Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 04:54, курсовая работа
Банковская деятельность подвержена большому числу рисков, так как банк, помимо функции бизнеса, несет в себе функцию общественной значимости и проводника денежно-кредитной политики, то знание, определение и контроль банковских рисков представляет интерес для большого числа внешних заинтересованных сторон: Центральный Банк, акционеры, участники финансового рынка, клиенты. В исследовании риска целесообразно разграничить два ключевых направления - распознавание и оценка уровня риска и принятие решений в области риска.
Введение………………………………………………………………………….3
1. ВИДЫ БАНКОВСКИХ РИСКОВ…………………………………………….…4
2. ВНЕШНИЕ РИСКИ ……………………………………………………………...5
2.1. Страновой риск ………………………………………………………………...5
2.2. Валютный риск …………………………………………………………..…….6
2.3. Риск стихийных бедствий …………………………………………………..…8
3. ВНУТРЕННИЕ РИСКИ …………………………………………………..……..9
3.1. Риски, связанные с видом банка …………………………………………..….9
3.2. Риски, связанные со спецификой клиентов банка …………………………10
3.2.1. Отраслевой риск ……………………………………………………………11
3.2.2. Уровень риска банка в зависимости от размера клиента ………………..12
3.2.3. Уровень риска банка в зависимости от принадлежности клиентов к различным видам собственности ………………………………………………..12
3.3. Риски, связанные с характером банковских операций ……………………14
3.3.1. Риски пассивных операций ………………………………………….…….15
3.3.2. Риски активных операций …………………………………………………15
Заключение………………………
Риск падения общерыночных цен — это риск не получаемого дохода по каким-либо финансовым активам. Чаще всего он связан с падением цен на все обращающиеся на рынке ценные бумаги одновременно.
В странах с развитой рыночной экономикой существуют фирмы-наблюдатели (например "Стандарт энд Пуэрс"), которые постоянно анализируют уровень портфельного риска различных ценных бумаг. Существует следующая классификация надежности ценных бумаг: ААА, АА, А, ВВВ, ВВ, В......D. Ценные бумаги, попавшие в категории
ААА......ВВВ, являются менее рисковыми, а категория D не обеспечивает даже возврат номинальной стоимости, т.е. величина основного капитала в конце оговоренного срока оказывается под большим вопросом.
Например, ведущими фирмами в США по определению рейтинга компании
являются "Мэдис Инвесторс Сервис" и "Стандарт энд Пуэрс". Они выделяют несколько рейтинговых классов.
Как было сказано выше, одним из методов определения уровня рисков является анализ величины среднеквадратичного отклонения. Далее приведены его рассчитанные значения для чистой прибыли по различным видам ценных бумаг за период 1926 — 1981 гг. в США :
обыкновенные акции в целом 21,9
акции малых (венчурных) фирм 37,3
долгосрочные облигации предприятий 5,6
долгосрочные государственные облигации 5,7
государственные казначейские билеты 3,1
Конечно, четкая связь между уровнями прибыли и риска явно прослеживаются только на развитом и установившемся рынке. Согласно вышеперечисленным данным можно определенно утверждать, что акции частных фирм и акционерных предприятий значительно более рисковые, чем государственные облигации. Государство теоретически и практически не может разориться, потому что доход по его долговым обязательствам
гарантируется всем достоянием страны. В то же время негосударственные, акционерные и венчурные предприятия более мобильны, эффективны, хотя уровень риска банкротства у них выше.
Риск инфляции
Риск инфляции — это риск, который определяется жизненным циклом отраслей. Основные факторы, влияющие на развитие отрасли, следующие :
а).переориентация экономики, что связано с общей экономической нестабильностью в мире, по отдельным регионам, странам, рынкам, рыночным сегментам, нишам и окнам, с одной стороны, и ростом цен на ресурсы, с другой;
б).истощение каких-либо ресурсов;
в).изменение спроса на внутреннем и мировом рынках сбыта;
г).общеисторическое развитие цивилизации.
Транспортный риск
Особый интерес представляют так называемые транспортные риски. Их
классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС. После последних коррекций (1990г.) различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах E,F, C и D.
Группа Е включает в себя одну ситуацию — когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски принимают на себя поставщик и его банк до момента принятия покупателем. Риск транспортировки от помещений продавца до конечного пункта уже принимается покупателем и его банком.
Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и рисков :
а) FCA (Free Carrier ....../ named place), это означает, что риск и
ответственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя (посредника) в момент передачи товара в установленном месте;
б) FAS (Free Along Side Ship ......../ named port of deshuation), это означает, что
ответственность и риск за товар переходят от поставщика (и его банка) к
покупателю в определенном договором порту;
в) FOB (Free On Board ......../ named of Shipment) означает, что продавец и его банк снимают с себя ответственность после выгрузки товара с корабля.
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации:
а) CFR (Cost and Freight ........./ named port of deshuation). Продавец и его банк
оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля;
б) CIF (Cost, Insurance, Freight ......./ named port of deshuation) означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
в) CPT (Carriage Paid To ......../ named place of deshuation), т.е. продавец и
покупатель (и их банки) делят между собой риски и ответственность.
В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к покупателю и его банку;
г) CIP (Carriage And Insurance Paid To ...../ named place of deshuation)
означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном
промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец
обеспечивает и платит стоимость страховки товара.
Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски
ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации :
а) DAF (Delivered At Frontier ......../ named place), т.е. продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимают на себя покупатель и его банк.
б) DES (Delivered Ex Ship ......../ named port of deshuation ) означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid) ........../ named port of deshuation) —передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
г) DDU (Delivered Duty Unpaid ........./ named place of deshuation) — продавец
принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и проч. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
д) DDP (Delivered Duty Paid ........./ named place of deshuation) — продавец
ответственен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их.
Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше. Существует таблица У.Стантона, с помощью которой можно произвести оптимальный выбор вида транспорта в зависимости от специфики конкретного товара.
Лизинговый и факторинговый риск Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.
Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии,
расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного капитала, сокращения жизненного цикла товаров и т.д.
Для снижения риска лизинговых сделок необходимо разработать ускоренные нормы амортизационных отчислений или использовать их досрочное начисление. Лизинг в настоящее время считается операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка. В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным, международным. Каждый из
вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым и косвенным; срочным и возобновляемым( револьверным); чистым и полным.
Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового
договора. Осуществляя клиринг, каждая страна-экспортер получает сумму
экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импортера, а дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером.
Несмотря на старания осуществления баланса при взаимных поставках, чаще
всего в конце периода одна сторона имеет перевес, т.е. авуар, в свою пользу. Она или не желает больше товаров своего партнера, или ей необходимы деньги. Тогда эта сторона может продать свой авуар, обычно с помощью посредника, в третью страну. В таком случае возникает разница между стоимостью клиринговой валюты и стоимостью конвертируемой валюты. В цифровом выражении эту разницу называют дизажио. Если, например, 100 клиринговых долларов обменивают на 85 конвертируемых, дизажио
равняется 15%. Продажа клиринговой валюты называется суитч ( от английского switch — переключать). Этот термин встречается и в случаях, когда меняют объект или субъект торговых сделок. Например, при продаже малоперспективных ценных бумаг, смене партнеров в случае кредитных сделок и т.д.
Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не
деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и
межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников . Международные бартерные сделки, также как и клиринг, связаны с прайс-листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров,
указанных в конкретных прайс-листах. Для уменьшения риска по факторинговым операциям следует анализировать платежеспособность заемщиков, изучать характер их хозяйственных связей и взаимоотношения с поставщиками, структуру платежей, конкурентоспособность продукции, количество случаев ее возврата и т.д.
При покупке факторинговым отделом банка векселей у поставщиков, появляется дополнительный риск приобретения бронзового векселя (т.е. векселя, не имеющего товарного покрытия). Этот риск предотвращается внесением в договоры условия возможного их разрыва и прекращения оплаты счетов и векселей при возникновении задолженности факторинговому отделу свыше 30 дней со дня истечения срока векселя.
Частично компенсация этого риска происходит при повышении комиссионного вознаграждения банку за подобные операции.
Одним из способов измерения уровня риска является анализ зависимых и
независимых, внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние в конкретной ситуации, с помощью методов экспертных оценок. Кроме того, в практике коммерческих банков стран с развитой рыночной экономикой широко используется система банковских гарантий. В зависимости от количества банков, принимающих участие в гаранционных операциях, различают прямые, косвенные и посреднические операции.
Обычно основными элементами банковских гарантий являются сумма, условия и срок выплаты.
Существуют следующие типы банковских гарантий :
1. Гарантия выполнения договора или гарантии доставки ( perfomance bond, deliveru guarantee ). Их предоставляют предприятиям, которые должны произвести доставку какого-то товара, обеспечить услугу или выполнить инжиниринговую работу. Объектом гарантии является выполнениедоговорных обязательств, в противном случае банк обязан
выплатить определенную сумму покупателю( потребителю). Модификацией этой гарантии является гарантия уровня выполнения (performance guarantee, performance bond), которая используется только при выполнении строительных, монтажных и других конкретных инжиниринговых работ производственного назначения. В этом случае банк обязывается
выплатить определенную сумму при полном или частичном невыполнении договорных обязательств.
2. Гарантии торга (bid bond, patrizipation bond), которые предоставляются
участникам торгов с целью обеспечения наличия прайс-листов, выполнения взятых на
себя обязательств. В случае невыполнения условий торгов банк также должен выплатить
определенную сумму потерпевшей стороне.
3. Гарантия аванса (advance-payment guarantee) используется при выполнении
больших заказов: постройка зданий, сооружений. Так как заказ выполняется в течение длительного периода времени, исполнитель должен быть уверен, что по окончании работы потребитель не передумает и не окажется произвести выплаты. Со своей стороны, потребитель должен быть уверен, что получит заказанный товар в нужном количестве и качестве и точно в срок. При невыполнении обязательств банк должен выплатить определенную сумму потерпевшей стороне. Иногда сумма гарантий
автоматически уменьшается по мере выполнения некоторых этапов обязательств.
4. Гарантия отсутствующего коносамента (letter of indemnity) предусматривает временное несовпадение между транспортировкой товаров и пересылкой сопроводительных документов. С ее помощью снижается оплата по снятию дополнительных складских помещений, оплата за простои транспортных средств, снижается риск от доставки некачественного товара, товара, не отвечающего всем оговоренным заранее требованиям, и т.д.
5. Гарантия неполной (некорректно составленной) документации (guarantee in respect of inconsistent documents). Банк обеспечивает потребителя или производителя необходимыми средствами для нормального продолжения деятельности независимо от конкретной неблагоприятной ситуации, связанной с неправильным оформлением сопроводительной документации.
6. Гарантия для таможенных властей (guarantee towards customs authorities)
выражается в обязательстве банков выплатить все таможенные формальности, связанные с перевозкой товара.
Заключение
В свете сегодняшних проблем российской экономики, связанных с преодолением кризисных явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной деятельности, совершенствованием организации расчетов в народном хозяйстве и стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых
ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, имеет неоценимую практическую значимость.
Практическая роль банковской системы в экономике народного хозяйства,
связанной рыночными отношениями, определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов, большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют сбережения населения к предприятиям и другим производственным структурам. Реализуя банковские операции, достигая их слаженности и сбалансированности, коммерческие банки обеспечивают, тем самым, свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования в системе рыночных отношений. Все аспекты и сферы деятельности коммерческих банков объединены единой стратегией управления банковским делом, цель которой — достижение доходности и ликвидности и
Информация о работе Банковские риски. Состав внутренних и внешних рисков