Административная теория управления А.Файоля, Урвика, Муни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является подробное изучение исследований представителей административной школы; рассмотрение основных концепций теории администрации, их значение и актуальность в настоящее время.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи……………………….….5
2. Классическая школа менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни.
Сущность и принципы «теории администрации»……………………..…..…7
3. «Теория администрации» А.Файоля…………………………………….….9
3.1 Элементы управления……………………………………………………...9
3.2 Принципы управления…………………………………………………….12
3.3 Качества руководителя……………………………………………………15
3.4 Значение теории администрации…………………………………………16
Заключение………………………………………………………………….…18
Перечень используемой литературы …………………………………....…..20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.22 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи……………………….….5

2. Классическая школа менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни.

Сущность и  принципы «теории администрации»……………………..…..…7

3. «Теория администрации» А.Файоля…………………………………….….9

3.1 Элементы управления……………………………………………………...9

3.2 Принципы управления…………………………………………………….12

3.3 Качества руководителя……………………………………………………15

3.4 Значение теории администрации…………………………………………16

 Заключение………………………………………………………………….…18

 Перечень используемой литературы …………………………………....…..20 

 

      

Введение

     Создание  принципиально новой системы  управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.

     Еще Сократ утверждал, что главным в  управлении является поставить нужного  человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним  задач.

     Управление  в условиях рынка получило название менеджмента. В фундаментальном  оксфордском словаре английского  языка менеджмент определяется как  «способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого  рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица».

     В отечественной литературе и практике понятие менеджмента стало широко использоваться в 90-е годы в связи  с переходом к системе управления, основанной на рыночных отношениях. Данный термин подчеркивал ориентированность  коммерческих организаций, предприятий  на достижение максимального эффекта  их деятельности при помощи умелого  планирования, организации, мотивации, корректировки и контроля.

     К началу XX века с развитием капиталистического общества менеджмент выделяется в особую область знаний. Как любая наука, менеджмент базируется в первую очередь  на использовании исторического  метода. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, именно в критические, судьбоносные для  общества периоды жизни, в моменты  поиска выхода из сложившейся ситуации, новых путей развития часто происходит обращение к истории. Очевидно, что  анализ прошлого позволяет избежать ошибок, лучше понять настоящее, чтобы  спрогнозировать будущее развитие.

     Вся история менеджмента была связана  с двумя подходами к управлению фирмой. Первый из них устремлял  внимание на управлении операциями, техническую сторону производственного процесса, другой – на управлении трудовыми ресурсами, прежде всего изучая психологические факторы, мотивацию, стимулирование человеческой деятельности.

     На  каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи, выявлялись закономерности; акценты  переносились с технологических  процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался и как элемент системы, и как  неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными  проблемами. Но в самом начале становления  науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления предприятием в целом. Созданная  А. Файолем административная школа  менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии  как систему, сделав администрирование  объектом внимания науки.

     Целью данной работы является подробное изучение исследований представителей административной школы; рассмотрение основных концепций  теории администрации, их значение и  актуальность в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предпосылки создания  теории, ее цели  и задачи

     Прогресс  человеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа  производства отражается и на организационных  формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные  формы были настолько просты, что  их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских  стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех  пор стабильно высокий. К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная  наука, появляются первые теоретические  работы в этой области знаний, возникают  первые школы.

     Актуальность  проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения  отдачи на вложенные ресурсы путем  совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В  этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый  – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно  трактовать как выгодные свойства организационной  структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования  организационной структуры можно  извлекать прибавочную стоимость  дополнительно к результатам  использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

     Разработка  проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в.

     Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

     Файоль  утверждал: управлять – означает вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся  в ее распоряжении ресурсов. Понятие  «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:

  • Техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение).
  • Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).
  • Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
  • Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).
  • Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).
  • Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

     В предпринимательстве, в простом  или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп  деятельности или их существенные функции. Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой организации. 

2. Классическая школа  менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни. Сущность  и принципы «теории  администрации»

     Как говорилось выше, возникновение административной школы связано главным образом  с именем Анри Файоля (1825—1925).

     Анри  Файоль был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском  горно-металлургическом синдикате  компании «Комамбо», сначала в должности  инженера, а затем – в главном  управлении. Компания «Комамбо» в  момент его назначения на пост генерального управляющего (1888г.) находилась на грани  банкротства, а ко времени его  отставки (1918г.) стала одним из самых  мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами  французских концернов. Обобщая  свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» ~ в 1916г.

     Важную  роль в развитии идеи этой школы  сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие  деятельность организаций с точки  зрения широкой перспективы и  пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в  целом.

     В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилбрета, которые  начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представления об управлении организацией, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе: Файоль, как уже отмечалось, руководил большой французской компанией, Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Муни работал в компании «Дженерал Моторс». В связи с этим, их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации.

     Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет  успеха.

     Принципы  управления — это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требовании, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы — это маяк, помогающий ориентироваться.

     Рассматривая  организацию как специфический  вид деятельности и как столь  же своеобразную административную систему  и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал  следующие 14 принципов управления применительно  к деятельности высшего звена  управления:

     разделение  труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух, подчинение частных интересов общим. Рассмотрим их ниже, в главе 3.2.

     Считая  предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что  их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой  осуществляется управление. Ом отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменении, преобразовании, основанных па новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.

     Отметим, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный  главным образом для интенсификации производственных процессов, основан  на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

     В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение. 

3. «Теория администрации» А.Файоля

3.1 Элементы управления

     Файоль  впервые предложил рассматривать  собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

     1. Планирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. По Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, т.е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью. Эти характеристики реализуются следующим образом:

Информация о работе Административная теория управления А.Файоля, Урвика, Муни