Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения деловых совещаний и переговоров в туризме.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение технологии проведения деловых совещаний и переговоров;
- анализ проведения совещаний и переговоров в ООО «КОНТУР-Груп»;
- выработка рекомендаций по совершенствованию организации и проведения деловых совещаний и переговоров в туристической фирме.
Введение……………………………………………………………………...…...4
1 Задачи деловых совещаний переговоров…………………..............................5
1.1 Особенности деловых совещаний …………………………………..…...5
1.2 Особенности деловых переговоров……………………….………..…….7
2 Технология проведения деловых совещаний …………………………..….…9
2.1 Подготовка совещания………………………………………………..…...9 2.2 Проведение совещания………………………………………………......12
2.3 Подведение итогов и принятие решения……………………………..…16
3 Подготовка и проведение деловых переговоров ………………...................18
3.1 Подготовка переговоров ..…………………………………………….....18
3.2 Проведение переговоров………………………………………………….20
3.3 Достижение соглашения……………………………………………...…..24
3.4 Анализ итогов деловых переговоров………………………………..…...27
4 Анализ проведения деловых совещаний и переговоров и рекомендации по их проведению в туристической фирме………………………………………..29
4.1 Особенности проведения деловых совещаний и переговоров в туристической фирме ООО «КОНТУР-Груп»………...………………………29
4.2 Рекомендации по совершенствованию организации и проведения деловых совещаний и переговоров в туристической фирме………………....31
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..35
Элементами совещания должны стать:
Для того, чтобы совещание оказалось продуктивным, нужно, чтобы его продолжительность не превышала установленных норм. Оптимальная продолжительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет всего 40—45 мин. Спустя 50—60 мин. у участников совещания ослабляется внимание: возникают шум, лишние движения, отвлеченные разговоры. Если и дальше продолжать совещание без перерыва, то у большинства людей наступает утомление. После 30—40-минутного перерыва у присутствующих улучшается самочувствие, восстанавливается нормальное состояние и обсуждение проблем можно продолжить.
После 90 мин. работы внимание
и интерес к обсуждаемым
Если же совещание продолжается
2 часа без перерыва, то более 90 % его
участников согласны на любое решение,
лишь бы это совещание побыстрее
закончилось. Таким образом, оптимальная
продолжительность совещания
Все знают, что такое регламент, но не все его соблюдают. Если до начала совещания регламент не установлен, этим уже создаются предпосылки для неделовой обстановки на самом заседании. Особая роль в соблюдении регламента отводится председателю собрания. Однако проявлять уважение к регламенту должен каждый участник совещания независимо от занимаемой должности.
Протокол совещания — это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от сотрудников выполнения порученных им заданий. Секретарь собрания фиксирует в протоколе по поручению собрания наиболее важные моменты:
Модель ведения протокола представлена на рис. 2.
Краткое содержание обсуждаемого вопроса ... ... (дата) ... (где) ... | ||
Присутствовали: Отсутствовали: Копии (кому): | ||
Повестка дня 1. …
| ||
Тема (пункт повестки дня) |
Обсудили (решили) (сообщается, что именно) |
Выполнение решения возложено на ... Срок исполнения ... |
Рис. 2. Модель ведения протокола совещания
Примечание – Источник: [1, c. 347].
Особого внимания заслуживает
совещание, где ставятся проблемы принципиальных
изменений в организации. Большинство
людей инстинктивно сопротивляются
изменениям и противостоят важным предложениям.
«Свирепый консерватизм»
Наиболее типичными формами «атаки» и противостояния им являются:
Контратака: «Меня это тоже беспокоит, поэтому был сделан предварительный анализ…»
Контратака: «Правильно, но следует учесть, что предлагаемое дает экономию, а это…»
Контратака: «при подготовке предложения именно это было учтено. Условия меняются…»
Наиболее эффективная форма противостояния – это: избегание критики оппонента, согласие с деталями при общем отказе, проявление явного дружелюбия вместо прямой критики, вежливый запрос более точных аргументов.
Если в ходе совещания предложение «заваливают», то необходимо отступить, найти причины для переноса решения (собрать дополнительную информацию, сделать дополнительный анализ, создать группу экспертов и т.п.).
Опытный председатель классифицирует участников и способы работы с ними по психологической типологии:
В процессе делового совещания очень важно контролировать его ход. В этой связи большой интерес представляют советы немецкого психолога Михаэля Биркенбиля.
1. Руководителю следует
оставаться на нейтральных
2. Постоянно поддерживать
разговор. Если возникает неловкая
пауза, сразу же вмешиваться:
с помощью дополнительных
3. Немедленно принимать меры в случае возникновения напряжения, обусловленного эмоциями. Ни в коем случае не должен разгореться спор!
4. Отклонять непродуманные
решения! Только подкрепленные
фактическим материалом
5. Высказывание всех участников должно осуществляться путем поименного вызова.
6. Всегда должен говорить
только один человек.
7. Руководитель совещания должен выслушивать мнения всех оппонентов.
Никакие идеи не удерживаются так упорно, как те, которые не обсуждались.
8. Совещание — не поле
боя, на котором противник
9. Следует нетерпимо относиться
к экскурсам в прошлое и
отклонениям от темы, которые
допускают отдельные участники.
10. Чтобы исключить недоразумения,
11. Руководитель совещания должен экономить время! Уже в самом начале надо объяснить, что проблема может быть, без сомнения решена в отведенное время. Если это возможно, не следует затягивать совещание ни на одну минуту. [8, c. 201-203]
2.3. Подведение итогов и принятие решения.
Итоги совещания или собрания оцениваются по количеству и качеству выработанных и принятых на них управленческих решений, в которые превращаются «домашние заготовки», сделанные перед их началом: справки, диаграммы, графики и т.п. Следует иметь в виду, что решение на совещании принимается всеми вместе и каждым в отдельности. От того, насколько участнику совещания удалось включить свои идеи и соображения в общее решение, зависит его эффективность. Если решения не были приняты, мероприятие считается бесполезным, а время на него затраченным впустую.
Решения вырабатываются двумя способами:
При реализации предложений,
высказанных участниками
Таким образом, можно выделить следующие обязательные требования, позволяющим сделать деловые совещания действенным инструментом создания команды единомышленников:
- регулярность проведения;
- сочетание обсуждения стратегических и оперативных вопросов;
- урегулирование на совещаниях
вопросов корпоративных
- руководителю следует
помнить, что совещание
Совещание при соответствующем уровне его подготовки и проведения является эффективным методом управленческой деятельности и, как форма делового общения, имеет много положительных сторон:
3. Подготовка и проведение деловых переговоров.
Переговоры – специфический
вид деятельности, имеющий свои правила
и закономерности, путь к взаимообогащению
и развитию, совместный анализ проблемы.
Цель переговоров – найти
Умение вести переговоры – это искусство. Переговоры должны приводить к результату, удовлетворяющему обе стороны. Успех переговоров готовится заранее. Следует изучить партнера, наметить для своей позиции возможные пути сближения, наметить варианты развития успеха. [7, c. 547]
В связи с разнообразием переговоров невозможно предложить их точную модель. Существует обобщенная схема их проведения, которая представлена на рис. 3:
Рис. 3. Этапы проведения переговоров.
Примечание – Источник: [1, c. 352].
Успех переговоров всецело зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. Подготовительный период может начаться задолго до фактического начала переговоров и включает два аспекта: организационный и содержательный.
Организационный аспект. Вне зависимости от темы предстоящих переговоров в ходе их подготовки стороны должны согласовать ряд вопросов процедурного характера. Прежде всего, необходимо осуществить выбор места и времени встречи. При выборе места проведения переговоров следует помнить о том, люди комфортнее чувствуют себя на своей «территории», будь это офис или страна. А потому принимающая сторона имеет определенное преимущество. Возможен выбор и нейтральной территории. Что касается временного параметра, то начало переговоров зависит, прежде всего, от реальных возможностей подготовки. С другой стороны, длительность переговоров может быть весьма различна: от одного-двух дней до нескольких месяцев.
Определение повестки дня – не менее важная составляющая подготовки к переговорам. В процессе ее составления определяется круг вопросов для обсуждения, устанавливается порядок их обсуждения, решается вопрос о длительности выступлений оппонентов. Повестка дня вносит ясность в процедуру проведения заседаний, что особенно важно при наличии целого ряда проблем и в ситуациях многосторонних переговоров.
При формировании состава участников переговоров необходимо решить такие вопросы, как: кто возглавит делегацию, каков будет ее количественный и персональный состав. Решая вопрос о главе делегации, важно учитывать не только уровень проведения переговоров, наличие полномочий для принятия решений, но и возможные личные симпатии и антипатии оппонентов. [9, c. 174-175]