Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:28, шпаргалка

Краткое описание

Менеджмент - рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.
БМ представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.

Файлы: 1 файл

Bankovskij_menedzhment_shpory.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

   Основные формы цены банковских услуг: процент, дисконт и комиссия. В качестве основных факторов, влияющих на уровень этой цены, можно выделить следующие: себестоимость услуг; требуемая банку рентабельность услуг; соотношение спроса и предложения на рынке данной услуги.

   К способам, обеспечивающим продажу банковских услуг, относятся все виды рекламы (особенно реклама продукта), отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей, правильный выбор типа банковской организации, система стимулирования работников банка в продаже наибольшего количества услуг, выбор стратегии и тактики работы банка на определенном сегменте рынка и т.п.

 

16. Содержание и роль аналитической работы в деятельности коммерческого банка.

   Цель аналитической работы - обеспечение бесперебойной деятельности банка, его безубыточности. Кроме этого - повышение экономической эффективности деятельности банка, улучшения его конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижения и ограничения рисков банковской деятельности.

   Предмет анализа - финансово-экономические процессы, их результаты и влияющие факторы.

   Объекты анализа - окружающая социально-экономическая среда, потенциальный и завоеванный рынки, состояние конкуренции, активы и пассивы банка, его доходы, расходы и прибыль, банковские риски и операции.

   Аналитическая работа ведется  руководством банка, менеджерами  различных уровней, внутренними  аудиторами и специальными банковскими  аналитиками.

   Источниками информации для анализа: данные финансовой отчетности, расшифровки отдельных статей баланса и данные аналитического учета, внутренние документы банка, материалы проверок и т.д.

   Виды анализа:

1) Ретроспективный - предполагает  взгляд в прошлое, исследование  данных предыдущих периодов.

2) Оперативный - оперирует данными настоящего времени.

3) Внешний - изучение состояния контрагента на межбанковском рынке, финансового состояния клиентов банка.

4) Внутренний - изучение  состояния банка на основании  данных синтетического и аналитического  учета.

5) Количественный - регистрирует  величину и темпы изменений  в структуре баланса банка,  других объектов анализа, исследует  отдельные факторы, вызвавшие  эти изменения.

6) Качественный - предполагает исследование причин изменения банковской прибыли, изучение факторов, влияющих на качество портфелей и отдельных активов и т.д.

   Принципы аналитической работы:

1) Историзация (следует использовать данные за длительный период).

2) Ранжирование (котировка) - важно оценить значимость выявленной проблемы, степень ее влияния на банк.

3) Сравнение (сравнение полученных  результатов с конкурентами, планами и расчетами).

4) Сопоставимость (для объективной оценки банка необходимо сопоставить данные разных периодов, исключить влияние инфляционных процессов, используя коэффициент инфляции, дефлятор, метод твердых валют и т.п.).

5) Последовательность.

 

17. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента: цели, задачи, содержание и направления контроля.

   Внутренний контроль банка - система методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы. Состоит из элементов:

1) административный контроль (план организации работ, процедуры и ведение документации, связанной с предоставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами);

2) контроль за денежными потоками (состояние ликвидности, концентрацию рисков);

3) финансовый контроль (ведение документации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения достоверности финансовой отчетности);

4) контроль за результатами деятельности (ведение документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями себестоимости банковских продуктов и их рентабельностью).

   Основная цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

   Задачи:

1) контролирует выполнение персоналом  банка требований ФЗ и нормативных  актов БР;

2) обеспечивает соблюдение установленных  процедур и полномочий при  принятии любых решений, затрагивающих  интересы банка, его собственников  и клиентов;

3) принимает  своевременные и  эффективные решения с целью устранения недостатков и нарушений;

4) обеспечивает выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;

5) контролирует сохранность активов  (имущества) банка.

   Направления внутреннего колнтроля:

1) контроль планов банка (выполнение текущих и перспективных планов);

2) контроль полномочий (выполнение операций, согласно имеющимися у банка лицензиями);

3) контроль документального оформления (полное, достоверное и оперативное отражение операций);

4) контроль сохранности (предупреждается неправильное использование активов банка).

  

18. Организация внутреннего контроля.

   Организация внутреннего контроля в банках строится на принципах:

1) открытости всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур;

2) постоянства контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией;

3) разделения обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операций в целом;

4) обязательности проверки работы каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;

5) осуществления постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.

   Центральное место в организации внутреннего контроля занимает контроль за рисками банковской деятельности. Под рисками банковской деятельности понимается возможность утраты ликвидности, а также финансовые потери (убытки).

   Система внутреннего контроля за основными видами рисков банковской деятельности организуется на трех основных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микроуровне (уровень подразделения) и макроуровне.

   Частью системы внутреннего контроля кредитной организации является комплаенс-контроль. Комплаенс-контроль - это внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках. Он осуществляется по следующим направлениям: управление информационными потоками; предотвращение манипулирования ценами на рынке ценных бумаг; взаимоотношения с клиентами; предотвращение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.

 

19. Контроль ЦБ, анализ и оценка аудиторскими фирмами состояния внутреннего контроля в КБ.

   БР осуществляет постоянный мониторинг за состоянием внутреннего контроля в коммерческих банках. В составе годового отчета банки обязаны представить по отдельной форме (Приложение №1) полную информацию о службе внутреннего контроля и показателях оценки ее деятельности.

   Деятельность службы внутреннего контроля оценивается по набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию регулирующих внутрибанковских документов. К ним относятся документы, определяющие:

1) процедуры принятия решений;

2) распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка;

3) политику банка при проведении операций по привлечению и размещению средств;

4) требования по регламентации операций на финансовых рынках;

5) деятельность службы внутреннего контроля.

   Анализ постановки внутреннего контроля проводится аудиторами по следующим основным направлениям:

1) Объектом анализа и оценки в ходе аудиторской проверки является последующий и текущий внутренний контроль;

2) Анализ и оценка квалификационного потенциала и профессионализма службы внутреннего контроля в банках;

3) Наличие планов работы и проверок службы внутреннего контроля, оценка их качества с позиции охвата всех выполняемых банком операций, периодичности совершения;

4) Наличие рабочих программ последующих проверок, оценка их качества с позиции глубины и актуальности содержания основных вопросов программы;

5) Анализ актов и других документов выполненных проверок.

   Оценка качества выполняемых проверок:

1) Порядок рассмотрения результатов проведенных проверок руководства банка.

2) Оценка качества принятых мер руководством банка по результатам проверок.

 

20. Управление персоналом коммерческого банка.

   Управление персоналом банка - система организационных мер, направленных на формирование единой команды, способной решить поставленные перед ней производственные задачи. Система управления персоналом строится с учетом стратегических и тактических целей функционирования банка и осуществляется на основе разработки кадровой политики.

   Организация работы по управлению персоналом возлагается на кадровую службу банка.

   Процесс управления персоналом включает:

1) Перспективное и текущее планирование потребностей банка в персонале.

2) Подбор и комплектование кадров.

3) Оценку деятельности банковских работников.

4) Разработку системы мотивации эффективного труда.

5) Применение различных форм развития персонала и совершенствования его творческого потенциала.

   Управление персоналом включает:

1) Планирование потребности в квалифицированных сотрудниках.

2) Составление штатного расписания и подготовку должностных инструкций.

3) Подбор персонала и формирование коллектива сотрудников.

4) Анализ качества работы и контроль.

5) Разработку программ профессиональной подготовки и повышения квалификации.

6) Аттестацию сотрудников: критерии, методики, оценки.

7) Мотивацию: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.

 

21. Оценка деятельности КБ: необходимость и содержание, виды и принципы оценки.

   Оценка деятельности банка может быть:

1) Внутренняя (осуществляется самим банком, как элемент менеджмента).

2) Внешняя оценка (осуществляется разными субъектами в различных целях – ЦБ, органом банковского надзора, аудиторскими фирмами и т.п.). В зависимости от целей можно выделить 3 вида внешних оценок:

1) оценка количественных, объемных показателей;

2) оценка качественных сторон деятельности: финансового состояния (надежности);

3) оценка состояния учета и отчетности.

   Разработаны основные принципы, составляющие руководство для анализа финансового состояния и деятельности коммерческих банков, позволяющие дать оценку как самим банком, так и органом надзора и контроля. Эти принципы:

1) Учитывая специфику банка, главными направлениями анализа его деятельности должны быть: уровень доходности, состояние ликвидности, качество активов и достаточность резервов, достаточность капитала, эффективность управления банком.

2) Предпочтение сравнительному анализу банков внутри страны (классификация банков по разным признакам, а затем сравниваются банки, находящиеся в одном сегменте рынка).

3) Для проведения сравнительного анализа требуется создание единообразного формата, содержащего ключевые позиции о деятельности банка. Ключевые позиции определяют содержание конкретных показателей деятельности банка и способы их оценки. При анализе соответствующих показателей используется их сравнение с критериальным уровнем, а также по однородным банкам, построение трендов, анализ факторов, определивших уровень показателей.

4) Правильные выводы могут основываться лишь на хорошем понимании особенностей учета в банковской сфере и каждом конкретном банке. Баланс банка и его отчет о прибылях и убытках не всегда отражают реальное положение дел. Необходимо знать, что кроется за каждой статьей официальной отчетности.

5) Успех финансового анализа зависит от вдумчивого подхода аналитиков к полученной информации (аналитик должен  поставить себя  на место управляющего).

 

22. Рейтинговая система оценки надежности банка САМЕL.

   Рейтинг - это метод сравнительной оценки обобщенной оценки деятельности нескольких банков. Эта система используется в США и лежит в основе многих систем оценок надзорных органов. Критерии оценки надежности КБ: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность, менеджмент.

   Оценка достаточности капитала, основные показатели:

1) Коэффициент достаточности основного капитала:

К1= капитал основной / активы, взвешенные с учетом риска * 100%

2) Коэффициент достаточности основного капитала и дополнительного капитала:

К1=капитал совокупный (т.е. основной + дополнительный) / активы, взвешенные с учетом риска * 100%

   Оценка качества активов - все активы, обладающие риском, подразделяют на 5 групп:

1) хорошие (защищенные чистой стоимостью или высоким качеством обеспечения (залогом, гарантией));

2) особо упомянутые - защищены в данный момент, но имеют потенциальные слабости;

3) нестандартные активы - вызывающие опасения (недостаточно защищенные текущей стоимостью и представленным обеспечением);

4) сомнительные - с высокой возможностью потерь;

5) убыточные - имеющие очень низкую вероятность возврата.

   Основной показатель, определяющий качество активов = абсолютная величина риска СР / (капитал К + резервы для покрытия кредитных потерь РПКП) * 100.

   Коэффициент прибыльности (характеризует эффективность деятельности):

Информация о работе Банковский менеджмент