Банковские риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является подробное рассмотрение
банковских рисков и методов их оценки.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть теоретические основы банковских рисков;
рассмотреть классификацию банковских рисков;
рассмотреть методы оценки банковских рисков, а именно кредитного,
валютного, процентного и других;
изучить способы минимизации банковских рисков.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты морального риска в банковской деятельности
1.1. Понятие морального риска
1.2. Классификация моральных рисков
2. Методы противодействия моральным рискам
2.1. Способы борьбы с моральными рисками, возникающими в деятельности банка
2.2. Роль системы страхования вкладов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

институциональная.docx

— 47.80 Кб (Скачать)

Банки не всегда могут контролировать действия заемщиков после получения ссуды. Заемщик может осуществлять деятельность, увеличивающую риск неплатежеспособности или стремиться скрыть доходы от своих инвестиций, чтобы не платить по долгам. Следствием этого становится снижение объемов кредитования и установление высоких процентных ставок. Таким образом, возникает проблема морального риска.

В условиях асимметрии информации лучшие заемщики платят за риск повышенную премию, а худшие — заниженную. Поскольку ненадежные заемщики активнее стремятся получить кредит, чем платежеспособные, эффективность распределения кредитных ресурсов снижается. В результате некоторые достаточно надежные и прибыльные проекты не реализуются.

Что касается потенциальных  объемов этих рисков, то доля обесценившихся кредитов, которые считаются просроченными по выплатам, в кредитном портфеле крупнейшего азербайджанского банка — Международного Банка Азербайджана (МБА) — достигла 27,8 %. Из них 18,6 % — кредиты, просроченные на 90 дней. Доля проблемных кредитов в некоторых других банках обстоит следующим образом: Texnikabank — 38,8 %, Kapital bank — 7,7 %, Unibank — 17,2 %, Accessbank — 1 %, Azərdəmiryolbank — 6 %, Azəriqazbank — 12,5 %.

Специалисты отмечают, что, по международным стандартам, превышение данного показателя пятипроцентной отметки уже является основанием для того, чтобы бить тревогу.

Еще одним из рисков данной группы является “вымогательство” со стороны клиентов. Возможности для него появляются тогда, когда клиент является ключевым для банка. Таким образом, у него появляется возможность диктовать банку свои условия, мотивируя переходом к конкурентам. Это вносит дисбаланс в риски банка, поскольку он будет вынужден выдавать кредиты на более льготных условиях, в том числе и в области оценки рисков.

Еще одним видом морального риска является риск, связанный с  завышенными процентными ставками. Применение ростовщических процентных ставок также является источником такого вида риска, как моральный.

Как показал проведенный  нами анализ видов моральных рисков, их достаточно много и порой они принимают весьма специфичные формы. К возможным последствиям воздействия моральных рисков на деятельность банка можно отнести:

1) ухудшение качества  кредитного портфеля;

2) увеличение объемов  проблемных и безнадежных кредитов;

3) потеря конкурентоспособности; 

4) падение уровня защищенности  банка вследствие осуществления  операций повышенной рискованности;

5) потеря ключевых работников;

6) угроза банковской системе  в целом. 

Все это обусловливает необходимость  разработки и внедрения в банковскую деятельность методов борьбы с моральными рисками. Поскольку моральные риски, с одной стороны, несут в себе стандартный набор угроз, для их нейтрализации можно использовать обычные механизмы обеспечения финансовой безопасности банков. В то же время, моральные риски обладают рядом специфических особенностей, которые предполагают использование нестандартных методов финансового управления.5

 

2. Методы противодействия моральным  рискам 

2.1. Способы борьбы с моральными  рисками, возникающими в деятельности  банка 

Способы борьбы с моральным  риском можно разделить на две  условные категории:

• внутренние (механизмы  борьбы, доступные банку);

• внешние (механизмы борьбы, которые обеспечиваются рынком или  той средой, где действует банк).

Одним из основных внутренних методов предупреждения моральных рисков является контроль за заемщиками. В ситуации неопределенности кредитные соглашения отличаются неполнотой и поэтому необходим контроль за заемщиками во избежание морального риска. Возможные методы контроля — аудит компании, текущая оценка финансового состояния заемщиков.

Перечень типичных способов борьбы с моральными рисками, возникающими в деятельности банка, представлен на рисунке 2.

 

Способы борьбы с  моральными рисками

Механизмы борьбы, доступные  банку                                                                              Механизмы, которые обеспечиваются внешней средой

  • Контроль за заемщиками
  • Ведение базы кредиторов                                                                                                                           Нормативное регулирование

Контроль за деятельностью  со стороны материнской компании

Надзор со стороны центрального банка

Государственная политика в  денежной кредитной политике

                                                                                                                                                                                

 

  • Страхование ликвидности
  • Угроза банкротства заемщиков
  • Эффективная заработная плата
  • Оплата труда по результатам
  • Контроль за поведением персонала
  • Ответственность руководства за результаты работы банка в целом

Рис. 2. Способы борьбы с моральными рисками, возникающими в деятельности банка

Еще одним вариантом борьбы с моральными рисками, который доступен банку, являются превентивные меры, направленные на первичный отсев неблагонадежных клиентов. Для осуществления такого отбора, банку необходимо обладать некоей базой данных по клиентам, надежность которых находится под вопросом вследствие их  неблагонадежного поведения в прошлом. То есть знать кредитную историю потенциального должника. Во всем мире функции такой базы данных выполняют бюро кредитных историй.

Бюро кредитных историй (БКИ) — организация (как правило, частная), занимающаяся сбором, обработкой, хранением и распространением сведений, относящихся к кредитной истории отдельных граждан, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства.

В большинстве стран мира кредиторы (банки, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, торговые фирмы, предоставляющие коммерческие кредиты) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через БКИ, что обусловлено проблемой асимметрии информации в сфере финансового посредничества. 6

Важным методом борьбы с моральными рисками является страхование ликвидности. Договоры о депозитах, как и кредитные соглашения, гарантируют клиенту банка возврат его средств. Банковский депозит является абсолютно ликвидным активом. Предоставляя возможность списания даже небольших сумм, депозит служит общепринятым инструментом платежа, тем более что переводы средств с использованием чека или банковской карточки осуществляются на основе договора о депозите. Системы взаимных расчетов обеспечивают расширение масштаба перевода средств с депозитов из одного учреждения в другое. Наконец, номинальная сумма депозита фиксирована и не уменьшается при сокращении банковского капитала, за исключением случая банкротства банка.

Еще одним вариантом борьбы с моральными рисками является угроза банкротства должников. В случае возбуждения процедуры банкротства, независимо от конечного результата (будет ли компания ликвидирована  или реорганизована), менеджеры согласно законодательству большинства стран либо лишаются возможности самостоятельно управлять компанией, либо вообще отстраняются от управления. Это создает предпосылки для снижения уровня морального риска.

Как мы уже отмечали, одним  из наиболее серьезных видов моральных  рисков является риск, связанный с  наличием фонда гарантирования вкладов населения. Перспективным методом его нейтрализации является имплицитная защита депозитов.

Имплицитная защита депозитов  предполагает, что правительство  должно принимать решение в каждом конкретном случае как о форме  защиты, так и о способах ее финансирования. Защита такого рода может привести к тому, что правительство будет выплачивать компенсацию непосредственно депонентам.

Важной группой методов  борьбы с моральными рисками являются внешние методы. Одним из основных, на наш взгляд, является нормативное регулирование банковской деятельности, которое проводится Центральным банком Азербайджана.

Важным аспектом банковского  регулирования являются требования по созданию резервных фондов банка. Следует отметить, что Азербайджан одна из немногих стран, которая сумела во время кризиса увеличить объем резервов. До кризиса они были на уровне 18 миллиардов долларов, к концу 2009 года — 20 миллиардов долларов, сейчас уже 22 миллиардов  долларов.

Базируясь на проведенном  нами анализе основных видов моральных рисков, формах их проявления в банковской деятельности, а также методов борьбы, предлагаем таблицу, которая иллюстрирует возможные виды моральных рисков для различных банковских продуктов и набор методов по их нейтрализации. Использование данной таблицы может значительно упростить работу банковских работников по оценке моральных рисков для того или иного вида банковского продукта, а также выбора инструментария по их нейтрализации.

Таким образом, моральные  риски могут оказывать существенное влияние на уровень финансовой безопасности банков.

Учитывая специфику моральных  рисков, значительный уровень скрытности и непредсказуемости, банкам необходимо уделять максимум внимания их учету и анализу. Предложенная классификация типичных моральных рисков в деятельности банков и механизмов по их нейтрализации частично поможет решить эту проблему.7

Возможные проявления моральных рисков для некоторых  банковских продуктов и методы борьбы с ними

Банковский продукт

Возможные моральные риски

Методы борьбы с моральными рисками

Депозиты 

Наличие фонда гарантирования вкладов  населения

Надзор со стороны центрального банка 

Кредиты

Неадекватное для банка поведение  клиента, основанное на асимметричности  информации

Создание и ведение базы неблагонадежных  клиентов, угроза банкротства заемщика

Платежные карты 

Мошенничество со стороны клиентов

Контроль за деятельностью клиентов

Расчетно-кассовое обслуживание

Анализ операций клиентов

Ценные бумаги

Неадекватное для банка поведение  клиента, основанное на асимметричности  информации

Более детальный анализ операции и  ее условий. Ответственность персонала  за последствия операции

Факторинг

Неадекватное для банка поведение  клиента, основанное на асимметричности  информации

Более детальный анализ дебиторов 

Форфейтинг 

Проблемы с документами и  возможные последствия от асимметричности  информации

Более детальный анализ условий  операции и контрагентов. Ответственность  работников банка за результаты операции

Финансирование международной  торговли

Проблемы с документами 

Ответственность работников юридического отдела за результаты операции

Лизинг 

Неадекватное для банка поведение  клиента, основанное на асимметричности  информации

Контроль за деятельностью клиентов

Инкассация 

Мошенничество со стороны персонала 

Эффективная заработная плата, контроль за поведением персонала 

Консультации 

Мошенничество со стороны персонала 

Эффективная заработная плата 

Доверительное управление

Асимметричность информации во взаимоотношениях “банк–персонал”

Контроль за поведением персонала  банка 

Хранение ценностей 

Мошенничество со стороны персонала 

Эффективная заработная плата 

Банковские гарантии

Наличие гарантированного доступа  к финансовым ресурсам, как результат — необоснованные гарантии со стороны банка

Ответственность руководства банка  за результаты работы

Дилинг 

Мошенничество со стороны персонала 

Контроль за поведением персонала  банка


 

 

 

Заключение

В заключение данной курсовой работы хочется отметить то, что

банковский риск - это ситуативная характеристика деятельности банка,

отображающая  неопределенность ее исхода и характеризующая  вероятность

негативного отклонения действительности от ожидаемого.

При определении  и изучении банковских рисков, необходимо помнить,

что банки в  своей деятельности сталкиваются не с одним определенным

риском, а со всей совокупностью различных видов  риска, отличающихся

между собой по месту и времени возникновения, своему влиянию на

деятельность  банка, и рассматривать их (риски)необходимо в совокупности.

Изменение одного вида риска вызывают изменения почти  всех остальных

видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня

конкретного риска  и принятие решения по его оптимизации  ведет к

углубленному  анализу множества других рисковых факторов.

Формирование  в России системы самостоятельно функционирующих

коммерческих  банков с особой остротой выявило  проблему управления

рисками, возникающих  в их хозяйственной деятельности в условиях

рыночной экономики. Как показала история, банковская деятельность в

условиях рыночной экономики подвержена значительному  числу рисков,

которые могут  не только ухудшить показатели деятельности банка, но и

привести его  к банкротству.

Анализ развития банковской системы России показал, что

коммерческие  банки слабо защищены от многочисленных, в том числе

системных рисков. Под риском в банковской практике понимают опасность

(возможность)  потери банком части своих  ресурсов, недополучения доходов

или произведения дополнительных расходов в результате осуществления

определенных финансовых операций. Так как понятия риска  и потерь теснейшим образом связаны между собой, и риск можно описать

количественно, используя  категорию потери, то в данной работе была

62

рассмотрена теория управления риском. Управление банковскими рисками

особенно затруднено в  условиях переходной экономики.

Ценность комплексной  классификации банковских рисков состоит  в

том, что на ее основе можно  моделировать банковскую деятельность,

Информация о работе Банковские риски