Банковские риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является подробное рассмотрение
банковских рисков и методов их оценки.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть теоретические основы банковских рисков;
рассмотреть классификацию банковских рисков;
рассмотреть методы оценки банковских рисков, а именно кредитного,
валютного, процентного и других;
изучить способы минимизации банковских рисков.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты морального риска в банковской деятельности
1.1. Понятие морального риска
1.2. Классификация моральных рисков
2. Методы противодействия моральным рискам
2.1. Способы борьбы с моральными рисками, возникающими в деятельности банка
2.2. Роль системы страхования вкладов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

институциональная.docx

— 47.80 Кб (Скачать)

Введение 

1. Теоретические аспекты морального  риска в банковской деятельности 

1.1. Понятие морального риска 

1.2. Классификация моральных рисков 

2. Методы противодействия моральным  рискам 

2.1. Способы борьбы с моральными  рисками, возникающими в деятельности  банка 

2.2. Роль системы страхования  вкладов 

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банковская деятельность подвержена большому числу рисков. Так как

банк, помимо функций бизнеса, несет в себе функцию общественной значимости и проводника денежно-кредитной политики, то знание, определение и контроль банковских рисков представляет интерес для большого числа внешних заинтересованных сторон: Центральный Банк, акционеры, участники финансового рынка, клиенты. Особое внимание необходимо уделять рассмотрению элементов портфельного подхода в управлении кредитом и управлении инвестициями, проблеме формирования структуры активов и пассивов банка с точки зрения оптимального сочетания двух взаимоисключающих задач – максимизации доходов и минимизации риска.

Под риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу потери банком своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций. Управление рисками является основным в банковском деле. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Ключевыми элементами эффективного управления являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами; и, что наиболее важно, хорошо

подготовленный для работы в этой системе персонал.

Актуальность темы данной контрольной работы состоит в том, что банковская деятельность подвержена большому числу рисков, так как банк, помимо функции бизнеса, несет в себе функцию общественной значимости и проводника денежно-кредитной политики, то знание, определение и контроль банковских рисков представляет интерес для большого числа внешних заинтересованных сторон: Центральный Банк, акционеры, участники финансового рынка, клиенты. В исследовании риска целесообразно разграничить два ключевых направления - распознавание и оценка уровня риска и принятие решений в области риска.

Целью данной контрольной  работы является подробное рассмотрение

банковских рисков и методов их оценки.

Задачи контрольной  работы:

    • рассмотреть теоретические основы банковских рисков;
    • рассмотреть классификацию банковских рисков;
    • рассмотреть методы оценки банковских рисков, а именно кредитного,
    • валютного, процентного и других;
    • изучить способы минимизации банковских рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  морального риска в банковской  деятельности 

1.1. Понятие морального риска 

 Понятие “морального  риска” (англ. — moral hazard) является относительно новым в экономической литературе и практически не исследовано. В настоящее время не существует достаточно проработанной теоретической базы как по их классификации, оценке, так и по методам борьбы.

Понятие морального риска  изначально появилось в сфере страхования, где под ним понимали опасности, связанные с природой человека и зависящие от черт характера, поведения, репутации страхователя или лица, предлагающего что-либо на страхование. В его основе лежит представление о том, что сам факт страхования повышает вероятность события, от наступления которого осуществляется страхование. Это происходит потому, что страхование ослабляет стимулы застрахованной стороны к принятию превентивных мер. В качестве некоторых простых примеров можно привести следующие:

  • домовладелец, который в меньшей степени заботится о том, чтобы запирать свой дом, когда он застрахован;
  • владелец автомобиля, который более рискованно управляет своим автомобилем, поскольку он застрахован;
  • человек, уделяющий меньше внимания своему здоровью, так как у него есть медицинская страховка.

Таким образом, моральный  риск связан с человеческим фактором и особенностями поведения людей.

Следующее определение дает представление о факторах, которые  могут вызвать столь негативное поведение людей. Моральный риск — это риск, сопряженный с тем, что наличие контракта изменит поведение одной или обеих сторон, заключающих контракт. Например, застрахованная  компания будет уделять меньше внимания пожарной безопасности. То есть обязательства, которые возникают между сторонами на основе неравенства информации, могут изменять поведение одной из сторон в ущерб другой.

В последнее время моральный  риск стали рассматривать и в  других сферах человеческой деятельности. С точки зрения предприятия, моральный риск — недобросовестность поставщика, связанная с отсутствием должного контроля; недобросовестное отношение к служебным обязанностям, уклонение от налогов и прочие явления, наносящие ущерб имиджу делового человека.

Обобщая изложенные выше определения, можно сделать вывод, что моральный  риск — это действия экономических  агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим вследствие неравенства информации и различия интересов, проявляющиеся в изменении поведения одной из сторон контракта.

Одной из основных предпосылок  появления моральных рисков является асимметричность информации. То есть это та ситуация, когда две стороны  имеют разный уровень информации по предмету их взаимоотношений.

В банковском деле под моральным  риском большинство ученых понимают ту часть риска, которая связана  с порядочностью или честностью будущего заемщика.

Возможно  не во всех случаях, но, по меньшей мере, при отсутствии обеспечения моральный  риск становится одним из важнейших  элементов кредита. Личный фактор становится преобладающим над всеми остальными, поскольку, если человек не обладает достаточно твердым характером и порядочностью, он не заслуживает доверия, какими бы возможностями и материальными ресурсами он ни располагал. Это лишь один из аспектов морального риска, возникающего в банковской деятельности. Поскольку остальным видам морального риска в банковской сфере в научной литературе внимания практически не уделяют, далее проведем анализ возможных форм моральных рисков. 1

1.2. Классификация моральных рисков

Исходя из сущности моральных  рисков, предлагаем их классификацию в банковской деятельности (рисунок 1).

Как показывает рисунок, все  моральные риски в банковской деятельности делятся на две большие группы:

• моральные риски, возникающие  внутри банка;

• моральные риски, генерируемые внешней средой банка.

Каждая из этих групп включает в себя набор конкретных ситуаций, несущих рисковую составляющую, которая является проявлением моральных рисков. Рассмотрим группу внутренних моральных рисков.

Одним из основных внутренних моральных рисков для банка является наличие гарантированного свободного доступа к ресурсам. В данном случае есть риск того, что желание банка увеличить кредитный портфель может перевесить соображения безопасности. Особенно актуальным данный риск стал в последнее время, что связано с покупкой иностранными банками азербайджанских учреждений. В результате, азербайджанские банки получили доступ к большому количеству дешевых ресурсов. Как показывает анализ, это привело к значительному росту суммарного кредитного портфеля отечественных банков. Однако параллельно происходит и снижение его качества.

Моральный риск в данном случае заключается в том, что дочерняя компания, преследуя собственные интересы (увеличение кредитного портфеля, пусть и в ущерб его качеству), может вредить материнской компании (поскольку использует ее ресурсы в операциях с повышенным уровнем риска, не заботясь о последствиях).

Еще одной группой внутренних моральных рисков, которые присущи  банку как субъекту предпринимательской  деятельности, являются риски, связанные  с персоналом. Так, работники могут  саботировать работу банка, если у них  нет заинтересованности в результатах  работы или они считают, что их работа оценивается неадекватно. Это  может быть связано, к примеру, с  системой оценивания деятельности персонала, которая может уравнивать тех, кто хорошо работает, и тех, кто работает плохо.2

Существует также моральный  риск со стороны высшего руководства банка. Он возникает, когда менеджеры освобождаются от прямой ответственности за свои действия, соответственно, управление банками становится менее благоразумным, а рыночная дисциплина падает.

Следующей группой внутренних моральных рисков является неверная оценка отдельных участков или деятельности банка в целом, которая происходит в результате внутреннего аудита.




 

 

 

 

Рисунок 1. Классификация моральных рисков в банковской деятельности

Вследствие чего текущий  уровень рисков может быть значительно  занижен, что создает предпосылки для возможных проблем в будущем.

Далее рассмотрим моральные  риски, возникающие в деятельности банка в результате его взаимодействия с внешней средой или генерируемые внешними объектами. 3

Примером моральных рисков, связанных с внешним окружением банков, является существование фондов гарантирования вкладов населения и увеличение минимальной суммы вклада, которая гарантированно возмещается.

В Азербайджане к вопросу  о создании фонда страхования  вкладов на протяжении 10 последних лет обращались не раз. Ведь не секрет, невыполненные государством обязательства по возвращению населению замороженных “советских” рублевых вкладов и потрясения от псевдо-банковских пирамид типа “Вахидбанк” не принесли доверия современной банковской системе.

Поэтому, с одной стороны, создание Азербайджанского фонда страхования вкладов (ADIF) — это прецедент становления институциональных механизмов современной экономики республики и, в частности, финансового рынка. Фонд создан в рамках указа президента страны от 9 февраля “Об утверждении и введении в действие закона “О страховании вкладов”, принятого 29 декабря 2006 года. Фондом полностью покрываются вклады на сумму 30 тысяч манатов. Основная цель фонда — гарантировать возврат банковских накоплений вкладчикам в случае банкротства банка и ликвидации его лицензии на прием депозитов. Членами фонда страхования вкладов являются 43 банка.

С 1 июня 2010 года ADIF страхует вклады населения, привлекаемые банками — членами фонда, по ставке до 12 % годовых. В связи с этим в Азербайджане началось очередное снижение процентных ставок со стороны коммерческих банков. При этом вклады населения, привлеченные до 1 июня 2010 года по более высоким ставкам и по которым не истек срок действия договора, также подлежат страхованию. Объем вкладов населения в банках составляет 2 миллиардов 385 миллионов манатов, из которых 1 миллиардов 678 млн манатов — застрахованные вклады. В настоящее время застрахованными являются 70 % вкладов.

ADIF — очень прогрессивное явление и является одним из важнейших элементов процесса совершенствования корпоративной банковской культуры в Азербайджане.

С другой стороны, наличие  такого фонда предполагает, что депоненты  банка могут содействовать возникновению морального риска, если страхование депозитов будет означать, что они больше не считают своей обязанностью оценивать кредитный риск, связанный с депонированием денег в конкретный банк.

В последние годы в Азербайджане наметилась тенденция увеличения среднего размера вклада в банковской системе. А при определении суммы страхования  Фонд ориентируется именно на этот показатель. В то же время, завышенная сумма компенсаций повышает моральный  риск. Вкладчик становится менее разборчивым при выборе банка. Для него вопросы надежности банка уже не являются первоочередными, а основным критерием для открытия вклада становится размер процентных ставок, тогда как в рыночной экономике риски должны быть разделены между всеми участниками рынка. 4

Следующим видом морального риска является моральный риск, связанный с деятельностью надзорных органов. Он может возникнуть, если менеджмент финансовых организаций финансовой группы будет уверен, что надзорные органы предоставят им поддержку в случае появления у них финансовых затруднений только из-за того, чтобы не допустить снижения доверия к банковской системе. Мероприятия органов банковского надзора не должны создавать подобные стимулы для банков. Держатели акций не должны получать компенсацию убытков в случае, если банк переживает трудные времена; в противном случае это могло бы поощрять другие банки вести себя менее осмотрительно и осторожно в ожидании того, что они получат такую же помощь, если у них возникнут проблемы. Точно так же действия органов банковского надзора не должны защищать интересы корпоративных служащих проблемного банка.

Одним из основных видов  моральных рисков, возникающих в  банковской деятельности, являются моральные риски, связанные с деятельностью клиентов.

Информация о работе Банковские риски