ и оценка аудиторскими фирмами состояния внутреннего контроля в КБ.
БР осуществляет постоянный мониторинг за состоянием внутреннего контроля в коммерческих банках. В составе годового отчета банки обязаны представить по отдельной форме (Приложение №1) полную информацию о службе внутреннего контроля и показателях оценки ее деятельности.
Деятельность службы внутреннего контроля оценивается по набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию регулирующих внутрибанковских документов. К ним относятся документы, определяющие:
1) процедуры принятия решений;
2) распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка;
3) политику банка при проведении операций по привлечению и размещению средств;
4) требования по регламентации операций на финансовых рынках;
5) деятельность службы внутреннего контроля.
Анализ постановки внутреннего контроля проводится аудиторами по следующим основным направлениям:
1) Объектом анализа и оценки в ходе аудиторской проверки является последующий и текущий внутренний контроль;
2) Анализ и оценка квалификационного потенциала и профессионализма службы внутреннего контроля в банках;
3) Наличие планов работы и проверок службы внутреннего контроля, оценка их качества с позиции охвата всех выполняемых банком операций, периодичности совершения;
4) Наличие рабочих программ последующих проверок, оценка их качества с позиции глубины и актуальности содержания основных вопросов программы;
5) Анализ актов и других документов выполненных проверок.
Оценка качества выполняемых проверок:
1) Порядок рассмотрения результатов проведенных проверок руководства банка.
2) Оценка качества принятых мер руководством банка по результатам проверок.
20. Управление персоналом коммерческого банка.
Управление персоналом банка - система организационных мер, направленных на формирование единой команды, способной решить поставленные перед ней производственные задачи. Система управления персоналом строится с учетом стратегических и тактических целей функционирования банка и осуществляется на основе разработки кадровой политики.
Организация работы по управлению персоналом возлагается на кадровую службу банка.
Процесс управления персоналом включает:
1) Перспективное и текущее планирование потребностей банка в персонале.
2) Подбор и комплектование кадров.
3) Оценку деятельности банковских работников.
4) Разработку системы мотивации эффективного труда.
5) Применение различных форм развития персонала и совершенствования его творческого потенциала.
Управление персоналом включает:
1) Планирование потребности в квалифицированных сотрудниках.
2) Составление штатного расписания и подготовку должностных инструкций.
3) Подбор персонала и формирование коллектива сотрудников.
4) Анализ качества работы и контроль.
5) Разработку программ профессиональной подготовки и повышения квалификации.
6) Аттестацию сотрудников: критерии, методики, оценки.
7) Мотивацию: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.
21. Оценка деятельности КБ: необходимость и содержание, виды и принципы оценки.
Оценка деятельности банка может быть:
1) Внутренняя (осуществляется самим банком, как элемент менеджмента).
2) Внешняя оценка (осуществляется разными субъектами в различных целях – ЦБ, органом банковского надзора, аудиторскими фирмами и т.п.). В зависимости от целей можно выделить 3 вида внешних оценок:
1) оценка количественных, объемных показателей;
2) оценка качественных сторон деятельности: финансового состояния (надежности);
3) оценка состояния учета и отчетности.
Разработаны основные принципы, составляющие руководство для анализа финансового состояния и деятельности коммерческих банков, позволяющие дать оценку как самим банком, так и органом надзора и контроля. Эти принципы:
1) Учитывая специфику банка, главными направлениями анализа его деятельности должны быть: уровень доходности, состояние ликвидности, качество активов и достаточность резервов, достаточность капитала, эффективность управления банком.
2) Предпочтение сравнительному анализу банков внутри страны (классификация банков по разным признакам, а затем сравниваются банки, находящиеся в одном сегменте рынка).
3) Для проведения сравнительного анализа требуется создание единообразного формата, содержащего ключевые позиции о деятельности банка. Ключевые позиции определяют содержание конкретных показателей деятельности банка и способы их оценки. При анализе соответствующих показателей используется их сравнение с критериальным уровнем, а также по однородным банкам, построение трендов, анализ факторов, определивших уровень показателей.
4) Правильные выводы могут основываться лишь на хорошем понимании особенностей учета в банковской сфере и каждом конкретном банке. Баланс банка и его отчет о прибылях и убытках не всегда отражают реальное положение дел. Необходимо знать, что кроется за каждой статьей официальной отчетности.
5) Успех финансового анализа зависит от вдумчивого подхода аналитиков к полученной информации (аналитик должен поставить себя на место управляющего).
22. Рейтинговая система оценки надежности банка САМЕL.
Рейтинг - это метод сравнительной оценки обобщенной оценки деятельности нескольких банков. Эта система используется в США и лежит в основе многих систем оценок надзорных органов. Критерии оценки надежности КБ: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность, менеджмент.
Оценка достаточности капитала, основные показатели:
1) Коэффициент достаточности основного капитала:
К1= капитал основной / активы, взвешенные с учетом риска * 100%
2) Коэффициент достаточности основного капитала и дополнительного капитала:
К1=капитал совокупный (т.е. основной + дополнительный) / активы, взвешенные с учетом риска * 100%
Оценка качества активов - все активы, обладающие риском, подразделяют на 5 групп:
1) хорошие (защищенные чистой стоимостью или высоким качеством обеспечения (залогом, гарантией));
2) особо упомянутые - защищены в данный момент, но имеют потенциальные слабости;
3) нестандартные активы - вызывающие опасения (недостаточно защищенные текущей стоимостью и представленным обеспечением);
4) сомнительные - с высокой возможностью потерь;
5) убыточные - имеющие очень низкую вероятность возврата.
Основной показатель, определяющий качество активов = абсолютная величина риска СР / (капитал К + резервы для покрытия кредитных потерь РПКП) * 100.
Коэффициент прибыльности (характеризует эффективность деятельности):