Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:25, реферат
Задачи работы:
проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
определить сущность основных понятий: персонал, управление персоналом, кадровая политика, кадры, аттестация и т.п.
проанализировать систему аттестации, разработанную в учреждении.
разработать рекомендации по совершенствованию системы аттестации госслужащих.
Основу концепции управления персоналом организации, в настоящее время, составляют: возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. [45]
Таким
образом, можно заключить, что
в задачи менеджера по управлению
персоналом организаций входит: сделать
работников способными к совместным
действиям; придать их усилиям
эффективность и
В учебном пособии под редакцией д.э.н. А.Я. Кибанова дано следующее определение понятия «управляющие персоналом».
Управляющие
персоналом – самостоятельный вид
профессиональных управляющих, главной
целью которых, является: создание
условий для повышения
В свою очередь С.В. Шекшня в книге «Управление персоналом современной организации» дает определение понятию «системы управления персоналом».
Системы управления персоналом – методы, процедуры, приемы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей (это – подбор, обучение и развитие, оценка и вознаграждение персонала) [53].
Работа
с кадровым потенциалом организации
на современном этапе
Управление
кадрами организации есть составной
элемент менеджмента, связанный
с людьми и их отношениями внутри
организации. Управление трудовыми
ресурсами направлено на достижение
эффективности работы предприятия,
самих работников, развитию у них
потребностей высокого уровня и способностей
к творческой деятельности, коммуникативности
и внутренней заинтересованности в
развитии и совершенствовании
Рисунок 1.1 - Объекты и носители функций управления персоналом
Управление персоналом связано с разработкой и реализации политики, включающей планирование, выбор, наем, размещение трудовых ресурсов; обучение и подготовку работников; аттестацию кадров; продвижение по службе, карьеру; методы и стандарты оплаты труда; условия работы; формальные и неформальные связи; консультирование и переговоры; преодоление конфликтных ситуаций в коллективе. Данный приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Состав функциональных блоков по управлению персоналом
Функциональный блок |
Содержание задач в функциональном блоке |
Определение потребности в персонале |
-планирование качественной потребности в персонале; -выбор методов расчета количественной потребности в персонале; -планирование количественной потребности в персонале. |
Обеспечение персоналом |
- получение и анализ
маркетинговой (в области - разработка и использование
инструментария обеспечения - отбор персонала, его деловая оценка. |
Развитие персонала |
- планирование и реализация
карьеры и служебных - организация и проведение обучения. |
Использование персонала |
- определение содержания
и результатов труда на - производственная социализация; - введение персонала, его
адаптация в трудовой - упорядочение рабочих мест; - обеспечение безопасности труда; - высвобождение персонала. |
Функциональный блок |
Содержание задач в функциональном блоке |
Мотивация результатов труда и поведения персонала |
- управление содержанием
и процессом мотивации - управление конфликтами; - использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибыли и в капитале предприятия; - использование немонетарных
побудительных систем: групповая
организация и социальные |
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом |
- правовое регулирование трудовых отношений; - учет и статистика персонала; - информирование коллектива
и внешних организаций по - разработка кадровой политики. |
Управление
кадровым составом организации в
современных условиях должно осуществляться
не интуитивно, как зачастую было ранее,
а с учетом научных разработок
в данной области.
В общем виде стадии управления трудовыми ресурсами можно представить следующим образом (рис. 1.2):
На рисунке 1.2 показаны этапы управления персоналом организации, которые при более углубленном рассмотрении включают в себя следующие мероприятия. [47]
Рисунок 1.2 - Этапы управления работой персонала в организации
Анализ ситуации, включает определение потребностей организации в трудовых ресурсах. Данные потребности определяются исходя из штатного расписания организации, текущих и перспективных планов дальнейшего развития, анализа слабых и сильных сторон наличной рабочей силы.
Планирование трудовых ресурсов – процесс определения потребностей организации в персонале, то есть определение когда, где, сколько и какие (какой квалификации) сотрудники потребуются организации. [53]
План трудовых ресурсов служит основой подбора персонала.
На основании сравнения плана по трудовым ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, отдел трудовых ресурсов определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, то начинается прием на работу, состоящий из определенных стадий.
Определение
потребности в персонале –
одно из важнейших направлений
Качественная потребность – то есть, потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу организации. [38]
Количественная
потребность - сводится как к
выбору метода расчета численности
сотрудников, так и к установлению
исходных данных для расчета и
непосредственному расчету
Постановка целей – предполагает, что кадровая политика не должна идти в разрез с общими целями организации.
Система целей для управления персоналом рассматривается двояко:
- она
должна отвечать на вопрос: каковы
конкретные потребности
- она
должна отвечать и на такой
вопрос: какие цели по использованию
персонала ставит перед собой
администрация и какие условия
она стремится для этого
Эффективность управления персоналом организации зависит от того, в какой степени указанные две группы целей будут непротиворечивы.
Наем, отбор и прием персонала.
В рамках данной функции решаются следующие задачи: планирование трудовых ресурсов; применение условий найма организации; опрос претендентов, беседы; переводы; увольнения; приказы о введении в должность и повышении; статистика кадров; рабочее время и сверхурочные; законодательство о найме и т.п.
Это исходный этап в процессе управления персоналом. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления трудовыми ресурсами.
Процесс подбора и отбора кадров: [37]
1. Отбор
персонала, предварительные
анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы;
описание характера работы (должностная инструкция);
требования к персоналу (требования, предъявляемые работой).
2. Анализ
источников найма –
3. Отборочное собеседование.
Основной
целью отборочного
Отборочное
собеседование – обмен
4. Использование
персонала – комплекс
Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы.
5. Обучение подготовка персонала.
В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Формами профессионального развития являются - планирование и развитие карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.
Профессиональное развитие – приобретение сотрудником новых знаний, умений и навыков, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности. [53]
Основные методы профессионального развития – профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.
Профессиональное
обучение – процесс развития у
сотрудников специфических
Основные виды профессионального обучения – на рабочем месте и вне рабочего места (аудиторное обучение).
Принципы обучения взрослых людей – актуальность, участие, повторение, обратная связь.
6. Контроль
и оценка результативности
Оценка результативности труда – одна из функций управления персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. [38]
В общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное значение имеет правильное определение качественных и количественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.
Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов.
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является безусловно система периодической аттестации персонала, более подробно, речь о которой пойдет в подразделе 1.2 данной дипломной работы.
7. Оплата труда.
Характер и величина вознаграждения, получаемого сотрудниками в качестве компенсации за свой труд, оказывает непосредственное влияние на способность организации привлекать, удерживать и мотивировать требуемый ей персонал.
Традиционная система компенсации – система вознаграждения работника, в основу создания которой положен принцип вознаграждения каждого работника – величины должностного оклада и набора материальных льгот как функции двух переменных: внутренней для организации ценности занимаемого им рабочего места и его абсолютной (рыночной ценности). [53]
Должностной оклад – величина заработной платы, выраженная в денежных единицах и соответствующая определенному рабочему месту (должности) в организации. [53]
8. Трудовые
отношения, включают в себя
ряд внешних и внутренних
9. Охрана
здоровья и социальные вопросы.
Управление социальным развитием
организации – совокупность